диссертация (Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ), страница 10
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ". PDF-файл из архива "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Однако, несмотря на внешнюю очевидностьсмысла, сложная природа религиозного плюрализма не может бытьопределенапосредствомпростыхинтерпретаций.Нередкоученыеобращаются к проблеме религиозного плюрализма, не прибегая к еготочному определению, но каждый раз, когда требуется дать концептуальнуюясность, возникают трудности. Г. Дэйви называет его «хитрым» термином»1;Д. Бекфорд считает, что «термин “плюрализм” должен использоваться сособой тщательностью, и что особенно важные аспекты “религиозногоплюрализма” еще не получили социологического внимания, которого онзаслуживает»2; а датский социолог религии О. Риис подвергает сомнению егомногие значения и ассоциации3. Представляется важным разобраться в этомсложном вопросе, определить концептуальные контуры современногорелигиозного плюрализма и выделить значимые для нашего последующегоанализа доминанты.1.1.Концептуализацияпонятия«современныйрелигиозныйплюрализм»Религиозный плюрализм, традиционно понимаемый, прежде всего, какмирное сосуществование в едином социальном пространстве различныхрелигий, сам по себе не является новым явлением, поскольку большинствомировых религий возникли не в условиях духовного вакуума.
Так,1См.: Davie, G. Religion in Modern Britain: Changing Sociological Assumptions // Sociology, 2000. # 34. P. 120.Beckford, J. Re-Thinking Religious Pluralism / Religious Pluralism: Framing Religious Diversity in theContemporary World (G. Giordan and E. Pace eds.). New York: Springer, 2014. P. 15.3См.: Riis, O. Modes of Religious Pluralism under Conditions of Globalisation // International Journal onMulticultural Societies, 1999. vol.
1. # 1. P. 20–34.239христианство зародилось в контексте иудаизма и развивалось, используятерминологию греческой философии. В зависимости от географическогорасположения буддизм всегда был в контакте с различными комбинациямииндуизма,даосизма,синтоизма,конфуцианстваирелигиейбон(национальной религией тибетцев). Большая часть Азии «рассматривала»мультирелигиозные реалии и религиозную принадлежность как норму втечение прошлых двух тысячелетий, чего нельзя сказать о Западном мире.Для Запада, «мирный» плюрализм стал рассматриваться как реальность лишьсравнительно недавно, пару столетий назад, под влиянием развитиядемократических институтов, процессов отделения церкви от государства иутверждения гражданских свобод и прав, в том числе и на личный выборрелигии, который, согласно метафоре американского религиоведа П.Гриффитса, подобен «ультимативной форме отбора того, что человек хочетсъесть на ужин»4.Однако все эти представления о религиозном плюрализме основаны напредположениях о наличии ясных границ между религиозными группами истабильных «отношений» между религией и религиозными сторонниками, ноэти предположения сегодня все более оказываются проблематичными илимитированными узким спектром религиозных традиций.
В современноммире формируются новые реалии, отличительной особенностью которыхявляется не просто рост религиозного разнообразия, а его сущностнаятрансформация. Несколько мегатенденций влияют на то, что это увеличениеи трансформации являются неизбежными, что, в свою очередь, наделяетрелигиозный плюрализм качественно новыми чертами5. Первый фактор -4Griffiths, P. Problems of Religious Diversity. Oxford: Blackwell, 2001. P.
5.П. Бергер и Дж. Бекфорд в своих работах используют термин «новый религиозный плюрализм», обозначаятем самым новизну широкого спектра процессов, происходящих в религиозном комплексе в целом, а такжесмысла, вкладываемого в концепт «религиозный плюрализм». См., например, Berger, P. Pluralism,Protestantization and the Voluntary Principle / Democracy and the New Religious Pluralism. T. Banchoff (ed.).
NY:Oxford University Press, Inc., 2007. P. 19 – 30; Berger, P. Religious Pluralism for a Pluralist Age / Culture &Society, April 25, 2005. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/religious-pluralism-for-a-pluralist-age;Beckford, J. Re-Thinking Religious Pluralism / Religious Pluralism: Framing Religious Diversity in theContemporary World. G. Giordan and E. Pace (eds.). New York: Springer, 2014. P. 15-31.540миграция. Двадцать первый век называют «эрой миграции»6, посколькусегодня в мире мигрантов больше, чем когда-либо прежде.
