Диссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)), страница 11

PDF-файл Диссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)), страница 11 Философия (59742): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)) - PDF, страница 11 (59742) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)". PDF-файл из архива "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Сущность правосудия он раскрывает через понятия«правосудность»и«неправосудность»,соответствующиепонятиям«справедливость» и «несправедливость». По Аристотелю, субъект, нарушающийзакон, поступал неправосудно, то есть несправедливо. Несправедливость онобъясняет как присвоение «чужого» блага и отказ от «своего» зла49. Философсчитал, что «поступая несправедливо, человек намеренно преступает закон, желаяпричинить вред»50.Аристотель, определяя сущность правосудия, указывал, что «правосудностьсостоит в обладании некой серединой…, она принадлежит середине, анеправосудность – крайностям»51, а в «Этике» замечает: «справедливое состоит ввоздаянии другому равным»52, интерпретируя тем самым древнейший принципталиона. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, какправо, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормойполитического общежития, – так Аристотель определил фундаментальноеметафизическое понятие справедливости53.Обоснованию принципов справедливого и беспристрастного правосудиянемало работ посвятили также мыслители Рима – Цицерон, Ульпиан, Цельс, МаркАврелий и др.

О справедливом правосудии римляне говорили: «Justitia debet esselibera, quia nihil inguens venali justitia; plena quia Justitia non debet claudicare et47Платон. Сочинения: В 3-х т. / пер. с древнегреч. М., 1971. Т. 3. Ч. 2. С. 244.Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т.

/ пер. с древнегреч., общ. ред. А. И. Доватура. М.,1983. Т. 4. С. 67.49Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / пер. с древнегреч., общ. ред. А. И. Доватура.М., 1983. Т. 4. С. 146.50Аристотель. Риторика / пер. с древнегреч. и примеч. О. П. Цыбенко; под ред. О. А. Сычева и И. В. Пешкова. М.,2000. С. 38.51Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / под общ. ред. А. И.

Доватура. М., 1983.Т. 4. C. 157.52Аристотель. Этика / перевод Н. В. Брагинской и Т. А. Миллер. М., 2002. С. 91.53Аристотель. Политика // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1998. С. 444.4838celeris, quia dilatio est quadem negatio» – правосудие должно быть свободным, ибонет ничего более несправедливого, чем продажное правосудие; полным, ибоправосудие не должно останавливаться на полпути; скорым, ибо промедлениеесть вид отказа (латинское изречение).Цицерон понимал правосудие как деятельность, проистекающую изприроды, в основе которой справедливое и беспристрастное исполнение долга. Втрактате «О государстве» он отмечает, что «право, правосудие, верность,справедливость...

исходит от людей, которые подтвердили одно обычаями, адругое укрепили законами54. Присущие человеческой природе разум исправедливость Цицерон считал основой правосудия.В то же время, в древнем Риме, с его филиппиками и катилинариями,правосудие было разновидностью театра. При Катоне Старшем на судебныесостязанияприходилисосвоимистульями,представлениенафорумеинтересовало римлян едва ли не больше вынесенного приговора. При этомкаждый умел выставить противника в неприглядном свете, гонорары жеадвокатов приравнивались к вознаграждению актеров, которым платили не запрофессию, а за искусство.Важно заметить, что правосудие античного периода рассматривалосьиндивидами, независимо от их статуса и вне зависимости от исхода тяжбы, какнечто нежелательное, даже аморальное, однако необходимость заставляла ихмириться со статусом участника процесса.

Но, поскольку в античном правосудиипри определении решения приоритетны были не правовые, а нравственныекритерии, то решающая роль в судебном поединке отводилась достоинству(auctoritas) спорящих сторон и иных участников разбирательства. То есть, можноутверждать, что в античном суде было своеобразное «состязание репутаций».Тема правосудия в античных и древневосточных государствах вызываланаучный интерес не столько у юристов, сколько у философов, пытавшихсяметафизическиобосноватьфеноменправосудия.Так,древнекитайскойфилософии было свойственно понимать правосудие не как способ достижения54Цицерон Марк Туллий. О государстве.

URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Zizeron_O_gosudarstve.pdf39справедливости, а как средство достижения общественной гармонии путемуравновешивания противоположных интересов. При этом, по убеждениюкитайских мыслителей, правосудие способны вершить лишь высоконравственныеи мудрые личности55.Впредставлениидревнеиндийскихмыслителейбеспристрастноеправосудие должно посредством законов охранять государственные устои ислужить утверждению правды56. Законы Ману (VI – V вв. дон. э.

содержатследующие наставления: «Или не следует ходить в суд, или должна бытьвысказана правда; человек, который ничего не говорит или говорит ложь, бываетвиновен… Закон губит, когда его нарушают; закон охраняет, когда егособлюдают… Единственный друг, который сопровождает людей даже послесмерти, есть правосудие; ибо всё другое погибает вместе с телом»57.Таким образом, античные мыслители и философы древневосточныхгосударств сущность правосудия связывали с такими понятиями, как искусство,красота, общественное благо, государство, политика, а также идеями – правды,справедливости, народного правосудия, достижения общественной гармониипутем уравновешивания противоположных интересов, создав тем самым идейныепредпосылки для дальнейшего развития учений о правосудии. Эти и другие идеидревних философов послужили основой гуманистических и антропоцентрическихвзглядов мыслителей, в последующие века исследовавших проблемы правосудия.1.2.

