диссертация (Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ), страница 7
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ". PDF-файл из архива "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
№ 3; Воронцова Л.М., Филатов С.Б., ФурманД.Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования, 1995. № 11; Филатов,С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность //Социологические исследования. 2005. № 6; Фурман Д. Е., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-егоды ХХ - начала ХХI века.
М.: ОГНИ ТД, 2006; Мчедлов М.П., Нуруллаев А.А., Филимонов Э.П., ЭлбакянЕ.С. Религия в Зеркале общественного мнения // Социологические исследования, 1994. № 5; Филатов С.Б.Преодолеем ли предрассудки? // Свободная мысль, 1993. № 3; Пруцкова Е.В. Операционализация понятия«религиозность» в эмпирических исследованиях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом,2012. № 2; Бреская О.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода //Социологические исследования, 2011.
№ 12; Дубин Б. В. Вера большинства / Монтаж и демонтажсекулярного мира / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Политическая энциклопедия, 2014; Дубин Б.В.Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественногомнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 2004. №. 3.44См.: The XVII ISA World Congress of Sociology. Sociology on the Move. Reports. Gothenburg, Sweden, 11-17July, 2010.22десекуляризации, респиритуализации, деиндивидуализаци, «возвращениярелигий», «духовной революции», сопровождающиеся расширением спектрановых типов религиозностей, изменениями религиозных ландшафтов,формирующих новые образы религий, прежде всего христианства; вовторых, трансформация современных практик институтов традиционныхрелигий;в-третьих,влияниеглобальнойиммиграциинаизменениярелигиозного пейзажа, идентичностей, как следствие - на процессыинтеграции и дезинтеграции, социальные конфликты; в-четвертых, новыерелигиозные движения.Таким образом, представленный анализ показывает, что в современномсоциологическом дискурсе религии присутствует довольно широкий спектрфрагментированныхпредметныхсферитеоретико-методологическихподходов.
Проблематика диссертации требует применения комплексногоанализа современных тенденций, проявляющих плюральность современнойрелигии и многообразие социальных проекций религиозного плюрализма.Объектом исследования являются институциональные реалии иконкретные социальные практики, представляющие собой современныйрелигиозный плюрализм.Предметомисследованияявляютсясовременныепаттернырелигиозного плюрализма, а также теоретико-методологические рефлексии,характерные для западной социологии религии конца XX – начала XXI века.Диссертация включает в свою предметную сферу анализ конкретныхсоциальныхкейсовмножественностьиформглобальныхидиспозиций,процессоврепрезентирующихсовременныхрелигиозныхтрансформаций.Цель диссертационного исследования заключается в выявлении иинтерпретации характерных признаков религиозного плюрализма. Даннаяцель конкретизируется необходимостью определения методологической«оптики» познания современного религиозного плюрализма, раскрытияинтерпретивно-гносеологического потенциала представленных в западной23социологии религии новейших теоретико-методологических подходов,релевантных проблематике религиозного плюрализма, а также определенияперспективных направлений теоретического и методологического поиска.Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:1.Обозначить специфику концептуализации понятия «религиозныйплюрализм» в условиях современных реалий и место религиозногоразнообразия в предметном поле исследования религиозного плюрализма.2.Представить интерпретации динамики религиозных трансформаций,сопряженныхсростомрелигиозногоразнообразиячерезпризмусоциологических теорий религии и определить теоретические контурыанализа современного религиозного плюрализма.3.Представить свой подход к конструированию модели исследованиярелигиозногоплюрализмаиобозначитьпродуктивныедляанализапредметные поля, что позволит обосновать авторское определение концепта«современный религиозный плюрализм» и способов его операционализации.4.Раскрыть познавательный потенциал теорий, интерпретирующих связьрелигии и глобализации, выявить природу качественно новых паттерноврелигиозного разнообразия, развившихся под влиянием глобализации.5.Исследовать современное конфессиональное разнообразие с точкизрения глобальной перспективы и диагностировать наиболее значимыетренды изменений религиозной карты мира.
Выделить группу доминантныхакторов современного религиозного плюрализма.6.На основе эмпирического и теоретического анализа современных формрелигиозности и религиозных практик раскрыть их качественные признаки,определяющие новый образ религиозного разнообразия.7.Провести анализ феномена «южного» христианства и показать егоособое место в траектории современных религиозных трансформаций вглобальной перспективе.8.Раскрыть теоретико-методологический потенциал теории «религиознойэкономики»вобъясненииидиагностикесовременныхпаттернов24трансформацийрелигиозногокомплекса,взаимосвязирелигиозногоплюрализма и жизнеспособности религии.9.С опорой на методологию теории «религиозной экономики» иэмпирическиефактывыявитьсовременныедоминантныетренды,характеризующие контексты обеспечения и регулирования религиозногоплюрализма.
