Диссертация (Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы". PDF-файл из архива "Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Никиты Столпника исвязанных с ним произведений – 256 ед. хр., прп. Саввы Вишерского – 66 ед. хр. и53 ед. хр. с житиями восточных1 столпников (преподобные Симеон Старший,Даниил, Симеон Дивногорец, Алипий, Лука, Лазарь Галисийский). В качествеисточников также использовались опубликованные тексты столпническихЖитий2.1Запад не принял подвиг столпничества, однако в последнее время стали появляться работы исследователей повосточному столпничеству, например, Hayman A.P.
An unpublished Christian Jewish disputation attributed to Sergiusthe stylite edited from a syriac manuscript in the British museum (BM. add. 17,199) with translation and commentary TheBiblical Text in the Disputation of Sergius the Stylite against a Jew. Doctoral thesis, Durham University, 1968. 761 р.2БАН.
Электронный каталог. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rasl.ru/e_resours/e_catalog.php.;ИРЛИ РАН. Пушкинский Дом. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://lib.pushkinskijdom.ru/.; РГАДА.Электронный каталог. Описи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rgada.info.; РНБ. Электронный каталог.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nlr.ru/manuscripts/RA1615/poisk-fondov.11Методы исследования. В процессе исследования были примененысравнительно-исторический,культурно-исторический,текстологический,герменевтический, аксиологический методы исследования, а также философскийметодлогико-геометрическогомоделирования.Методологическойбазойисследования стали труды наиболее авторитетных ученых в области изучениядревнерусской литературы и истории рукописного текста: В.П. АндриановойПеретц1, М.В. Антоновой2, О.Н.
Бахтиной3, В.М. Живова4, И.В. Дергачевой5,Н.В. Ильинского6,В.А.Келтуяла7,В.М. Кириллина8,М.С. Крутовой10,Е.В. Крушельницкой11,В.В. Кускова12,В.О. Ключевского9,Д.С. Лихачева13,С.В. Минеевой14, Н.В. Понырко1, Н.И. Прокофьева2, Т.Р. Руди3, А.И. Свирелина4,А.И. Свирелина4, Н.В.
Трофимовой5, М.А. Федотовой6, Л.А. Янковской7 и др.1Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974. С. 8–19; Она же. Житие АлексеяЧеловека божия в древней русской литературе и народной словесности. СПб.: Наука, 1917. 518 с.; Она же. Задачиизучения «агиографического стиля» Древней Руси // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1964. Т.20. С. 41–71.2Антонова М.В.
Житие Иоанна Дамаскина как основа сюжета поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» // ВестникБрянского государственного университета. 2017. № 3. Брянск: РИО БГУ, 2017. С. 94–101; Она же. Сюжетныетопосы в агиографии. Постановка вопроса // Вестник Брянского государственного университета. СерияИстория/литературоведение/право/ языкознание. Брянск: РИО БГУ, 2013.
С.172–175.3Бахтина О.Н. Проблемы анализа житийных текстов русской литературы (культурно-историческая традиция и кодкультуры) // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 4 (8), 2009. Томск: Национальныйисследовательский Томский государственный университет, 2009. С. 47–61.4Живов В.М. Святость // Живов В.
М. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994.С. 26.5Дергачева И.В. Агиографические тексты в синодичных предисловиях // Мир житий: Сб. материалов конф.(Москва, 3–5 окт. 2001 г.) / Об-во исследователей Древ. Руси; М.: Кругъ : ImageLab, 2002.
304 с.; Она же. Ранняярусская литература и «Поучение» Луки Жидяты // Древнерусская книжность: текстология и поэтика. Орел:Орловский гос. университет, 2013. 188 с.6Ильинский П.В. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник / изд. поП. В. Ильинский. 2 изд. Владимир, 1898. Репринт.изд. М.: Melanar, 2005. 27 с.7Келтуяла В.А. Краткий курс истории русской литературы. Часть I. История древней русской литературы. СПб:Тип. М.М. Стасюлевича, 1908.
330 с.8Кириллин В.М. Очерки о литературе Древней Руси. Материалы для истории русской патрологии и агиографии.Сергиев Посад: Издательство Московской духовной ака-демии, 2012. 288 с.; Он же. О книжности, литературе,образе жизни Древней Руси. М.: Ин-т миров.
лит-ры им. А. М. Горького РАН, 2013. 293 с.9Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3-х кн. Книга первая. Ростов н/Д: Изд-во Феникс,1998. 608 с.; Древнерусские жития святых как исторический источник / Русская история: в 5 т. Т. 4. М.: Феникс,2001. C.
43–50, 512–517.10Крутова М.С. Жития святых как источник изучения древнерусской письменности // Жития святых вдревнерусской письменности: Тексты. Исследования. Материалы. М.: Православный Свято-ТихоновскийБогословский институт, 2002. С. 3–12; Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславскогочудотворца. М.: Пашков дом, 2013. 128 с.11Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе.
СПб.: Наука, 1996. 368 с.12Кусков В.В. История древнерусской литературы. Учеб. для филол. спец. вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Высш.шк., 1989. 304 с.; Он же. Характер средневекового созерцания в системе жанров древнерусской литературы XI –первой половины XIII века // Вестник МГУ. Серия 9: Филология.
1981. №1. М.: Моск. гос. университет, 1981.13Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962. 194 с.; Он же.Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 280-287; Он же. Поэтика древнерусскойлитературы. 3-е изд. М.: Наука, 1979. 357 с.14Минеева С.В. Жанровая концепция профессора В.В.
