_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002 (_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf), страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Ксожалению и удивлению, это положение вещей никого не смущает. Причинаэтому - своекорыстные личные и групповые интересы или чиновников отобразования, или самих участников образовательного процесса, преподавателейтех или иных дисциплин, для которых часто свои личные (дисциплинарные)интересы важнее, чем качественное, «совершенное» образование для студентов.По сути «каждый тащит общее одеяло на себя». А в этой ситуации, какотмечалось ранее, кто на данный момент сильнее, тот и перекраивает под себяучебный процесс или статус и субординацию между различнымидисциплинами. И никакие общие ценности здесь почти не имеют значения, всеочень грубо и примитивно, как в реальной жизни – это и есть одно изпроявлений ее.Чтобы понять объективный критерий, определяющий оптимальныйпериод освоения философии в рамках общеобразовательной университетскойподготовки, необходимо знать место и роль философии в реальнойдеятельности ученых, результаты которых преподаются и изучаются вуниверситетах.
Общая схема деятельности ученого такова: метафизическаясистема (иногда нефилософы используют в качестве синонима термин«философия») – методология, вытекающая из системы, – результатыиспользования методологии. Сначала в духовной культуре имеются некоторыеметафизические системы. Из них кто-то (может быть, и сам данный ученый)строит некоторую теорию, конечно, с опорой на те или иные факты.
Затемконкретный исследователь, беря какой-то фактический материал, выстраиваетего так, как диктует выбранная им та или иная теория. При этом сам ученыйможет и не осознавать, что стоит на позиции какого-то подхода, точно так же,как герой Мольера, не знавший до определенного времени, говорит он прозойили стихами. Если учащиеся хотят в совершенстве освоить изучаемый предмет,то обязательно должны докопаться, как бы тяжело и трудно ни было, дометафизической системы, лежащей в основании этого предмета (онаобязательно есть)1 и выявить ту методологию, которая соединяет систему ифактический материал. Если учащимся это удастся, то изучать в этом предметеуже им нечего. Но чтобы это сделать, необходимо знать те метафизическиесистемы, которые уже функционируют в культуре, необходимо изучить сначалафилософию, а затем приступать к изучению конкретных, специальныхдисциплин.В отношении логики это выглядит так.
В традиции европейской культурыобразование и наука всегда существовали и функционировали на языке логики:в форме понятий, определений, суждений, идей, теорий, умозаключений и т. д.Результаты науки написаны, зашифрованы на языке логики. Незнание этогоязыка закрывает дверь для аутентичного освоения всего того, что уже созданонаукой, не говоря о возможности самостоятельно открыть или создать что-либоновое. Поэтому в европейской культуре изучение логики осуществлялось насредней ступени образования. В университете также для всех поступившихизучение логики было обязательным (в классической европейской культуреимело место дублирование в освоении логики, потому что без обязательногознания логики дальнейшее образование было бессмысленным).Преподавание и изучение логики и философии на четвертом курсе, когдаобразование уже почти завершено (пятый курс, как правило, связан спедпрактикой и выполнением дипломной работы), студентам необходимо также, как «корове седло» или «пятое колесо телеге».
Но самое интересное,почему подобных манипуляций в университете не делают, например, синостранным языком или физкультурой?…«Философия» для студентов Химического факультета МГУ преподаетсяна втором курсе на протяжении двух семестров, с обязательнымиеженедельными 2 часовыми лекциями и 2 часовыми семинарскими занятиями.В первом семестре по итогам обучения производиться аттестация студентов вЕсли есть предмет, о том, что он есть, свидетельствует наше изучение его, то есть и материал,который в данном предмете изложен. Если есть материал, то он был получен каким-то способом,методом, в противном случае материала бы не было. И если есть метод, то должна быть итеоретическая система, обосновывающая этот метод, в противном случае не будет метода. «Методпознания всегда содержит две органически связанные стороны – объективную и субъективную.Причем в методе первая должна переходить во вторую.
В гносеологическом отношении этот переходозначает переход истинности в правильность. Единство системы и метода носит диалектическийхарактер. С одной стороны, ни одна система знания полностью не реализуется в методе, она посвоему содержанию богаче его. С другой стороны, возникший на основе системы метод в своемразвитии обязательно выходит за ее пределы, ведет к изменению старой системы знания и созданиюновой. Система более консервативна, стремится сохранить и усовершенствовать себя.
Метод посвоей природе более подвижен, направлен на приращение знания и создания новой системы. В тоймере, в какой метод основывается на объективно-истинной теоретической системе, он по существу неможет быть неправильным. Неправильным может быть практическое применение такого методасубъектом, в частности распространение сферы его действия за пределы предмета, закономерностикоторого отражены в теоретической системе, лежащей в основе данного метода» (Копнин П.В.Диалектика как логика и теория познания. – М., 1973.
