Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв. Историко-правовой аспект), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв. Историко-правовой аспект". PDF-файл из архива "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв. Историко-правовой аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
А. Зыряне и их охотничьи промыслы. – М., 1873. – С. 1.353. Формирование обычного права, его объективация предполагалиналичие правовых знаний, которые сохранялись и передавались потомкам.Для членов этнолокального общества обычное право являлось средствомправового общения, содержавшим шаблоны социально верных вариантовповедения. Объективация обычно-правового опыта у пермских народовпроисходила различными путями, в том числе с помощью знаков родовойсобственности (таких как «пас», «пус», «тамга»), посредством речи, чтопозволяло закреплять за объектами материального мира определенныепонятия и кодировать действия.4.
Представляя собой преемственно сложившиеся конкретизированныеправила поведения, выработанные вследствие регулирования общественныхотношений и в результате длительного применения выступавшие в качествереального критерия для определения правомерности или неправомерностипоступков людей, обычаи являлись действенными регуляторами социальныхотношений.5.
К субъектам в обычном праве пермских народов относились:коллективные неперсонифицированные (община, семья, рыболовецкая,охотничьяартель,общинныйсходит.д.)ииндивидуальныеперсонифицированные субъекты: «должностные лица» (старосты, жрецы,полесовщики, десятские, сотские, сборщики податей и др.), индивид.6. Распад общины, сохранявшей элементы демократии, начался вовторой половине XVIII века. После реформ второй половины XIX века упермских народов получили распространение общины, являвшиеся низшимзвеномгосударственногоаппарата,исложилисьусловиядляпрогрессирования персонифицированного начала.
Сельский сход из органаобщинного самоуправления XVIII века к пореформенному периоду XIX векапревратился в посредника между органами государственной власти иобщиной.7.Обычно-правоваясистемапермскихнародовобладаласвоеобразными особенностями – ей не свойственно деление на отрасли36права. В обычно-правовой системе пермских народов можно выделитьсистему обычного права с такими элементами, как нормы, институты права;а также правоотношения; правообразующие принципы, передававшиесяблагодаря правовой информации, на которую влияли правосознание,правовая культура населения.8. В начале XVIII века в правовом сознании и обычно-правовойпрактике пермских народов широко распространялось право пожизненного(наследуемого) владения землей, означавшее приложение труда к объектувладения, что интегрировалось с понятием эксплуатирования земли.
Совторой половины XVIII века, после начавшегося процесса Генеральногомежевания, наметилась тенденция к постепенному ограничению этого права,существовавшая до конца XIX века, а государство превратилось в верховногособственника земли.9. В ряду преступлений, имевших место на протяжении XVIII века,можновыделитьэкономическиепреступления,преступленияпротивличности, промысловые преступления, перечень которых в XVIII веке былневелик. В начале XIX века увеличилось как количество видов преступлений,прежде всего, экономического характера, так и частота их совершений.
Напротяжении XVIII и XIX веков сохранялась тенденция к смене жестокихформ наказания, существовавших в дохристианский период, на щадящие,сопровождавшиеся морально-нравственным воздействием. Однако к концуXIX века ввиду участившихся рецидивных действий, направленных насовершение краж, появляются более суровые виды наказаний, такие как«сарö пуктöм» («на царство посажение»), сжигание заживо и др. Частонаказание носило двойной (комбинированный) характер, то есть содержалоне только физическое наказание, но и морально-позорящее.10. Суд у пермских народов находился в зачаточном, архаичномсостоянии.
Управление в общинах и осуществление правосудия былиобъединены. К XVIII веку государством были созданы все условия длясуществования и функционирования общинного правосудия у пермских37народов. Распространенной формой общественного наказания общинниковбез привлечения органов государственной власти был самосуд. В системедоказательств, применявшихся в общинном правосудии, можно выделитьследующие виды: клятва; следы преступника, оставленные на местепреступления; свидетельские показания; вещественные доказательства;поимка преступника с поличным в момент совершения преступления; «пасы»на теле домашнего скота и др.11.Институтобщиннойвзаимопомощи«отсöг(веме)»,основывавшийся на безвозмездном труде крестьян-общинников, частоприменялся в обычно-правовой практике пермских народов на протяженииXVIII–XIXвеков.С интенсивнымразвитиемторгово-экономическихотношений, особенно после реформ 1861 года, институт общиннойвзаимопомощи («помочи») постепенно видоизменялся, так как подвергалисьизменениямнекоторые егофункцииввидуусилившихсяпроцессовсоциального расслоения населения.12.
