Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Имеющиеся экзис- ния, то фальсифицируемость — остенциалистские* учения могут быть, новная характеристика научного иссогласно А., разделены на философию следования. Интерес А. к философс«невозможности возможного» и фило- ко-методологическим проблемамсофию «необходимости возможного».
очевиден и в его статье «ЭкзистенциСам же А. стремится создать концеп- ализм» в словаре Dizionario difilosofiaцию, которую определяет как «воз- (Torino, 1961).можность возможного» или «позитивный экзистенциализм». Отправной IP Мудрость жизни. СПб., 1996; Introduzioneпункт к построению последнего —all'esistenzialismo. Milano, 1942; Filosofia,religione, scicnza.
Torino. 1947;L'esistenzialismoсинтез идей Канта и Кьеркегора. А.pozitivo. Torino, 1948.сводит три пары кантовских модальностей к одной, базисной — необхоАБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ димости и не-необходимости, поскольку необходимость и случай- течение англо-амер. философии конность, с его точки зрения, не состав- . ца XIX — начала XX веков. Понятиеляют принципиальной оппозиции. абсолютной реальности, или абсолюта, сформировалось в классическойАгассинем.
философии. Согласно Шеллингу и Гегелю, атрибут абсолюта — гармоничное примирение противоположностей. Однако в их системах понятие абсолюта содержало неявноепротиворечие, которое не замедлилообнаружиться при дальнейшей эволюции философских идей. Это противоречие между принципом историзма*, согласно которому «дух» становится абсолютным в процессе исторического развития, и самим понятиемабсолюта как вневременной полнотыбытия и совершенства.
ПриверженцыА.и. отказались от историзма во имяпоследовательной концепции абсолюта. Однако в понимании абсолютной реальности у них не было единодушия. Разногласия между нимиможно свести к трем позициям. Первая представлена брит, неогегельянцами Брэдли* и Б.Бозанкетом (18481923), вторая — сторонником персонализма* Дж.
Мак-Таггартом (18601925), третья, - Дж. Ройсом (18551916), называвшим свою доктрину«абсолютным прагматизмом». В наиболее четкой форме аргументация А.и.развернута в трактате Брэдли «Видимость и реальность» (1893). Философское мышление, делая предметом своей рефлексии основные построениянаучного познания, а также представления здравого смысла, повсюду наталкивается на внутреннюю противоречивость используемых в них понятий. В этих понятиях сущность изначально отделена от существования;стремление же преодолеть это разделение вовлекает в бесконечный процесс опосредствования — перехода отодного абстрактного определения реальности к другому. Мысль все времяостается в порочном круге взаимообусловленных абстракций.
Абсолютпротивопоставляется этому как единство сущности и существования, мысли и ее осуществления, истины и реальности. Однако мыслить абсолют вовсей его конкретности мы не в состоянии, потому что наше мышлениеостается абстрактным (в этом отличиеБрэдли от Гегеля). Но, поднимаясь науровень философского постижениядействительности, мы все же можемуказать на общие логические условияконкретности, т.е. абсолютной реальности. Последняя предстает как всеохватывающая гармонически упорядоченная система, преодолевающаяпространственно-временную разделенность вещей и развертывающаявсе богатство своего содержания одновременно и повсеместно.
Индивидуальные вещи и явления, в том числеличностное начало, растворяются вабсолюте.Дж. Ройс пытался раскрыть понятие абсолюта с помощью разработанной математиком Г. Кантором концепции актуальной бесконечности.Дж. Мак-Таггарт истолковывал абсолютную идею Гегеля в персоналистическом духе: она воплощает в себеискомое равновесие единства и множественности как гармоническая система соотносящихся между собой личностных центров самосознания.Для такого персонализма не существует ничего, кроме личностей, группличностей, элементов личностей.Однако этот способ мышления рождает проблемы. Универсальную гармонию неповторимых личностей легче постулировать, чем философскиобосновать.
Монадология Лейбница — ярчайшее тому подтверждение.Лейбниц решал проблему мировогоединства с помощью постулата «предустановленной гармонии», отсылающей к Творцу мироздания. Для персонализма Мак-Таггарта этот путьзакрыт, и ему не остается ничего другого, как отсылать к единящей силемистической «любви».М.А. КиссельШ Бозанкет Б. Основания логики. М., 1914;F.H.Bradley.
Appearance and Reality. L., 1893;J.Royce. The World and the Individual. N. Y,1900; J.McTaggarl. Ontological Idealism //Contemporary British Philosophy. L., 1924.АГАССИ (Agassi) Джозеф (р.1927) — изр. философ и историк науки; ученик Поппера*, близок к критическому рационализму*. Проф.Ad-hoc-гипотезаТель-Авивского ун-та, преподает философию в ун-тах США и Канады.Позицию А. отличает своеобразныйантропологизм и широта аргументации — от специальных логико-методологических разработок до религиозной тематики. Рассматривая в такомшироком контексте традиционные дляфилософии науки* проблемы, А.
