диссертация (Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ), страница 2
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ". PDF-файл из архива "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Объяснить это можно рядом факторов,одним из основных является преодоление в последнем десятилетиипрошлого столетия методологического застоя в социологии религии (Д.Джордан, Дж. Бекфорд)5.5См.: Giordan, G. Introduction: Pluralism as Legitimation of Diversity / Religious Pluralism. Framing ReligiousDiversity in the Contemporary World. G. Giordan and E. Pace (eds.). London: Springer, 2014. P. 1 – 2.; Beckford, J.Re-Thinking Religious Pluralism / Religious Pluralism.
Framing Religious Diversity in the Contemporary World. G.Giordan and E. Pace (eds.). London: Springer, 2014. P. 31 – 48.8До начала 1990-х годов главным объяснительным императивомтрансформаций, происходящих в религиозной сфере, была парадигмасекуляризации. Теории секуляризации, встроенные в условия европейскогоконтекста, предсказывали, что религиозные изменения будут неизменнолинейноразвиватьсявнаправлениивсебольшейприватизации,маргинализации религии и полной потери ее влияния в публичномпространстве как следствие модернизации. Идея «секуляризации» сталасоциологическойдогмой,инструментарийсоциологиидетерминировавшейрелигиии,методологическийсоответственно,выводыисследований, что существенно ограничивало представления о реальномсодержании динамики религиозных изменений, многообразии социальныхпроявлений феномена религии.
Даже «исключительные» случаи в Европе,демонстрировавшиепервостепеннуюрольрелигиивформированиинационального самосознания (Польша, Ирландия), объяснялись с точкизрения эпистемологии парадигмы секуляризации. В итоге, к концу прошлогостолетия социология религии как отрасль социологического знания сталапереживать болезненный застой. Этот факт и его последствия длясовременной социологии были подчеркнуты Р. Робертсоном6 и Дж.Бекфордом7, который сравнил социологию религии конца 1980-х годов с«аэропланом, завалившимся в дрейфующем полете на одно крыло»8.
Онвысказывал справедливое беспокойство по поводу того, что социологиярелигии перемещается в периферийную область, обращение к исследованиямрелигии на национальных и международных социологических конгрессахстановится все более экзотическим. Обособление социологии религии отглавных течений социологической мысли стало главной темой его работы«Религия и развитое индустриальное общество»9.6См.: Robertson, R. The Globalization Paradigm: Thinking Globally / Religion and the Process of Globalization.
P.Beyer (ed.). Wurzburg: Ergon, 2001.7См.: Beckford, J. The Insulation and Isolation of the Sociology of Religion // Sociology of Religion. Oxford, 1985.Volume 46, # 4.8Ibid. P. 348.9Beckford, J. Religion and Advanced Industrial Society. London: Routledge, 1989.9Рост публичной роли религии, сопровождаемый появлением новыхтеоретических работ и эмпирических исследований, демонстрировавших иобъяснявшихпотребовалипротивоположныекардинальныхсекулярнымпеременвпроцессамдисциплине,тенденции,обеспечивающихадекватную рефлексию сложности и многомерности религиозного феномена.С начала 1990-х годов проблематика религиозного плюрализма становитсяновой (и пока еще довольно редкой) темой в социологии религии, в рамкахкоторой, прежде всего, реализуются исследования, направленные насопоставление религиозного разнообразия в глобальном и различныхрегиональных контекстах.
Проект изучения религиозного плюрализмаамериканскогосоциологаД.Эк,нацеленныйнаисследованиемногоконфессиональных реалий в США и в других регионах планеты,является первым в данной области (начался в начале 1990-х годах) и остаетсяодним из крупнейших в настоящее время10. Под его влиянием, взначительнойстепени,всоциологическомдискурсесложилсятакназываемый нормативно-оценочный подход к интерпретации «религиозногоплюрализма»11.
Обсуждению этой темы были посвящены конференции«Послеплюрализма:переочерчиваниемоделеймежрелигиозноговзаимодействия», состоявшиеся в университете Торонто (Канада) в марте и вКолумбийском университете (США) в октябре 2007 года12. Конференциипроявили, прежде всего, отсутствие согласия относительно определенияконцептуальных рамок «современного религиозного плюрализма».Вопросытеоретическогоосмысленияивыстраиванияметодологического аппарата исследования «религиозного плюрализма» впоследнее десятилетие привлекли внимание ряда видных социологоврелигии: Дж. Бекфорда, Р. Вутноу, П.
Бергера, О. Рииса, Дж. Спикарда, Дж.10См.: http://www.pluralism.orgСм.: Eck, D. L. A New Religious America: How a “Christian Country” has Become the World’s Most ReligiouslyDiverse Nation. San Francisco: Harper-SanFrancisco, 2002; Eck, D. American Religious Pluralism: Civic andTheological Discourse / Democracy and the New Religious Pluralism.
