Шпаргалка по обществознанию, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по обществознанию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "обществознание" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "обществознание" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Производственные и технологические формы деятельности передаются в виде материальных продуктов, информации, знаний, умений и навыков.Человеческое общество в различных формах своей жизнедеятельности представляется прежде всего в виде взаимодействия не только материальных, но и духовных компонентов.Материальная сторона этого взаимодействия создаетисходные условия для жизнедеятельности людей. Преобразование материалов природы осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности в соответствии с социальными потребностями людей.
Духовнаясфера обеспечивает осознание этого процесса. Обе этистороны находятся в неразрывном единстве, обеспечиваяжизнедеятельность и саморазвитие общества. Тенденцияк выживанию, характерная для любого биологического образования, присуща и обществу. Только в обществе это неприродный инстинкт, а сознательная цель.Однако воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологическихпроцессов.
Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическоезаражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречиес условиями своего обитания.Осознание возможности глобальных катастроф ведетк необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе: общество - природа. По мнению многих ученых, выправить ситуацию поможет ноосферноеразвитие (от греч. noos - «ум, разум»), представляющеесобой сферу живого и разумного.Ноосфера - особая реальность, связанная с более глубокими формами преобразующего воздействия обществана природу. Она предполагает не только использованиенаучных достижений, но и разумное сотрудничество всего человечества, высокие гуманистические принципы отношения к природе - родному дому людей.ш м «ям— м м м ^—шт м>^м> мшшш* штшшт м м ^ м м «вам* « ^ _ивв^^ jJO^5.
Направленность общественного развитияСуществуют разные подходы к анализу общественногоразвития. Процесс перехода общества от одного состояния к другому ученые пытаются объяснить в рамках линейного, циклического или нелинейного типа изменеЛинейный тип социальной динамики рассматриваетвсю историю как движение, направленное вперед во времени и пространстве.Линейная динамика предполагает прогресс (движение вперед) и регресс, т. е. может воспроизводиться какнисходящая линия в изменении общества. Линейныепрогресс и регресс представляют собой единство противоположностей, одна из которых на определенном этапеиграет доминирующую роль.
В общеисторическом планелинейные прогресс и регресс сменяют друг друга тогда,когда исчерпываются потенции роста на собственной основе. Определенное влияние на пределы линейной динамики оказывает характер взаимодействия общества с природной и социальной средой. При этом пределы линейногопрогресса общества могут быть расширены путем преодоления исторического отставания за счет усвоения социального опыта стран, идущих впереди.В общественной жизни широко распространены циклические процессы.Обычно под циклами понимается некоторая совокупность явлений, процессов, последовательность которыхпредставляет собой определенный кругооборот в течениенекоторого промежутка времени. Конечная точка цикла какбы повторяет первоначальную, но только в других условияхили на другом уровне. Циклические социальные измене-7.Социальный прогрессПрогресс (от лат. progressus - движение вперед) естьтакое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенногок более совершенному.Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит прежде всего философамвторой половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи прогресса послужилостановление капитализма.
В качестве критериев прогрессавыступали уровень материального благосостояния членовобщества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техники, солидарности членов общества и др.Классические представления о прогрессе рассматривают его как движение человечества к более развитому состоянию, причем движение неуклонное, которое продолжается, несмотря на отклонения и случайности.Представления о прогрессе долго основывались на понимании необратимости линейного времени, линейноготипа развития, когда прогресс определяется логикойпредшествующего развития и оценивается как положительная разница между прошлым и настоящим или настоящим и будущим.Однако после Первой мировой войны появились сомнения в прогрессивности развития и особенно сомнения в нравственном прогрессе.
Стало наглядным и бесспорным, что прогресс в одной области может приводитьк регрессу в другой. Оптимистическая идея линейно-поступательного развития человечества стала подвергатьсякритике.6.Революционные и эволюционныеизмененияПонятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепеннымиизменениями, революционные - с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества.Но абсолютных граней между революцией и эволюциейне существует. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаютсяв эволюционной форме. В свою очередь, эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает икачественные скачки.
Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения естьвзаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.Социальные революции как переход к качественно новой ступени развития носят закономерный характер. Онипредставляют собой не любые, даже качественные, а коренные изменения всей сферы общества.Социальные революции играют прогрессивную роль:разрешают многочисленные противоречия, накапливающиеся в период эволюционного развития общества, поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее.Но в XX в. отношение к революционным процессам пересматривались. Наиболее показательна в этом отношении позиция английского историка и философа А.
Тойнби, который, признавая объективность революции, всеже оценивает ее как торможение прогресса. Тойнби считает, что революция, уничтожая устаревшие порядки, в то8. Типология обществТипология (ОТ греч. typos - отпечаток, форма образец иlogos- слово, учение) - способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребностьв типологии возникает, когда наука имеет дело с крайнеразнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания.К выводу о необходимости и возможности вычлененияопределенных ступеней развития общества мыслителипришли с античных времен.Типология обществ была связана с попытками обоснования проекта «идеального общества».
Потребность в типологии была вызвана и под давлением накопленного исторического материала.На современном этапе наиболее универсальными являются формационная и цивилизационная типологии.Формационная модель разработана К. Марксом. Согласно ей человечество от одной стадии движется к другой. Той или иной стадии развития соответствует общественно-экономическая формация, которая выделяется попризнаку господствующего типа производства, которыйописывается как исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.К.
Маркс выделял три общественно-экономические формации: первичную (первобытную, архаическую), вторичную (экономическую, основанную на частной собственности), третичную (коммунистическую). Историческое развитиепредстает как последовательная смена общественно-экономических формаций.Решающую роль в развитии общества согласно марксистской теории играют производственные (экономиче-же время производит настолько громадные разрушения,что они перечеркивают положительные моменты революции. Поэтому современная наука, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализесоциальных изменений на эволюционную, реформистскуюформу.В этом плане представляет интерес теория модернизации, рассматривающая процесс перехода традиционногообщества к современному. Модернизация долго понималась как вестернизация, т. е.
копирование западных устоев во всех областях жизни. Модернизация описываласькак форма «догоняющего» развития, при котором предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения автоматически вызовет измененияв других областях жизни. Но такой взгляд не выдержалпроверки действительности.На современном этапе не абсолютизируются ни реформы, ни революции. В социальной жизни известны и великие революции, и великие реформы. Например, реформы античного правителя Соломона и многие другие. Нынепризнается, что революционные взрывы - результат неумения властных структур провести назревшие коренныереформы.ния происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет и даже несколькостолетий.
Наглядным примером циклического характерасоциальной динамики служит смена поколений людей.Многие социальные институты, общности и даже целыеобщества изменяются по циклической схеме: возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многиеструктуры в обществе - социальные, экономические, политические, духовные.Циклические изменения представляют собой круговорот, они повторяют тенденции прошлого. Каждый из циклических процессов обладает сходством и повторяющимися состояниями.