Диссертация (Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы". PDF-файл из архива "Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Часто посещал обитель царь Петр I(1672–1725), останавливаясь в ней на длительное время. Так, благодаря великимкнязьям, царям и приближенным к ним лицам, процветал Никитский монастырь ивозрастала слава его святого – прп. Никиты Столпника. Даже в далеком1Мельник А.Г. Иван Грозный и святой Никита Переславский. М.: Родина, 2011. 68 с.Сойкин И. Переславский Никитский мужской монастырь и его небесные покровители. Исторический очерк. Изд.Переславского Никитского монастыря: Отчий дом, 2009. С. 66.3Там же.224Соловецком монастыре переписчики включили в сборники Житие прп. Никиты(РНБ, собр.
Соловецкое. № 40/1406; РНБ, собр. Соловецкое. № 806/916.; РНБ,собр. Соловецкое. № 906/1016).В XVIII–XIX вв. с развитием книгопечатания значительно уменьшаетсяколичествоновыхрукописныхсписковЖития,которыепродолжалипереписываться лишь в старообрядческой среде и в крупных монастырскихцентрах, таких как Троице-Сергиева лавра (ОР РГБ. Ф.304.2. № 256. XIX в.),Александро-Невская лавра (РНБ, А-51. XIX в.), Оптина пустынь (ОР РГБ. Ф. 214.№ 203. Сер.
XIX в.).Проведенный анализ хронологии списков важен для понимания того, какразвивалось почитание прп. Никиты Переславского на протяжении XV–XIX вв.Вышеприведенные факты показывают, чтоЖитие святого пользовалосьпоулярностью еще до прославления прп. Никиты в сер. XVI в., возросшееколичество рукописей в XVI–XVII вв. свидетельствует о значительном ростепопулярности святого в этот период, а уменьшение количества новых списков вXVIII–XIX вв. связано с развитием книгопечатания на Руси.1.1.3. Литературный контекст Жития прп. Никиты и палеографическиеособенности списковДляизучениярукописнойтрадицииЖитияважноизучениееголитературного контекста, или, как его называл Д.С. Лихачев, «литературногоконвоя», подразумевашего под ним «такое сопровождение текста изучаемогопроизведения в сборниках, которое может рассматриваться как традиционное,повторяющееся в различных рукописях»1.
Житие прп. Никиты Столпника восновном содержится в составе сборников. Из 230 выявленных списков 169(73,5%) входят в состав сборников смешанного состава: Поучения и жития (95),Службы и жития (13), Жития и повести (16), Слова на праздники (5), Цветник (2),1Лихачев Д.С. Текстология.
На материале русской литературы XI–XVIII веков. Изд. 2-е, перераб.и доп. / Отв.ред.академик Г.В. Степанов. Л.: Наука, 1983. С. 249.25Псалтырь и святцы (3), Святцы (5), Месяцеслов (9), Часовник и церковный устав(7), Канонник (5), Акафистник (2), Торжественник (4). Житие прп. НикитыСтолпника встречается в Прологах (9), Трефологиях (3), во всех списках ВеликихМинеях Четьих, Минеях за май (3), Житиях русских святых (11) и в двухархивных материалах.В составе агиографических сборников Житие прп. Никиты Столпника оченьчасто«соседствует»сжитиямиростовскихсвятых,чтоподтверждаетпреимущественное бытование сборников в Северо-Восточной части Руси.Следует отметить, что в богослужебных текстах и Минеях Четьих Житиепрп. Никиты Столпника помещается в соседстве с Житием еще одного столпника– прп.
Симеона Дивногорца, поскольку день памяти святых приходится на одиндень – 24 мая.Некоторые сборники содержат записи, которые различаются по своемухарактеру:писцовые,владельческие,дарственные,вкладные,купчие,читательские. Они помогают восстановить историю и место создания отдельныхсписков, хронологию и географический ареал их бытования. Характерно, чтомногие книги продавались, передавались другим лицам, а конечным пунктомпередачи книг часто становились церкви или монастыри, которым книгиотдавались в дар.
Например, Псалтирь с восследованием и месяцесловом изИосифо-Волоколамского монастыря (ОР РГБ. Ф. 113. № 61. XV–XVI вв.)содержит самые разные записи, по которым можно проследить владельцевПсалтири от инока одного из кашинских монастырей до Иосифо-Волоколамскогомонастыря. Среди записей есть владельческая: «Псалтырь чернца Ионыкашинца» (л. 18); купчая: «продал сию Псалтырь Знаменской диачок ТомилаПосников сын Дровнев» (л.