T. Banchoff (ed.). Oxford: Oxford UP, 2007.P. 243–270.12См. URL: http://www.columbia.edu/cu/afterpluralism/; http://projects.chass.utoronto.ca/afterpluralism/1110Джордана и др.13. Их публикации раскрывают широкий спектр ракурсованализа современных реалий, в которых тема «религиозного плюрализма»занимаетцентральноеместо,атакжеметодологическиедоминатыисследования плюрализма социологическими методами. Существенныйвклад в осмысление всех этих вопросов вносят коллективные монографии:«Религиозный плюрализм: очерчивание рамок религиозного разнообразия всовременном мире», вышедшая под редакцией итальянских социологов Дж.Джордана и И. Пэйс14, а также «Демократия и новый религиозныйплюрализм», вышедшая под редакцией американского социолога религии Т.Бенчоффа15.В диссертационном исследовании на основе сопоставления различныхточек зрения относительно объектно-предметных доминант в исследовании«религиозного плюрализма» автор предлагает свой ракурс анализа, чтоопределило и отбор релевантных авторскому подходу теоретических иэмпирических источников, а также социальных кейсов.Выделим шесть групп источников.Первая группа объединяет работы авторов теории «религиознойэкономики»илиспособствовавших«маркетинговой»парадигмы,совершенствованиюатакжеметодологииученых,исследованиярелигиозной среды.
Так, Р. Финке, Р. Старк, У. Бейнбридж и Л. Ианнакконе вконце прошлого столетия предложили радикально новый подход к анализу13См.: Beckford, J. The Management of Religious Diversity in England and Wales with Special Reference to PrisonChaplaincy // International Journal on Multicultural Societies, 1999. # 1.2. P. 55–66; Beckford, J.
Social Theory andReligion. Cambridge: Cambridge UP, 2003; Beckford, J. Re-Thinking Religious Pluralism / Religious Pluralism.Framing Religious Diversity in the Contemporary World. G. Giordan and E. Pace (eds.). London: Springer, 2014. P.31 – 48; Wuthnow, R. America and the Challenges of Religious Diversity. Princeton, NJ: Princeton University Press,2005; Berger, P. Pluralism, Protestantization and the Voluntary Principle / Democracy and the New ReligiousPluralism. T. Banchoff (ed.). Oxford: Oxford UP, 2007. P.
16 – 30; Berger, P. Religious Pluralism for a PluralistAge / Culture & Society, April 25, 2005. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/religious-pluralismfor-a-pluralist-age; Riis, O. Modes of Religious Pluralism under Conditions of Globalisation // International Journalon Multicultural Societies, 1999. Vol. 1. N. 1. P. 26-27; Spickard, J. Human Rights, Religious Conflict, andGlobalisation. Ultimate Values in a New World Order // International Journal on Multicultural Societies, 1999. Vol.1.
N. 1.; Giordan G. Introduction: Pluralism as Legitimization of Diversity / Religious Pluralism: Framing ReligiousDiversity in the Contemporary World (G. Giordan and E. Pace eds.). New York: Springer, 2014.14См. Religious Pluralism: Framing Religious Diversity in the Contemporary World. G. Giordan and E. Pace(eds.). New York: Springer, 2014.15См.: Democracy and the New Religious Pluralism. T. Banchoff (ed.). New York: Oxford University Press, Inc.,2007.11динамикирелигиозныхизменений,основанныйназаконахфункционирования рыночной экономики и постулатах теорий обмена16.Ядром теории «религиозной экономики» является интерпретация связеймежду религиозным плюрализмом, религиозными рынками и активностьюрелигиозных акторов.
В отличие от парадигмы секуляризации данная теорияпредлагаетрассматриватьспособствующийрелигиозныйразвитиюрелигиознойплюрализмдеятельностикакподстимул,влияниемувеличивающейся конкуренции и выбора. Постулаты теории выявляютналичие сложных связей между социальными контекстами, религиознымплюрализмом и жизнеспособностью религии.
В частности, исследованиефакторов,регулирующихплюрализм,ивведениевполеанализапроблематики границ религиозного плюрализма стало новаторской темой.Важными являются и поднимаемые авторами проблемы методологииизмерения религиозного плюрализма.Дискуссия, развернувшаяся вокруг теории «религиозной экономики»,высветила проблемы ограниченности тематического поля социологиирелигии и применяемого методологического инструментария измерениярелигиозной среды. Новые перспективные направления анализа религии(влияниянарациональностирелигиозныйивыборгендерныхиррациональности,типовразличий,факторовинституциональности,конфессиональных стратегий и проч.) представлены в работах М. Чавеса, Ф.16См.: Finke, R., Stark, R.