- С. 83).1форме зачета, а во втором семестре – в форме экзамена за полный годичныйкурс обучения. В отношении экзамена по общеобразовательномустуденческому курсу для всех естественных факультетов есть решение нашейкафедры, по которому устный экзамен является обязательным элементомкурса «Философия» и не допускается его замена различного рода суррогатамитипа «автоматов», рейтингов, контрольных работ, рефератов и т. д. Поэтомукаждый студент должен знать, что окончание курса «Философия» для негопроизойдет после успешной сдачи экзамена.Содержательные особенности курса. Курс носит название«философия», но что за ним скрывается, ведь всю философию не изучают дажена философском факультете?Ответ не так просто сформулировать, как может показатьсянеискушенному обывателю.
Первая, самая важная проблема, с которойнеобходимо справиться, – это учет всего фактического материала, имеющегосяв арсенале философии. С ним, пожалуй, по объему в человеческой культуреничто не сравнится. Это связано с тем, что философия существует более двух споловиной тысячелетий, старше ее только мифология. К тому же, вевропейской традиции вплоть до середины XIX в. философия включала почтивсе ныне самостоятельные науки.
Поэтому самым естественным будетпоступить по известному принципу: «Берем глыбу мрамора и отсекаем всененужное, лишнее…».Если взять основные философские дисциплины – онтологию,гносеологию, логику, этику, эстетику, историю философии, то придетсяотбросить, отсечь все, за исключением истории философии. Почемуприходиться оставлять только историю философии?1. Когда наступил позитивный век в европейской культуре (середина XIX в.),естествознание отделилось от философии. Поэтому самостоятельностьонтологии стала проблематичной, так как она является учением о бытии, абытие - это то, что есть, существует. Все существующее более точно истрого теперь изучают естественные науки.
Проблемы гносеологии сталирешаться экспериментальной психологией. Логику «приватизировала»математика. Этика еще в средневековье стала во многом предметомхристианства. Эстетику часто трактуют как теорию и историю искусств и т.д. Создавалась для многих иллюзия, которую В. Виндельбанд обозначил так:«Философия, как король Лир, раздала весь свой скарб частным наукам…».Отсюда появился тезис: «Философии больше нет, а есть только историяфилософии (философия осталась в прошлом)».
В начале XX в. крайностьэтого тезиса была смягчена, но «история философии» осталась теперьважнейшей, во многом первейшей философской дисциплиной.2. Значение истории предмета в социально-гуманитарной области на порядоквыше, чем в естественнонаучной области – это отличительная особенностьлюбой гуманитарной дисциплины. Например, при получении специальности«философ», все будущие философы больше всего сил и времени тратят наосвоение истории философии (в отечественной традиции «историяфилософии» преподается с первого курса по пятый включительно). В работепрофессиональных философов история философии также занимаетабсолютно господствующее положение.
То же и в других социальногуманитарных дисциплинах, хотя возможны некоторые количественныекорректировки, в зависимости от той или иной специальности. Место и рольистории предмета в науках об обществе и человеке на порядок больше посравнению с науками о природе. При подготовке естественников курс поистории собственного предмета обычно занимает один семестр или ещеменьше.3. С прекращением существования СССР, произошла деидеологизациякультуры, что отразилось и в преподавании философии. В системесоветского высшего образования общими обязательными курсами пофилософии были «диалектический и исторический материализм («диамат» и«истмат»)», как считалось, выражающие философскую идеологиюмарксизма-ленинизма.
На самом деле, кроме внешней фразеологии, никакойсвязи с марксизмом не было, а был чистейшей воды, самый банальныйпозитивизм типа О. Конта и Г. Спенсера. Теперь большая часть вузовскихкурсов «Философии» стихийно, самопроизвольно, без указа сверхусодержательно трансформировалась в историю философии, как наиболееэмпирически нагруженную философскую дисциплину, где в силу этогосложнее всего осуществить насаждение чей-либо идеологии.
Былконкретный философ, написавший определенное произведение, где имеетсяряд идей, что-либо к ним добавить или убавить сложно, так как любой можетэто проверить по первоисточнику. Единственно что можно сделать – это датькакую-либо оценку, например, хороши или нет, прогрессивны иликонсервативны и т. д. какие-то взгляды философа. Но это всего лишь чье-томнение, с которым можно и не согласиться.4. История философии фактически включает в себя все другие философскиедисциплины.