выявляет в них историко-культурныйплан. Центральную для попперовскойконцепции проблему демаркации*между наукой и метафизикой он дополняет вопросом о демаркации между наукой и технологией, представляявозникающие между ними коллизиикак источник их самостоятельногоразвития.на представлении о влечении как социальном по своей направленности.Идеи А. способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. «Индивидуальная психология»получила распространение в 20-30-хгодах, особенно в США.J5Наука жить. Киев, 1997; Praxis und Theorieder Individualpsychologie. Miinchen, 1920;Menschenkenntnis. Leipzig, 1927.AD Я0С-ГИПОТЕЗА (от лат. adhoc — к этому, для данного случая) —предположение, выдвинутое с цельюрешения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся вконечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
Предсказание новыхЛ Наука в движении // Структура и развитиефактов и адаптация к полученным экнауки. М., 1978; Faraday as a Naturalспериментальным данным являютсяPhilosopher. Chicago; L., 1971.наиболее важными проблемами, с коАДЛЕР (Adler) Альфред (1870- торыми сталкивается любая научная1937) — австр. психолог и психиатр. теория. Решение этих проблем в принБудучи врачом-практиком, в 1902 ципе невозможно без дальнейшей разпримкнул к кружку Фрейда*. Посте- работки теории, без развития ее испенно выработал собственную кон- ходной концептуальной структурыцепцию психической болезни, в ос- путем введения дополнительных гинове которой лежала идея компенса- потез, построения частных теорий иции чувства неполноценности.
Со- специальных моделей. Не все предгласно этой концепции, психическая сказания теории и попытки адаптироболезнь есть результат неосознанно- вать ее к полученным эксперименго стремления к превосходству, раз- тальным данным удовлетворяют обжигаемого чувством неполноценнос- щепризнанным метатеоретическимти, которое связано с какой-либо те- критериям научности и оказываютсялесной слабостью или недостатком. А.
успешными. Более того, ученые иногподверг критике учение Фрейда за да намеренно идут на нарушения этихпреувеличение роли сексуальности и критериев, прибегая к помощи ad hocбессознательного* в детерминации гипотез. Некоторые из них могут воповедения людей и недооценку соци- обще не обладать никаким дополниальных факторов. Характер человека, тельным теоретическим содержаниемпо А., вырастает из его «жизненного по сравнению с исходной теорией, ностиля».
Последний представляет собой они временно обеспечивают этой тескладывающуюся в детстве систему ории какие-либо важные прагматицеленаправленных стремлений, в ко- ческие преимущества (достаточнуюторых реализуется потребность в пре- степень согласованности с новымивосходстве, самоутверждении. Схема экспериментальными данными иформирования характера у А.
весьма т.д.). С другой стороны, ad hoc-гипонапоминает по форме схему Фрейда. тезами, по сути дела, оказываются люНо если у последнего она основыва- бые эмпирически бесплодные всполась на понимании влечений как асо- могательные предположения, поциальных, то развиваемая А. «инди- скольку их дополнительное теоретивидуальная психология» базируется ческое содержание не получает экспе-Адорнориментального подтверждения.
МожВ 1939-44 в соавторстве с Хоркхайно выделить также и другие типы та- мером А. пишет кн. «ДИАЛЕКТИКАких гипотез, использование которых ПРОСВЕЩЕНИЯ» (опубликована вприводит к нарушению соответству- 1947), ставшую программным сочиющих критериев научности. Причем нением критической теории. Темаэти нарушения могут оставаться не- книги — разум, становящийся жертобнаруженными, скрытыми в течение вой собственных притязаний на госнекоторого времени, поскольку в подство («просвещение» здесь — имяпринципе невозможно предвидеть все этой формы разума, а не обозначениеследствия, вытекающие из имеющих- известной исторической эпохи). Люся теорий и гипотез.
Поэтому гипо- бая форма человеческого отношениятезы, позволяющие успешно решить к природе представляет собой попытопределенные проблемы, вполне мо- ку овладения последней, попытку,гут оказаться в дальнейшем гипоте- остающуюся в зависимости от объекзами ad hoc (например, логически не- та овладения. Господство над приросовместимыми с некоторыми допу-' дой не достигает ставимой изначальщениями исходной теории). Неред- но цели — свободы от природы. Ноко такого рода «селективно ценные» поскольку освобождение через госad hoc-гипотезы выступают отправным подство есть фундаментальное свойпунктом формирования новых теорий.
ство самого разума, то фиаско, поджидающее разум, не может быть разумАДОРНО (Adomo), ВИЗЕНГРУНД- ным образом освоено. Разум предАДОРНО (Wiesengrund-Adorno) Теодор принимает все новые усилия, резуль(1903-1969) — нем. философ, наряду с татом коих оказывается то, что он самХоркхаймером* крупнейший предста- обнаруживает себя в страдательнойвитель критической теории* в первом роли: всякая новая попытка разумнопоколении. Критика буржуазного об- го овладения природой представлящества и характерной для него рацио- ется как преодоление предшествуюнальности* ведется А. в форме разме- щей попытки и тем самым — пленжевания с классической философией ницей собственной истории. Если вНового времени, а также в социологи- современной технике и науке овладеческих работах и в эссе, посвященных ние природой становится тотальным,«диагностике современности».