Кускова как основа вузовского курса историидревнерусской литературы // Древнерусская книжность: текстология и поэтика. Орел, 2013. 188 с.; Она же.Жанровое своеобразие «Жития Зосимы и Савватия Соловецких» (методологический аспект) // Мир житий. М.:12Важноеметодологическоезначениедляпроведенияданногодиссертационного исследования имели труды Д.С. Лихачева, в которых им былаустановлена связь «литературного этикета» с агиографическим каноном8. Особоезначение имела работа В.В. Кускова, в которой он впервые сказал о столпникахкак отдельном чине святости9.
Методология работы с рукописными источниками,агиографическими в том числе, представлена в ряде работ М.С. Крутовой10.Важными для проведения настоящего диссертационного исследования явилисьтеоретическиеразработанныеположенияТ.Р. Руди11.вобластитопикиагиографическихСравнительно-историческийметодтекстов,позволилопределить время стояния на столпе русских столпников. Аксиологическийметод,разработанныйбогословамиС.М.
ЗаринымиА.И. СидоровымиРФК «Имидж-Лаб» 2002. С.193–205; Она же. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких(XVI–XVIII вв.). Т.1. М.: Языки славянской культуры, 2001. 800 с.1Понырко Н.В. Житие Никиты Столпника Переяславского // Словарь книжников и книжности Древней Руси.Вып. 2, ч.1.
Л.: Наука, 1988. С. 307–310.2Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературыXI–XVI вв. //Литература Древней Руси: Сб. трудов. Вып. 1. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. С. 5–37.3Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. Т. 57. СПб.: Индрик, 2006. С. 431–500; Она же.Об одном мотиве житий преподобных («вселение в пустыню») // От Средневековья к Новому времени: Сборникстатьей в честь Ольги Андреевны Белобровой / Отв. ред.
и сост. М. А. Федотова. М.: Индрик, 2006. С. 15–36; Онаже. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография. Исследования, публикации, полемика.СПб., 2005. С. 59–101; Она же. Пустынножители Древней Руси (из истории агиографической топики) // Русскаяагиография: Исследования. Материалы. Публикации. Вып.
2. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2011. С. 517–530.4Свирелин, А.И. Описание Переславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время. М.: Melanar, 2007.46 с.5Трофимова Н.В. Об использовании агиографического стиля «плетения словес» в воинских повестях XV в. // Миржитий: Сб.
материалов конф. (Москва, 3–5 окт. 2001 г.) / О-во исследователей Древ. Руси; [Редкол.: Гладкова О.В.(и др.)]. М.: Кругъ : ImageLab, 2002. С.163–174.6Федотова М.А. Житие Никиты Столпника Переславского (рукописная традиция Жития) // Русская агиография.Исследования, публикации, полемика. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2005. С. 309–331; Она же. К вопросу о ЖитииНикиты Столпника Переяславского // ТОДРЛ.
Т. 58. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2007. С. 366–383; Она же.Краткая редакция Жития Никиты Столпника Переяславского // ТОДРЛ. Т. 55. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2004.С. 289–300; Она же. Житие Саввы Вишерского / Перевод и комментарии // Повести и сказания Древней Руси.Памятники литературы XI–XVII веков в избранных переводах.
М.; СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2001. С. 343–354,956–960; Она же. Житие Саввы Вишерского, Иов Новгородский, Савва Вишерский // Великий Новгород: история икультураIX–XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2007. С. 425–426; Она же.К вопросу о житии Саввы Вишерского // ТОДРЛ. Т.52. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2001. С. 544–560.7Янковская Л.А.
Житие Саввы Вишерского (типологический и текстологический анализ) // Zeszyty NaukoweWydzialu Humanistycznego Uniwersytetu Gdanskiego. Filologia Rosyjska. Gdansk, 1979. N 8. S. 41–58.8Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1979. 357 с.9Кусков В.В. Жанры и стили древнерусской литературы XI — первой половины XIII вв. Автореферат дис. докт.филол. наук.
М., 1980. 35 с.10Крутова М.С. Книга глаголемая…(семантика, структура, варьирование названий рукописных книг XI–XIX вв.).М.: Пашков дом, 2010. 400 с.; Святитель Николай в древнерусской письменности. М.: Мартис, 1997. 233 с.11Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография.
Исследования, публикации,полемика. СПб., 2005. С. 59–101; Она же. Об одном мотиве житий преподобных («вселение в пустыню») // ОтСредневековья к Новому времени: Сборник статьей в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 15–36;Пустынножители Древней Руси (из истории агиографической топики) // Русская агиография: Исследования.Материалы. Публикации. Вып.
2 / Под ред. Т.Р. Руди и С.А. Семячко. СПб., 2011. С. 517–530.13поддержанный историками русской классической литературы: В.Н. АношкинойКасаткиной1,Т.К.Батуровой2,В.Н. Захаровым3,И.А. Есауловым4,И.А. Киселевой5, М.И. Щербаковой6 и др., нашел отражение и в даннойдиссертации.
Использование этого метода в настоящей работе позволило показатьэстетические ценности духовной жизни столпников и проследить их путь ксвятости. Герменевтический метод был необходим при анализе духовного опытастолпников, отраженного в христианской культуре. Культурно-исторический итекстологический методы позволили выдвинуть гипотезу о времени составлениятекста Основной редакции Жития прп. Никиты Столпника, а также о времени,месте и авторе создания Похвалы. Текстологический и сопоставительный методыдаливозможностьисследоватьредакцииЖитийипредложитьновуюклассификацию.