Теологическая идея правосудия в средневековой философииС принятием христианства право становится не только общим идейнымначалом, но духовным объединителем людей в обществе. В Средневековьепроисходит своего рода «правовой ренессанс» – формулируются правовыепонятия и категории, используемые до сих пор, а теология помогает мыслителямвыразить идею универсального правопорядка.55Го юй (Речи царств) / Пер., вступл. и прим. В. С. Таскина. Отв.

ред. М. В. Крюков. М., 1987. 472 с.Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. М., 1992. 359 с.57Эльманович С. Д. Законы Ману. СПб, 1913. С. 152.5640Важную роль для нового правопонимания сыграло христианское положениео двух порядках – «града Божьего» и «града земного», то есть существованиячеловека в двух измерениях: в области метафизически должного и в областисозданных человеком предписаний.

Право и правопорядок, созданные человеком(«град земной»), не рассматривался самодостаточным, поскольку, в соответствиис христианским учением, человек «внутри» и «вовне» всякого человеческогоправопорядка, а нормы позитивного права не в состоянии обеспечить должныйправопорядок. Для «града земного» необходимо иное, метафизическое основаниеобеспечения правопорядка – «град Божий».Христианство рассматривало любой текст о jus в римском праве как текстразума, следовательно, его можно опровергнуть, поскольку человеческие знанияотносительны. Библейский же текст невозможно опровергнуть, его можнопринять в акте мистической веры5.

В связи с этим, каноническое право сталопроникать во все сферы человеческих отношений, причем, не только духовные,но и в повседневные – без внимания церкви не оставалась ни одна сторона жизни:«Церковь и священники притязали на тотальный контроль над поступками и дажемыслями человека… убеждения, не соответствовавшие общепринятым нормам,не только ставили под угрозу спасение душ тех, кто им следовал, но ипредставляли собой опасность для всего остального общества»58.Новыми идеями наполняется философия средневекового правосудия, гдедоминируют, прежде всего, патристика и схоластика.

В трудах АвгустинаБлаженного, Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина, Макария Великого, ФомыАквинского и других средневековых философов мы находим их религиознонравственное понимание правосудия, в основе которого покаяние и воздаяние,милосердие и сострадание, а судья – проводник религиозно-правовых норм,подпитанных христианской моралью.В правосудии раннехристианской эпохи появляются новые смыслы,понятия, ценности, приоритеты и особые процедуры, например, ордалии.Правосудие сводилось, как правило, к толкованию и применению установленных58Плешков Е.

В. Каноническое право средневековой Европы: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. 192 с.41по Божьей воле правовых норм в соответствии с intra ecclesiam (лат. внутрицеркви) – церковным учением. Сущностью суда была не столько егоутилитарность, сколько сакральность, когда правосудие воспринималось каксвязующее звено между Богом и человеком в констатации добра и зла, в поискахправды-истины.В Средневековье правосудие становится основой монархической идеологии,подчеркивавшейсвященнуюприродуправителя,постепеннотрансформировавшуюся в юридические нововведения и сакральные концепты.Фундаментальные постулаты Священного Писания обосновывали сакральныйхарактер правосудия и особую миссию монарха-судьи, творящего на землеправосудие по образу Бога и выступающего посредником между небесным имирским: «…правда и суд – основание престола его» (Пс.

96: 2), «Царь, сидящийна престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Притч. 20: 8). Библия даетнам основание утверждать о богоучрежденности правосудия как Божьегопромысла, первичности суда, примате судебной власти для успешногообщественного развития: «И воздвигал (им) Господь судей» (Суд. 2. 16).В христианскую средневековую эпоху в теологии и философии одним изважнейших становится вопрос о добре и зле, решение которого во многомсвязывается с правосудием. Но, поскольку правосудие действует на основезаконов,товцерковномисветском(университетском)образованииглавенствовала идея проверки человеческих (светских) законов законамибожественными, чтобы государственная законность не исключала милосердия исострадания.

Эта идея на протяжении веков воплощалась в европейских и русскихсводах законов, имевших христианско-светский смысл и «дух», когда, например,в русском религиозно-правовом сознании преступление воспринималось как грех,покушение на предписания сакральной власти (помазанника Божьего) иобщественную гармонию. Даже суровое наказание актом правосудия в сакральноправовомсознаниибылолегитимизировано.Так,смертьказненноговоспринималась в обществе не как нечто завершенное, окончательное, а какпереход грешника в иное состояние по Божьей воле.42В Средневековье представление о правосудии связывалось с идеей овселенском «мире», посланном создателем, «предполагалось, что мир охраняетжизнь, здоровье и имущество всех полноправных членов общества и такимобразом воплощает в себе господство нерушимого права… Преступник,посягнувший на чужие права, является в тоже время нарушителем мира и ставитсебя как бы вне его, что исключает неприкосновенность его личности»59.В De civitate Dei («О граде Божьем») Аврелий Августин (354 – 430) изложилконцепциюбожественногосправедливость–justitia,закона,скоторымотождествляемуюиммыслительссвязываетдобродетелью,неприсутствующую в позитивном праве.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее