диссертация (Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ), страница 8
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ". PDF-файл из архива "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В научный оборот введен новый теоретический, эмпирический и46См.: http://www.pewforum.org ; World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches andReligions in The Modern World. Oxford: Oxford University Press, 2001; http://www.worldchristiandatabase.org;http://www.thearda.com; http://sreda.org27фактологический материал.
Анализ современного религиозного комплекса,представленный в работах западных социологов религии конца XX – началаXXI века, позволяет обогатить отечественную дисциплинарную областьисследованиярелигииновымисодержательнымиаспектами.Самостоятельное прикладное значение имеет представленный в работеподход к определению методологической «оптики» познания современногорелигиозного плюрализма, в том числе операционализации концепта«современный религиозный плюрализм», обозначившей влияние проблемнеравенства и конфликтов на смещение доминант в область интерпретаций иизмерений религиозного разнообразия. Акцентация внимания на проблемежизнеспособности религии и предложенные методологические решенияизмерения современной религиозности расширяют эпистемологическиевозможности в познании места и роли религии в обществе.
Аналитическиеположения и выводы, представленные автором, могут быть использованыдля выстраивания прогностических сценариев разворачивания социальнополитическихпроцессоввобществе,непосредственноикосвенносоприкасающихся с религиозной сферой. Результаты диссертационногоисследования могут быть использованы в преподавании курсов посоциологии религии, теории социологии, этносоциологии, религиоведению,политологии,культурнымиполитическиаспектаммеждународныхотношений, а также в осуществлении консультативной и экспертной работы.Научная новизна исследования1.Впервые в отечественной социологии проведен комплексный анализсовременного религиозного плюрализма в контексте его социокультурнойдинамики, глобальных и локальных социальных измерений с опорой накритическийанализновейшихтеоретико-методологическиеподходов,представленных в социологии религии конца XX – начала XXI века.2.Выявлено, что определение концепта «современный религиозныйплюрализм» обусловлено рядом факторов, наделяющих его новымисмыслами в условиях современных реалий, что позволило обозначить русло28социологической концептуализации и операционализации современногорелигиозного плюрализма, в основу которого заложен принцип отделенияэмпирического разнообразия от нормативных понятий плюрализма.3.Выделены и систематизированы основные направления развитиясовременного дискурса социологии религии в ракурсе проблематикирелигиозного плюрализма.
Обосновано, что теоретические и предметныеполя социология религии находятся в движении, выраженном в диффузии иплюрализации теоретических подходов, включая критику америко-, евро- ихристоцентризма, детерминирующих когнитивные и аналитические фреймыпознания религиозного плюрализма.4.Даноавторскоеопределение«современногорелигиозногоплюрализма» и обоснована модель его исследования, в основу которойзаложен принцип множественности и фрагментированности религиозногоразнообразия по социоструктурным и пространственным уровням, чтопозволило сделать вывод о наличии множества религиозных плюрализмов.5.Показан интерпретивно-гносеологический потенциал подходов канализу религиозного плюрализма через призму глоболокального контекстаи процессов глобализации.6.Раскрыта идентификация населения мира с определенной религией.Выявленыисистематизированысовременныетрендыизмененийконфессиональных пропорций на мировой арене, сделаны выводы об ихкритическом влиянии на сценарии межконфессиональных и государственнорелигиозных отношений.7.На примере анализа феномена «южного» христианства обосновано, чтоглобализация запускает процессы деноминализации и гибридизации религии,показан вклад данного феномена в сохранение дисциплинирующей ролирелигиозныхплюрализации.институтоввусловияхсовременнойрелигиозной298.Обосновано, что доминантными трендами современных религиозныхтрансформаций являются демократизация религиозности и изменение еесоциального пространства.9.Показанвкладэпистемологическихтеориикоординат«религиознойсоциологииэкономики»религии,всменувыявленаметодологическая эффективность ее постулатов.10.Выявлено, что процессы современного религиозного плюрализмасопровождаются трансформацией функциональных, пространственных исодержательных границ «религиозного сообщества».
Обоснованы ростразнообразия и популярности религиозных сообществ, а также ихамбивалентные роли в современном мире.11.Выявленыдоминантныетрендырегулированиясовременногорелигиозного плюрализма, обосновывающие пределы роста религиозногоразнообразия. Доказано, что олигополия является преобладающим типомгосударственно-религиозных отношений в современном мире, а такжепоказана роль доминирующей религиозной культуры в ограничении развитиярелигиозного плюрализма.12.Показан вклад ревизии парадигмы секуляризации в развитие иобогащение методологического инструментария познания современногорелигиозного плюрализма.13.Раскрыто многообразие проявлений религии в сосуществованиипроцессовсекуляризацииисакрализации,деиндивидуализациииприватизации в динамике религиозного плюрализма в России.14.Проанализированы новейшие подходы к решению задачи измерениясвязи религиозного разнообразия и жизнеспособности религии, в связи с чемобоснована потребность критической переоценки концепта «религиозность»и предложен способ его операционализации.30Положения, выносимые на защиту1.Циркулируемые в научном дискурсе различные подходы копределению концепта «религиозный плюрализм» вносят неопределенностьв очерчивание предметно-объектного поля его познания и нуждаются вуточнениисучетомсовременныхреалий:во-первых,возросшейнеопределенности критериев религии и размывания идентификационныхграниц религиозных акторов как следствие трансформации религиозногоразнообразия; во-вторых, снижения релевантности позитивно-нормативныхконнотаций концепта в то время, когда конфликты с участием религиозногофактора в большей степени, чем консенсус доминирует в повестке дня, иприверженность политике «равного уважения» или «равных возможностей»на практике становится все менее реалистичной как следствие неизбежногороста религиозного разнообразия и образования суперразнообразныхлокальныхсоциальныхконтекстов.Поэтомуадекватноереалиямотображение современного религиозного пейзажа требует расширенияграниц понимания того, что считается религией, а с аналитической точкизрения следует отделить эмпирическое разнообразие от нормативныхпонятий плюрализма.