Охота, рыболовство, оленеводство в XVIII–XIX веках в большеймере были характерны для коми народа и интенсивно в это времяразвивались. Промысловые отношения регулировались обычно-правовыминормами. Несмотря на то, что в XVIII веке существовали промысловыеугодья, находившиеся в общем пользовании, не исключалось артельное(совместное) владение природными ресурсами группой крестьян. Во второйполовине XIX века более четко выделяются три правовых режимапромысловых территорий: земли, на которые возникало ограниченное правособственности у конкретного физического лица, то есть пожизненное(наследуемое)владение;охотничьиугодьясовместного(котырного)пользования, где распространялось право коллективного пользованияпредставителей двух-трех кровнородственных семей, имевших общегопредка; угодья, переходившие в общественное пользование после смертивладельца или после его переселения в другую местность.
Существовалоправо собственности на промысловый инвентарь и объекты промысла.3813. В рассматриваемый период пастбища оленей находились в общемпатронимическом владении, однако предметы оленеводческого снаряженияявлялись индивидуальной собственностью. Широкое распространение вданной сфере получили наемные отношения. Правовые обычаи определялиответственность пастуха за сохранение оленьего стада. Применялся принципрационального использования пастбищ.14.
В обычно-правовой практике можно выделить два способанаследования: по «обычному закону» и по завещанию. Существовавшие вXVIII веке особенности наследственных обычно-правовых отношений, такиекак: равные права каждого мужчины на часть семейного имущества при егоразделе; защита имущественных прав малолетних детей; право главы семьираспоряжаться наследственной массой; институт приданого; широкий наборправ вдовы, имевшей малолетних детей; потеря вдовой прав на имуществоумершего супруга в случае выхода замуж и, таким образом, реализацияпринципа предохранения перехода наследственного имущества к некровнымродственникам; принципы минората, левирата, сорората; наличие институтапримачества, в целом сохранялись на протяжении XIX века. Возможностьразвивать частно-имущественные отношения, которая все ярче проявлялась впореформенныйпериодXIXвека,способствовалаболеедетальнойрегламентации такого способа наследования, как наследование по духовномузавещанию, с широкими правами главы семьи – наследодателя.15.
Со второй половины XVIII века и до пореформенного периодаXIX века у пермских народов в целом определяется тенденция кколичественному сокращению малых семей, а соответственно, преобладаниюбольших патриархальных семей, структура которых была сложной. Однакопосле пореформенного периода XIX века ситуация изменяется в сторонуувеличения и распространения малых семей.Обычно-правовой статус мужчины у пермских народов зависел от того,в какой семье он находился (большой или малой) и какое место в семейнойиерархии занимал. Это было связано с тем, что мужчина не всегда мог39осуществлять роль главы семьи (например, примак). Обычно-правовойстатус замужней женщины имел двойственный характер: с одной стороны,она подчинялась супругу и старшим родственникам, находясь в большойсемье, с другой стороны, это подчинение не было абсолютным – она имелавысокий экономический и социальный статус.16.
Исследование обычаев пермских народов на протяжении XVIII–XIX веков проходило бессистемно, путем сбора в основном этнографическихсведений и одновременно информации о их юридическом быте. Избежавкодификации и компиляции, действовавшие обычаи сохранили своюсамобытность и правовую ценность, регламентируя многие общественныеотношения, возникавшие в крестьянской среде.17. В процессе территориального расширения Российского государстване производилась универсализация права, не формировались асимметричныевзаимоотношения между различными культурами.
Наоборот, пермскиенароды в процессе мирной, бескровной аккультурации не утратили своейсамобытности, соционормативной культуры, которая на протяжении веков(вплоть до начала XX века) не подвергалась серьезной деформации, и сумелисохранить свой исторический путь развития. Обычное право пермскихнародов не теряло собственную нормативную систему, не происходил сломхозяйственных, общественных отношений.18. Обычное право пермских народов в течение веков складывалось втесной взаимосвязи с правовым миром не только славянских, самодийских,но и тюркских народов. В XVIII–XIX веках вопрос о соотношениипозитивного и обычного права разрешался неоднозначно. До второйполовины XVIII века обычное право пермских народов дополнялопозитивное, регулируя те сферы общественных отношений, которые не былиупорядочены последним.
Однако после проведения Генерального межеванияпроявилась тенденция к некоторому ограничению действия обычаев, а впоследующее время (начиная с первой половины XIX века) – к постепенномувытеснению в ряде сфер общественной жизни норм обычного права40позитивным. Но в течение всего рассматриваемого периода обычное правосохраняло свой регулятивный потенциал. Обычно-правовые представления ивоззрения крестьян опосредованно влияли на позитивное право (примеромслужит практика создания крестьянских наказов).Теоретическая значимость исследования состоит в обоснованииавторской концепции обычного права пермских народов, что, безусловно,значительно обогатит правовую науку.