Исследовать религиозный рынок США как особый образецразвития и ограничения религиозного плюрализма.10.На основе рассмотрения религиозной ситуации в странах ЗападнойЕвропы оценить валидность секулярного подхода в интерпретации динамикирелигиозных изменений и очертить современную европейскую модельрелигиозной плюрализации.11.Исследовать влияние современных реалий и теоретических новаций накритическую саморефлексию теорий секуляризации, выделить наиболеетипичные проявления секулярных эффектов религиозного плюрализма, иопределить на этой основе методологически эффективный инструментизмерения и анализа современной секуляризации.12.Выявить современные паттерны религиозного плюрализма в России иоценитьстепеньсекулярностироссийскогообществакакпостсоциалистической страны, проходящей период религиозного ренессанса.Обозначить проблемные зоны эмпирического анализа связи современногорелигиозногоплюрализмаижизнеспособностирелигии,обосноватьнеобходимость применения новых подходов к концептуализации понятия«религиозность»ипродуктивностьметодологииизмеренияжизнеспособности религии С.
Хубера, К. Китола и Р. Траунмюллера.Теоретическая и методологическая основа исследованияТеоретико-методологическуюосновуисследованиясоставляетсовокупность подходов и методов, выбор которых обусловлен спецификойпоставленной в исследовании проблемы, определением предметной областии спектра задач, а также стремлением достижения валидности данногоисследования.
Они восходят к трем базовым направлениям теоретических25школ в социологии религии - функционализму, когнитивизму и критическойшколе, а также теориям, интерпретирующим связь религии и глобализации,что позволило подойти к раскрытию феномена религиозного плюрализма сразличных ракурсов и уровней анализа.Автор опирается не только на взаимодополняющие, но и альтернативныетеоретическиеподходы.Использованыметодологиианализа,представленные в рамках ревизионистских теорий секуляризации, теорий«заместительной религии» и «религиозной экономики».В качестве базового методологического инструмента в исследованиивыступает интегративный и структурно-деятельный подход (Э. Гидденс, П.Бурдье, Ю.
Хабермас, Т. Лукман45), применение которого обусловленоусложнением, повышенной динамикой и рефлексивностью сопряжения полярелигии с общественными сферами и «жизненными мирами» индивидов.Данный подход позволил обеспечить комплексность анализа феноменарелигии на основе совмещения разноуровневых теорий и пространственновременных координат.В работе использованы принципы компаративного подхода, а такжеобщенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, восхожденияот абстрактного к конкретному, что позволило выстроить интерпретации вовзаимосвязи теоретико-методологического уровня и конкретных социальныхпроявлений феномена религии, а также на основе сравнительного анализапаттернов религиозного плюрализма в культурно-исторической проекцииобеспечить выделение общего и особенного.Методы вторичного анализа эмпирических данных, количественных икачественных исследований, позволили верифицировать теоретическиепостроения и выводы автора относительно множественности современных45Гидденс Э.
Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003; Бурдье П.Структуры, habitus, практики / Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск:Издательство Новосибирского университета, 1995; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне.
М.: Весьмир, 2003; Лукман Т. Герменевтика как социологическая парадигма? / Социальные процессы на рубежевеков: феноменологическая перспектива / общ. ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2000.26проявлений религиозного плюрализма, влияния социокультурных факторов ирелигиозного разнообразия на жизнеспособность религии.Эмпирическую и информационную базу исследования составилмассив данных зарубежных и отечественных социологических исследований,материалы международных и общероссийских научных конференций, СМИи Интернет-сайтов:- аналитические материалы ООН по проблемам влияния глобализации нарост религиозного разнообразия;- данные международного исследовательского Проекта «Место религии вобщественной жизни», Всемирной христианской энциклопедии, Всемирнойхристианской базы данных, международного архива данных исследованийрелигий в мире «The Association of Religion Data Archives», общероссийскогоПроектаисследованиярелигии«Среда»,репрезентирующиетрендыглобальной и локальной динамики религиозных изменений46;- эмпирические исследования зарубежных и отечественных социологов,опубликованные в научных периодических изданиях, в том числе автораработы;-статистическиеданныеобщероссийскихисследованийИнститутасоциологии РАН, ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центра;- выступления ученых, религиозных и политических деятелей по проблемам,входящих в предметную сферу анализа проблематики религиозногоплюрализма, опубликованные в материалах СМИ и научных конференций.Научно-практическая значимость диссертационного исследованияРабота вносит теоретический и практический вклад в осмыслениепроблемы современного религиозного плюрализма посредством выявления исистематизациипаттерновмножественностиформсуществованиясовременной религии, процессов ее трансформации и влияний на общество ииндивидов.