В рамках социологического анализа «современныйрелигиозный плюрализм» следует использовать как описательный, а ненормативный концепт. Религиозное разнообразие в нашем понимании – этоэмпирическая основа для измерения и анализа религиозного плюрализма.2.Раскрытие и объяснение паттернов современного религиозногоплюрализмавовсемихмногообразиипредполагаетпримененияплюралистического подхода – опоры на комплекс взаимодополняющихтеорий.
Доминирующий дискурс социологии религии репрезентирует тринаправлениякритическуютеоретическихтеорию,ашкол – функционализм, когнитивизмтакжетеорию«религиознойиэкономики»,«заместительной религии» и теоретические подходы, раскрывающие связьрелигии и глобализации. Все они высвечивают различные доминатысовременногорелигиозногоплюрализма,позволяющиевкомплексе31выстроить модель анализа через призму понимания того, что религиозныйплюрализмвусловияхсовременногообществапредрасположенкмножественности как с точки зрения структурной сложности, так и наличияпризнаков «традиционного» и «современного»; основан на приватизациирелигиозных практик и развитии религиозных рынков в условияхрасширения религиозных свобод; инициирует риски для всего религиозногокомплекса; характеризуется контрастирующими каналами легитимации.3.Религиозныйгетерогенностивопределеннымобразомплюрализмпределахорганизационномиотражаетобществанавзаимосвязанныхсоциальном.степеньтрехпоследовательныхуровнях:«Настройка»религиознойииндивидуальном,всехэтихаспектовразнообразия варьируется от страны к стране в соответствии с религиознойисторией, религиозным составом и иными социальными факторами, а такжеракурсами анализа – локальным или глобальным.
Поэтому нет и не можетбыть универсального образа современного религиозного плюрализма, естьмножество контекстно и пространственно обусловленных плюрализмов,отражающих специфику религиозного разнообразия и связанных с нимпроцессов и феноменов на разных уровнях социальности. Современныйрелигиозный плюрализм определен как сосуществование в рамках одноголокального сообщества или глобального общества разнообразия религиозныхформ, практик, процессов, видов религиозностей, а также мировоззрений идиспозиций по отношению к религиозному разнообразию, проявляющих себяразличным образом на разных, определенным образом взаимосвязанныхуровнях социальности (макро-, мезо- и микро-).4.Доминирующимтрендомвэруглобализацииявляетсяплюрализация религии в ее глокальных проекциях.
Показана амбивалентнаяроль религии в процессе глобализации: она может быть одним изисточников/инициатором глобализации, ее компонентом и «пострадавшей»стороной,что,взаимодействияссоответственно,предполагаеткультурной,идеологической,множествовидовполитической,и32экономической средами. Все это задает нелинейные траектории религиозныхизменений и объясняет доминирование трендов популяризации религии, еекоммерциализации, критического дублирования религиозных и культурныхсфер,активизацииривайвелистскойрелигии,сопряженнойчастоспроявлениями фундаментализма, а также роста новых форм духовности инеопределенности/синкретичностисовременныхрелигиозныхидентичностей.5.Современная глоболокальная мозаика религий находится вдвижении, что задает нелинейную динамику разнообразия религиозных идейи акторов, имеющих различный уровень влияния на глобальном и локальныхуровнях.
В глобальном масштабе оформилось три доминирующие идинамично развивающиеся тенденции: (1) возрастание конкуренции междухристианством и исламом на фоне долгосрочной тенденции потерихристианством своей «рыночной» доли и роста ислама; (2) стремительныйростсамостоятельнойветвихристианскойрелигиинатерриторииразвивающихся стран; (3) постепенное и непреодолимое перемещение центратяжести христианской популяции в Южное полушарие, а ислама – вСеверное. Значение обозначенных глобальных процессов раскрывается вприроде показательных трендов современного общества, связанных сартикуляцией религиозных интенций в контексте растущего противостояниямежду глобальным Севером и Югом. Тенденции к глобализации несколькихуниверсалистских религий (ислама и двух ветвей христианства) создаютрискимонополизацииидестабилизацииконтекстоврелигиозногоплюрализма, поскольку каждая из них может фактически эволюционироватьот состояния мирного сосуществования к открытому конфликту илигосподству религиозного «большинства» над «меньшинством».6.Рефлексией религии на глобализацию является деноминализацияи гибридизация.