Диссертация (Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского". PDF-файл из архива "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Опыт частных уроков способствовал осознанию Ушинским того, что обучение детей, особенно младшего возраста требует от учителя нетолько глубоких знаний предмета, но и методических приемов возбуждения интереса у детей процессом учебы. Учить детей, таков вывод классика педагогики, дело более сложное, чем учить взрослых студентов, о чем он написал: «дидактикапервоначального преподавания может наполнить тома; дидактика чтения лекций1Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского.
(Биография). М., 1960. С. 61.32в университете может быть выражена в двух словах: “знай хорошо свой предмет иизлагай его ясно”»1.П. Г. Редкин снабжал своего ученика книгами и позволял пользоваться собственной библиотекой. Западническое мировоззрение П. Г. Редкина, его увлечение философским учением Г. В. Ф.
Гегеля (1770–1831), оказало влияние на молодого студента. Он также глубоко осмысливал лекции своего учителя. Это побуждало К. Д. Ушинского видеть человека в его сложных взаимосвязях со всем окружающим миром. Он принял суть высказывания П. Г. Редкина о том, что воспитание должно «обнимать человека всесторонне»2 и воплотил в его выводе методологического значения о всестороннем изучении личности: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать еготоже во всех отношениях»3. П. Г. Редкин содействовал устройству на Ушинскогослужбу в 1850-е гг.
и позже в 1865 г., уже известного в России педагога, он пригласил в Санкт-Петербургское педагогическое общество.Манера преподавания П. Г. Редкина утвердила К. Д. Ушинского в необходимости и важности воздействия на ученика убеждениями педагога. «В его чтениях было именно то, что могло увлечь молодых людей, был юношеский жар иглубокое убеждение… Чтения П. Г.
Редкина, всегда увлекательные, переходилииногда в восторженные импровизации, которые производили на слушателей потрясающее действие»4. Под влиянием лекций П. Г. Редкина зародился в творчестве К. Д. Ушинского вывод о том, что просвещение народа и развитие науки естьпуть к достижению блага.Профессорско-преподавательский состав Московского университета в 40-егг. XIX в. был представлен учеными разных научных направлений и различныхфилософских взглядов. Так, например, Т. Н. Грановский и П.
Г. Редкин, в иссле1Ушинский К. Д. Родное слово: книга для учащих // Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М., Л.,1949. Т. 6. С. 306.2Цит. по Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. С. 15.3Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1.Предисловие // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. М.; Л., 1948–1952. Т. 8. С. 31.4Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. (Биография).
М., 1960. С. 58.33дованиях советского периода традиционно причислялись к западникам. Такое жемнение сложилось о взглядах студента К. Д. Ушинского1. Однако сопоставлениемировоззренческих позиций западников и Ушинского, не позволяет судить такоднозначно2. Уникальность русского народа и его собственный путь развития, которые классик педагогики доказывает в своих статьях3, более созвучны мировоззрению профессоров – славянофилов: профессора русской словесности и литературы С. П. Шевырева (1806–1864), профессора всеобщей и русской историиМ. П.
Погодина (1800–1875) и др. О принятии их идей говорит и тот факт, что дляпреподавания истории в Смольном институте благородных девиц инспектор классов К. Д. Ушинский выбирает учебник Н. И. Костомарова (1817–1885), основанный на изучении истории простого народа, а не аристократии, как это описано вкурсе истории Н. М. Карамзина (1766–1826).
Именно обращение к истории своегонарода побуждает К. Д. Ушинского обратиться к необходимости анализа программы изучения учебных предметов в русской школе.По мнению советских историков педагогики в период обучения в Московском университете в 40-х годах ХIХ в. и в последующие годы творчества у Ушинского формировались и наполнялись новым содержанием элементы материалистического мировоззрения4.
Так, результаты исследования, проведенного группой1На это указывают исследования И. А. Арямова, Н. К. Гончарова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, В. Я. Струминского и др.2Об этом Бельский В. Ю. Философия образования К. Д. Ушинского: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М. 2004.
