Диссертация (Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы". PDF-файл из архива "Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Никиты Столпника (или записей о нем) мог быть монахНикитского монастыря – современник прп. Никиты Столпника, живший вмонастыре в кон. XII – нач. XIII в., именно он мог записать основные фактыЖития в перв. пол. XIII в. (до первого разорения Никитского монастыря войскамиБатыя в 1237 г.). Об этом же свидетельствует древний список Жития (XV в.),восходящий к архетипу. В тексте несколько иначе, чем в более поздних списках,описывается молитва прп.
Никиты на столпе: в нее включена молитва о всехправославных христианах и молитва от врагов: «…молитву всылая человеколюбцуБогу о благоверном великом князи и о преосвященном митрополите, и о всехблагочестивых князех и о священническом чину, и о всех православныххристианех, и о плодоношении земли, и от нахождении на землюиноплеменник»3. На русскую землю вторглись захватчики иной веры («онахождении на землю иноплеменник»), представляющие, с точки зрения автора,угрозу всем православным христианам, и они могли дойти и до Никитскогомонастыря, что и произошло, как известно, в 1237 году. Древние книжники всегдатрепетно относились к каждому написанному слову и «редко позволяли себепростую замену порядка слов, перестановку фраз, эпизодов»4.
Во многих спискахкон.XV–XVIвв.меняетсяконецпредложенияна«онахождениииноплеменник», когда монголы-татары уже присутствовали на русской земле, а всписках XVIII–XIX вв. отмечаем в молитве пропуск слов «о всех православныххристианех», когда уже нет такой угрозы Православию.
Таким образом, датой1Осетров Е.И. Святая Русь. Мир древних городов. М.: Вербо, 1996. С.106.Ильинский П.В. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник / изд. поП.В. Ильинский. 2 изд. Владимир, 1898. Репринт. изд. М.: Melanar, 2005. С. 9.2Там же.3Ф. 98. № 950. Сборник. Кон.
XV в. Л. 99–106 об.4Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловевцких (XVI-XVIII вв.). Т.1. М.: Языкиславянской культуры, 2001. С. 125.34написания первоначального текста Жития может быть период с XIII в. по кон.XIV в. Анализ стилистических особенностей основного текста Жития такжеможет помочь в вопросе определения времени его создания.За основным текстом Жития следует Похвала святому, время написаниякоторой по-разному определяется исследователями, о чем в диссертации былосказано выше. Часть ранних списков XV в.
и переходного периода XV–XVI вв.содержат Похвалу (4 списка), а в 6 списках она отсутствует.XV век :1. ОР РГБ. Ф. 98 № 950 – с Похвалой, л. 104 об. – 160 об.2. ОР РГБ. Ф. 304. № 712. 1497 г. – с Похвалой, л. 104 об. – 160 об.3. ОР РГБ. Ф. 304. № 761. 1487 г. – нет Похвалы4. РНБ, собр. Пог. № 1281 – нет Похвалы.5. ГИМ. Собр. Синодальное. № 948 – с Похвалой, л. 114 об.
– 118.6. РГАДА. Ф.196, собр. Мазурина, оп. 1, № 637 – нет ПохвалыXV – XVI вв. :7. ОР РГБ. Ф. 247. № 658 – нет Похвалы.8. ОР РГБ. Ф. 113. № 61 – нет Похвалы.9. ОР РГБ. Ф. 272. № 363 – нет Похвалы.10. РГАДА. Ф. 181, № 563 – с Похвалой, л.608 об. – 608.Начиная с XVI века и далее Похвала присутствует в большинстве списковЖития.Обратимся к двум спискам XV в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры.
Вэтих списках писцовые записи свидетельствуют о точном времени их написания:Ф. 304. № 761. 1487 г. (без Похвалы) и № 712. 1497 г. (с Похвалой). ТроицеСергиев монастырь, начиная с XIV века, был крупнейшим книжным центром, гдесоставлялись новые Жития и переписывались существующие. Здесь создают своипроизведения известные книжники – Епифаний Премудрый (†1419) и ПахомийЛогофет (†1484). Всего 10 лет отделяет один список от другого, и с большойдолей вероятности можно предположить, что до 1497 г.
Похвалы еще не было,иначе список 1487 г. был бы переписан с ней. Согласно писцовой записи в35рукописи № 712 в 1497 году инок Троице-Сергиева монастыря создал сборник1,содержащий Киево-Перчерский Патерик, жития некоторых греческих святых исюда же добавил Житие прп. Никиты, за которым следует Похвала.
Скорее всего,автор сборника был знаком с работами известных агиографов, трудившихся вТроице-Сергиевом монастыре – Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.Имея перед глазами работы великих мастеров, талантливый книжник ТроицеСергиева монастыря вполне мог написать по этому образцу Похвалу прп. НикитеСтолпнику и соединить ее с основным текстом.Для решения этого вопроса необходимо провести анализ стилистическихособенностей основного текста Жития и Похвалы.1.2.2. Жанрово-стилистические особенностиЖития прп. Никиты Столпника и Похвального слова святомуИсследователи списков Жития прп.
Никиты Столпника пришли к выводу,что «основной текст Жития, в сущности, не претерпел значительных изменений»2и переписывался книжниками с добавлением новых посмертных чудес в течениечетырех столетий. Этот вывод позволяет остановиться на одном из списковЖития преподобного Никиты Столпника при рассмотрении стилистическихособенностей текста и экстраполировать его на остальные списки. Для анализавыберем два списка, содержащих Похвалу святому и писцовые записи с датой ихсоздания: ранний, датирующийся XV в., созданный в Троице-Сергиевоммонастыре (Ф. 304. № 712) и список XVI века из собрания архим. Амфилохия(Ф.
