Диссертация (Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского". PDF-файл из архива "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Московский государственный лингвистический университет»На правах рукописиКапустина Василиса ЮрьевнаИсториография идей педагогической антропологиив творчестве К. Д. Ушинского13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образованияДиссертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель:доктор педагогических наук,профессор Лямзин М. А.Москва – 20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................
4ГЛАВА1.БАЗОВЫЕАНТРОПОЛОГИИКАКПОЛОЖЕНИЯОСНОВАПЕДАГОГИЧЕСКОЙИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ...................................................................................................... 221.1. Истоки зарождения идей педагогической антропологиив творчествеК. Д. Ушинского ............................................................................................................ 221.2. Воплощение антропологического знанияв педагогической практике итеоретическом наследии К.
Д. Ушинского................................................................. 631.3. Система идей К. Д. Ушинского в труде «Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии»......................................................................... 81Выводы по главе.......................................................................................................... 115ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ И РАЗРАБОТКИИДЕЙ К. Д. УШИНСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ............. 1172.1. Обоснование хронологической периодизации освоения творческого наследияК. Д. Ушинского .......................................................................................................... 1172.2. Применение антропологических идей К. Д. Ушинскогов решениитеоретических и практических проблем воспитания .............................................. 1542.3. Развитие антропологических идей К.
Д. Ушинского в теориях обучения и напрактике........................................................................................................................ 193Выводы по главе.......................................................................................................... 214ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 217СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................... 221Приложение 1.Таблица 1. Диссертационные исследования творчестваК.
Д. Ушинского .......................................................................................................... 2713Приложение 2.Персоналии, на которые есть ссылки в собрании сочиненийК.Д.Ушинского ............................................................................................................ 278Приложение 3.Таблица 2. Истоки, реализация, освоение и разработка идейпедагогической антропологии К. Д. Ушинского. .................................................... 282Приложение 4.Рисунок 4.
Система идей педагогической антропологииК. Д. Ушинского .......................................................................................................... 303Приложение 5. График 1. Статистические данные о печатных работах,посвященных К. Д. Ушинскому и его творчеству................................................... 304Приложение 6. Таблица 3.
Этапы освоения и разработки идей педагогическойантропологии К. Д. Ушинского ................................................................................ 305Приложение 7. Библиографический перечень работ о К. Д. Ушинском (1857–1950)....................................................................................................................................... 311Приложение8.ПопуляризацияидейпедагогическойантропологииК.
Д. Ушинского в педагогической литературе ...................................................... 3204ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, необходимостью качественного совершенствования системы российского непрерывного образования, основанной на идеях его гуманизации и индивидуализации.Современные потребности общества и государства связаны с развитием у обучающихся умственных способностей, умений ориентироваться в меняющемсямногогранном окружающем мире; формированием у них гражданской ответственности и самосознания, духовности и культуры; ориентацией школы на гармоничное развитие у подрастающего поколения практических навыков и фундаментальных умений, компетенций, а также способности успешной социализации. Такая постановка вопроса ставит человека как высшую ценность в центр системыобщественных отношений. Эту систему с точки зрения педагогики впервые обосновал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) в фундаментальном труде«Человек как предмет воспитания.
Опыт педагогической антропологии»1. Егоидеи столь емко представляют законы и закономерности развития человека, методологические принципы содействия этому процессу путем воспитания и обучения, что до сих пор остаются жизненными и являются почвой для создания новыхидей. Поэтому творчество классика, а также освоение и разработка его педагогического наследия в истории отечественной педагогики и образования, требуютотдельного изучения.Во-вторых, введение в систему образования инноваций требует опоры нанародные национальные традиции, что позволит им более органично входить впрактику и найдет отзыв в убеждениях педагогов и людей, заинтересованных ввоспитании подрастающих поколений.
Такие традиции отечественной педагоги1Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Т. 1. //Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. / Сост. В. Я. Струминский. М., Л., 1950. Т. 8, 9, 10. Антропология (от др. греч. ἄνθρωπο (антропо) – человек; λόγος (логос) – наука) – совокупность научныхдисциплин, специалисты которых изучают происхождение, развитие, существование человека вприродной и культурной среде. В диссертации применяются синонимы «человекознание» и«человековедение».5ки, как всестороннее изучение человека, приоритет воспитания, принцип народности и другие базируются на основополагающих идеях педагогической антропологии К. Д.
Ушинского1, и требуют наполнения новым содержанием и ретроинновационного введения в образовательную практику в связи с современными мировоззренческими установками. Например, соблюдение принципа народности особенно актуально в условиях многонационального государства – Российской Федерации. Его реализация способствует сохранению культуры, защите этнокультурных особенностей народов России, воспитанию у граждан патриотическихчувств. Однако трактование содержания принципа народности в разное время отличалось, что оказывало влияние не только на понимание идей классика отечественной педагогики, но и на развитие всей педагогической науки и практики образования.
Поэтому необходим теоретический анализ как идей К. Д. Ушинского, таки исследование процесса их дальнейшего освоения и разработки его последователями2.В-третьих, в настоящее время исследователями отмечается потребность вполучении достоверного знания в области человековедческих наук.
В тоже время,незнание молодыми родителями и лицами их заменяющими антропологических1Основой данного исследования являются идеи педагогической антропологии. Под «идеями»понимается мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем-нибудь, основная мысль, определяющая содержание чего-нибудь. См.: Вершинина Н.
А. Методология исследования структурыпедагогики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009, С. 25. «Идеи педагогической антропологии» – основные мысли К. Д. Ушинского о человеке и науках, его изучающих, с целью содействия его развитию в течение всей жизни. Основные мысли в творческом наследии Ушинскогопредставлены в форме понятий, суждений, умозаключений на трех уровнях, которые фиксируют существующую в середине XIX в. педагогическую реальность; проецируют педагогическуюреальность, которую необходимо создать; указывают средства, способы и методы движения отсуществующей действительности к претворению в жизнь желаемой реальности.
Согласно определению Г. Б. Корнетова, такие «мысли» являются идеями, составляющими педагогическуютеорию. См.: Корнетов Г. Б. Педагогические идеи и учения в истории педагогики // Историкопедагогический журнал 2015. № 2. С. 44–68.2Под термином «освоение» понимается процесс и результат изучения педагогического наследия, включающий получение биографических данных, сведений о трудах и результатах деятельности ученого – классика. Термин «разработка» педагогического наследия определяет процесс последовательного и всестороннего исследования, осмысления и совершенствования данных, полученных в результате освоения наследия и дальнейшее развитие идей в образовательной теории и практике. См.: Илалтдинова Е.