С. 30–31; Зацепин А. В. Философские идеи в педагогических воззренияхК.Д.Ушинского: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М. 2007. С. 6–7.3Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Собр. соч.в 11 т. 1948. Т. 2. С. 69–166 (впервые опубликована в Журнале для воспитания 1857. №7 и №8);Его же. О средствах распространения образования посредством грамотности // Там же. С. 235–249 (впервые опубликована в журнале «Сын отечества». 1858. № 2); Его же. О нравственномэлементе в русском воспитании // Там же.
С. 425–488 (впервые опубликована в ЖМНПр. 1860.№ XI и XII); Его же. Воскресные школы (Письмо в провинцию) // Там же. С. 489–512 (впервыеопубликована в ЖМНПр. в 1861. № I); Его же. Родное слово (статья) // Там же. С. 554–574(впервые опубликована в ЖМНПр. в 1861. № V).4Арямов И. А. Материалистические черты фактической теории Ушинского и его психологопедагогическое учение // Советская педагогика. 1945. №9.
С. 1–11; Гончаров Н. К. Материалистические черты педагогической системы К. Д. Ушинского // Советская педагогика. 1945. №12;Его же. Основы педагогики. М., 1947. С. 161–186; Медынский Е. Н. Великий русский педагогК. Д. Ушинский // Ученые записки Т. XXXIII Памяти К.
Д. Ушинского / Под ред.Е. Н. Медынского. М., 1946. С. 5–27; Его же. Основы педагогической системы К. Д. Ушинского(вводная статья) // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. М., Л., 1948. Т. 1. С. 29.34ученых под руководством В. Я. Струминского в 40-е гг. XX в., привело к выводу,что первые естественнонаучные представления К.
Д. Ушинский получил в студенческие годы, прочитав статью профессора зоологии К. Ф. Рулье (1814–1858).В ней, в частности, написано: «Наблюдения и опыты немы, их должно объяснить,им должно дать значение, без того они будут лежать без пользы в науке… Зоология и вся естественная история по преимуществу опытная уже потому, что она исследует тела, и вместе с тем умозрительная потому, что должна представлять собой форму науки, а не безотчетный, беспорядочный набор необъясненных фактов,схваченных на удачу или на случай»1. Абсолютно достоверных сведений и ссылокна эту статью у К.
Д. Ушинского нет. Однако у классика отечественной педагогики прослеживаются некоторые совпадение методологических требований к науке.Они отражены в сочетании теоретического (рационального) и практического (эмпирического) в познании природы.Кроме методологического сходства, В. Я. Струминский указывает и на текстологическое сходство в работах К. Ф. Рулье и К. Д. Ушинского. Аналогию с методологией изучения человека можно увидеть в структуре «Педагогической антропологии».
Более этого, для К. Д. Ушинского имело значение и то, как профессор К. Ф. Рулье, которого называли «московским Цицероном», читал лекции, каждая их которых – «художественное создание, как по внешней отделке, так и помысли». Это утверждало Ушинского в необходимости высокого профессионализма учителя-педагога2.Ретроспективный анализ зарождения и реализации идей педагогической антропологии в творчестве К.
Д. Ушинского показывает, что основополагающиемысли о познании человека, определения его роли в окружающем мире, его развития, привлекали внимание будущего педагога с юности3. Свидетельства этогоРулье К. Ф. Сомнения в зоологии как в науке // Избранные биологические произведения М.,1954. С. 28–29 (впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки».Т.
ХIХ. 17. 07. 1841).2Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. (Биография). М., 1960. С. 66, 68, 72.3В книге И. Дизраэли, которую переводил на русский язык К. Д. Ушинский, есть идея о том,что «…все самые важные теории и системы, как бы поздно они ни были опубликованы, задумывались авторами в самой ранней молодости», что применимо и к исследованию творчества135находятся в его «Журнале» (как он называет свой дневник)1, который не предназначался для публикации. В нем заметки для себя, самопознания, самовоспитанияи рефлексии впечатлений от жизни и прочитанного.