Разные типымиграции,вызванныеглобализирующейсярыночнойэкономикой,проблемами неравенства, политическими условиями, войнами и стихийнымибедствиями, поддерживаемые современными средствами передвижения икоммуникации, сопровождаются распространением различных религиозныхучений по странам мира.
Миллионы мигрантов, переехавших из одной частиземного шара в другую принесли с собой, помимо надежды на улучшениеусловийжизни,культуру,ценности,традицииирелигиистраныпроисхождения. По оценкам Отдела народонаселения ООН число мигрантовв мире за последние 50 лет выросло с 80 млн до 214 млн, поднявшись с 2,6 до3 % мирового населения7. Причем, подавляющее число мигрантов являетсяносителямиопределеннойрелигиознойидентичности.Так,отчет,опубликованный в 2012 году исследовательским Проектом «Место религии вобщественной жизни» показывает, что почти половина (49%) из этихмигрантов являются христианами, 27% - мусульманами, 5% - индуистами,3% - буддистами, 2% - иудеями, 4% принадлежат к другим религиям и лишь9% не причисляют себя к определенной религии8.
Мигранты, исповедующиерелигию, отличную от доминирующей религиозной традиции «нового дома»,чаще склонны к ее сохранению и распространению. Например, в США, гдеиммиграция изначально была основной детерминантой религиозного рынка ирелигиозного плюрализма, принятие в 1965 году Закона об иммиграции инатурализации сигнализировало о начале формирования нового религиозногопейзажа, поскольку Закон открыл возможности для притока в страну новыхгрупп населения из стран Азии и Латинской Америки, привнесших рядновых незападных религий. Это означало увеличение количества учителей и6См.: Castles, S. and Miller, M. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World.Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.7См.: Global Migration: Demographic Aspects and Its Relevance for Development. United Nations. PopulationDivision.
Technical Paper No. 2013/6.ULR: http://www.un.org/esa/population/migration/documents/EGM.Skeldon_17.12.2013.pdf8См.: http://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/41практиков, цель которых состояла в распространении своей религии(например, Харе Кришна, буддизма и проч.), многие из которых сталидовольно успешными. В отличие от прошлых лет, когда иммигранты быстроассимилировалисьвамериканскуюкультуру,большинствоновыхприбывающих в страну иммигрантов стремятся поддерживать связь сродственниками в родной стране благодаря расширению возможностейсредств коммуникации, что обеспечивает сохранение связей с роднойкультурой и религий9.Исследования показывают, что наибольшее влияние на трансформациюкультурных и религиозных ландшафтов, рост религиозного разнообразиямиграционные потоки оказывают на города: именно здесь самая высокаяконцентрация иммигрантов.
Причем, за последние два десятилетия этипроцессызахватилиимегаполисыазиатскогоконтинента10.Беспрецедентный рост социального и культурного разнообразия в пределахограниченного рамками города или страны социального пространстватребует от правительств выработки адекватной политики управленияежедневным взаимодействием граждан, которое становится все болееразнообразнымисложным-суперразнообразным.Этоновоесуперразнообразие характеризуется концентрацией в одном городскомпространстве различных этнических и социальных групп, языков, религий итрадиций. Учитывая динамику процессов урбанизации11, в ближайшиедесятилетия вопрос о религии будет среди самых актуальных повесток днягубернаторов глобальных городов, а прогнозы относительно последствийпереплетения культур, традиций и религиозных верований на локальныхуровнях – актуальной повесткой научных исследований.9См.: Eck, D.
A New Religious America. San Francisco, CA: Harper Collins, 2001.См.: Global Migration: Demographic Aspects and Its Relevance for Development. United Nations. PopulationDivision. Technical Paper No. 2013/6. ULR:http://www.un.org/esa/population/migration/documents/EGM.Skeldon_17.12.2013.pdf11Например, согласно прогнозу ООН к 2030 году численность населения в странах Азии составит болеемиллиарда человек, причем, более 50 % населения этих стран будут проживать в городах и пригородскихрайонах. См.: Global Migration: Demographic Aspects and Its Relevance for Development. United Nations.Population Division.