3 об. – 7); дарственная: «Лета 7108 [1599] дал сиюкнигу глаголямую Псалтырь следованем Александра Аврамиева сына москвитинпри царе и государе князе великом Борисе Федоровиче всея Руси и при патриархеИеве Московском всея Руси…» (л. 17, 20–41); вкладная: «Сия книга глаголемаяПсалтырь следованием Иванца сермяжнаго мастера в дом ПресвятейБогородицы преподобному чюдотворцу Иосифу» (л. 282, 288, 292, 294, 296).26Если учесть, что создатели древнерусских житий и переписчики, какправило, не указывали свои имена на создаваемых произведениях, то особоезначение для исследователей представляют писцовые записи.
Они иногдапомогают выявить точную датировку и происхождение рукописи, частосвязанные с культурными традициями определенных монастырских книгописныхцентров. Например, список Троице-Сергиевой Лавры (ОР РГБ. Ф. 304. № 712)содержит следующую писцовую запись: «В обители Святые и Живоначальные иНеразделимыя Троицы и Пречистыя Богоматере к преподобнаго и богоноснагоотца нашего игумена Сергия Чюдотворца и при благоверном Великом князеИванеВасильевичевсеяРуси,ипреосвященномархиепископеСимонемитрополите всея Руси и по благословению отца нашего игумена Серапионанаписана бымть сия книга, нарицаемая Соборник, лета 7005» 1. Таким образом,писцовая запись позволила определить место написания и бытования сборника –Троице-Сергиев монастырь и точную дату написания рукописи – 1497 г.Что касается формата рукописей, то самый распространенный – в 4°(например, Ф.
37. №120. Перв. четв. XVIII в.; Ф. 98. №1497. Сборник. Сер. XVII.;Ф. 214. № 203. Сборник житий. XIX в.; Ф. 218. Б. № 422. Сборник житий. Перв.четв. XVII в.; Ф. 304.I. № 810. Сборник. XVII в.; Ф. 310. № 565. Сборник. XVIXVIII вв. и др.).Предназначенные для чтения в храме во время богослужений Минеи Четьии Торжественники, как правило, форматом в лист (например, Ф.
37. №1.Торжественник. XVII в.; Ф. 256. № 434. Торжественник. XVI в.; Ф. 98. № 247.Минея служебная. Нач. XVII в.; Ф. 113. № 47. Минея служебная за май. XVI в.; Ф.173 /1. № 94. Минеи Четьи. XVI в. и др.).Реже встречаются книги в 8°. Среди них: Устав Церкви (Ф.775. № 16);.Часовник и Устав (Ф. 344. № 129).Чаще всего переплет списков с Житием прп. Никиты – это доски в коже,реже – картон в коже (например, Ф.
214. № 203. Сборник. Сер. XIX в.). На кожепереплета может быть тиснение, иногда золотом (ОР РГБ. Ф. 98. № 247. XVII в.;1ОР РГБ. Ф. 304. № 712. 1497 г. Патерик Печерский. Житие Никиты Столпника с Похвалой.27Ф. 310. № 343. XVIII в.). Многие рукописи богослужебного содержания имеютжуковины на верхней и нижней крышке переплета (Ф. 304.I. № 564. Минеяслужебная, май – июнь. XVII в.).Списки Жития в основном написаны полууставом, но в более позднихсписках встречается и скоропись (Ф.
214. № 203. Сер. XIX в.).В списках XV века украшений немного – это киноварные инициалы изаголовки(ОР РГБ. Ф. 98. № 950). Начиная с XVI века переписчики Житиястарались разнообразно украсить текст: появляются орнаментированные заставки,вязь в заголовках и др. (ОР РГБ. Ф. 113. № 47. XVI; Ф. 37. № 404. XVII в.; Ф. 310.№ 343. XVIII в.). Особый интерес представляют лицевые рукописи. Так,рукописная книга ОР РГБ из фонда Генерального штаба (Ф. 68. № 434. Перв.
четв.XVIII в.) является уникальной по своему оформлению1. В ней содержится 29страничных миниатюр в очерковой манере (см. Приложение 3, рисунки 3, 4, 5).Миниатюры выполнены в красках (темпера). Изображения заключены в картушибарочного орнамента. Миниатюры не только красочно дополняют текст Житияпрп. Никиты Столпника, но и помогают лучшему восприятию текста. Также врукописиимеютсякиноварныеинициалы,украшенныестилизованнойрастительностью, киноварная вязь и заставка-рамка орнамента промежуточноготипа (между старопечатными и барочными).
Все это украшает текст Жития прп.Никиты Столпника и помогает настроить читателя на особое восприятие текста.1Левочкин И.В., Крутова М.С. Житие преподобного отца нашего Никиты Столпника Переславского чудотворца.М.: Изд-во Пашков дом, 2014. 150 с.281.2. Текстологические и жанрово-стилистические особенности Житияпрп. Никиты Столпника1.2.1. Проблема первоначального текста Жития и его взаимодействие сПохвальным СловомОб истории текста Жития прп. Никиты Столпника впервые написалВ.О. Ключевский, считавший, что источником для составления Жития послужилоустное предание. По мнению В.О.