7. № 16). Известна точная дата написания этих двух сборников, благодаряписцовым записям инока Троице-Сергиева монастыря в 1497 году: «В обителиСвятые и Живоначальные и Неразделимыя Троици и Пречистыя Богоматере ипреподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа Чюдотворца и приблаговерном Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси, и преосвященном1ОР РГБ.
Ф. 304. № 712. Патерик Печерский.2 Федотова М.А. Житие Никиты Столпника Переславского (рукописная традиция Жития) // Русская агиография.Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 309.36архиепископе Симоне митрополите всея Руси, и по благословению отца нашегоигумена Серапиона написана бысть сия книга, нарицаемая Соборник, лета 7005[1497]»1.
Другой сборник был написан в 1513 г. монахом НиколаевскогоОзерского монастыря Силуаном, о чем свидетельствует его запись: «Отцабезначальнаго изволением и Сына безлетнаго поспешением и Духа съпрестолныхсвершением и Пречистыя Богоматере молитвами в лето 7022 [1513] ноембриа в26 день на памят преподобнаго отца нашего Алимпиа Столпника. При державеблаговернаго великого князя Василия Ивановича всея Руси и при наместичьствепрестола святых апостол Варлама митрополита всея Руси написана быстькнига сиа в дом великому Николе на Комельское езеро благословением иповелением игумена Иева и всех яже о Христе братьи рукою многогрешнаго исквернаго черньца Силуянишка…»2.
Существенных текстологических отличийтекстов Жития и Похвалы при сравнении этих двух списках не выявлено.Следует отметить, что определение стиля древнерусского произведениявызывает у исследователей споры. Д.С. Лихачев связывал все историческиеизменения с литературными. Он полагал, что для литературных произведенийпериода с XI в. до XIV в. (Киево-Новгородского государства и начавшейсяфеодальной раздробленности) характерен монументально-исторический стиль3, адля периода кон. XIV – перв. пол. XV вв. (век Предвозрождения) – экспрессивноэмоциональный стиль4. Однако В.В. Кусков отмечал, что выделенные стиливнутри определенных эпох не являются доминирующими и одновременно состилем средневекового монументального историзма развивался эмоциональноэкспрессивный5.
В.А. Грихин показал, что к церковным жанрамстильмонументального историзма не применим, а экспрессивно-эмоциональный стильXIV–XV вв. в большей степени был характерен для агиографии6. Н.И. Прокофьев1ОР РГБ. Ф. 304. № 712. 1497 г. Патерик Печерский. Л. 329.ОР РГБ. Ф. 7. № 16. XVI в. Л. 179.3Еремин И.П. О художественной специфике древнерусской литературы // Русская литература. № 1. М.: Наука,1958. С.
77-81.4Лихачев Л.С. История русской литературы XI–XVII веков. М., 1985. С. 7–8.5Кусков В.В. История древнерусской литературы. 9-е изд., испр. и доп. М.: Издательствово Юрайт, 2013. С. 14–15.6Грихин В.А. История древнерусской литературы XI–XIII вв. Методические указания.
М.: Московскийуниверситет, 1987. С. 16–17.237считал, что «символизм пронизывал древнерусскую литературу» 1 и былгосподствующим на протяжении XI–XV вв. Исследователь также отмечал:«Религиозно-символическийметодмышленияпридавалособыйхарактерсредневековому искусству и литературе, отражающим реальные общественныеотношения через призму таинственной связи явлений природы и общества спотусторонним миром»2. А.Н.
Ужанков высказал мысль о том, что «стиль эпохине дает объяснения происходящим в тот или иной период литературнымявлениям»3, и ввел понятие стадиального развития средневековой литературы. Помнению А.М. Камчатнова, для древнерусских агиографических произведенийпериода XI–XIV вв. характерен сакральный стиль4 (от лат. Sacrum – священное,посвященное Богу).
Славянская письменность, созданная святыми братьямиКириллом и Мефодием, с самого начала своего возникновения была сакральной,поскольку предназначалась она, прежде всего, для перевода на славянский языкСвященного Писания и христианской богослужебной литературы. Поэтому длясредневекового сознания книжника было свойственно трепетное отношение как ккаждому написанному слову, так и к самому церковнославянскому языку в целом,как языку общения с Богом5. Поэтому, как считает А.М.
Камчатнов, житиярусских святых, написанные этим же языком, не могли не быть сакральными, и сэтим трудно не согласиться. Основным чтением для русского человека служиликниги Священного Писания и жития святых, которые выполняли определеннуювоспитательнуюфункцию.Чтодревнерусскимкнижником,токасаетсяоновосприятиязначительножитийныхотличалосьоттекстовнашегосовременного рационалистического, ибо для него «сакральное время – вечность исакральное пространство – небеса, рай, наряду с земным (дольным) мирским1Прокофьев Н.И.
О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературыXI–XVI вв.// Литература Древней Руси: Сб. трудов. Вып. 1. М., 1975. С. 10.2Там же. С. 11.3Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI-первой трети XVIII века. Теория литературныхформаций. Монография.
Изд-во Литературного института им. А.М. Горького. М., 2008. С. 394Камчатнов А.М. История русского литературного языка. XI – первая половина XIX века. М.: Академия, 2015.С. 71.5Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Л.: ЛГУ, 1947. 343 с.38изменяющимся временем и пространством»1. Вся жизнь в Древней Руси былаподчинена церковному устроению, а временной жизненный цикл людей былразмерен от Пасхи до Пасхи2. Житие святого, основной темой которого являласьтема спасения души, было сакральным и не подвластным земному времени ипространству.«Языковые символы этого стиля выражают присутствиебожественных духовных энергий в нашем мире и встречу с ними человека»3.