диссертация (Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ". PDF-файл из архива "Современный религиозный плюрализм теоретико-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВАИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНа правах рукописиКаргина Ирина ГеоргиевнаСОВРЕМЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ: ТЕОРЕТИКОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗСпециальность 22.00.01. – Теория, методология и история социологииДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора социологических наукНаучный консультант:доктор философских наук, профессорКравченко Сергей АлександровичМосква 20152СодержаниеВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4ГЛАВА I.
Современный религиозный плюрализм: концептуальныерамки и предметное поле анализа …………………………………………… 381.1.Концептуализация понятия «современныйрелигиозный плюрализм» ………. ……………………………………. 381.2.Современный религиозный плюрализм через призмусоциологических теорий религии …………………………………….1.3.59Эмпирические контуры современного религиозногоплюрализма: моделирование траектории анализа ………………….82ГЛАВА II. Современный религиозный плюрализм в глобальнойперспективе …………………………………………………………………2.1.Теоретические интерпретации связи глобализации и религии: множествотраекторий современной религиозной плюрализации .……………2.2.2.4.101Картография современного религиозного разнообразияв глокальной перспективе ……………………………………...........2.3.101119Феномен «южного» христианства как фактортрансформации глобального христианского мира ………………141Современные формы религиозности ……………………………..…158ГЛАВА III.
Теория «религиозной экономики»: инновационный подход канализу современного религиозного плюрализма ………………….…1883.1. Смена эпистемологических координатисследования плюрализации религии ………….……………………1883.2. Новая парадигма интерпретации паттерновсовременного религиозного плюрализма ……………………………2023.3. Факторы регулирования контекстов религиозного плюрализма:анализ современных трендов …………………………………….…….3.4. Тенденции и парадоксы религиозного рынка в США ………………2262343ГЛАВА IV.
Усложнение дискурса секуляризации на рубеже веков ….. 2584.1. Теоретические рефлексии современнойевропейской «исключительности» .………………………….……….2594.2. Ревизии парадигмы секуляризации: развитие и обогащениеметодологического инструментария …………………….…………2794.3. Усложнение траекторий религиозной динамикив современной России …………………………….…………………….3154.4. Анализ методологических вызовов оценки жизнеспособностирелигии: опыт моделирования исследовательской стратегии ………334ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 360БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………3744ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Происходящие в современномдинамичнотрансформирующемсяобществесоциокультурныеиполитические сдвиги, носящие глобальный характер, ломают привычныепредставления о религии, ее месте и роли в публичном пространстве,влиянии на мировоззрение индивида и его социальные практики.
Феноменрелигии становится все более разнообразным и сложным. Качественно новыепризнаки приобретают религиозные практики, виды религиозности, формырелигиознойинституционализации,коллективныеииндивидуальныедиспозиции по отношению к религии. Современная транснациональнаямиграция радикально изменила социальные и культурные ландшафтыобширных районов планеты. Такой процесс глобальной мобильности вызвалпереход от культурной и религиозной однородности, социально иинституционально выстроенной во многих странах, особенно в Европе, кпризнанию разнообразия.
Учитывая факт религиозного разнообразия,вопросы возникают о том, как общества и религиозные конфессии отвечаютна увеличивающуюся дисперсию религиозных вер. В этих условиях темарелигиозного плюрализма начинает занимать важное место в социологиирелигии.Она,наконец,противопоставленияперемещаетпозицийсоциологическиесторонниковиоппонентовдебатыотпарадигмысекуляризации в направление, которое, по нашему убеждению, отражаетболее реалистичную перспективу динамики религиозных изменений нарубеже XX – XXI веков.Религиозный плюрализм представляет собой все возрастающую частьповседневной жизни людей во многих частях мира, и не только тех, ктоидентифицируетсебяскакими-либорелигиями.Ростглобальногорелигиозного разнообразия более чем когда либо фрагментирует феноменрелигии, причем, изменения удельного веса различных религиозныхтрадиций на мировой арене и их специфические переплетения и роли влокальных социальных контекстах влияют на формирование траекторий5амбивалентныхсоциальныхвзаимодействий–диалогамеждупредставителями разных религиозных идентичностей и конфликта междуними.
Обостряет эту дихотомию проблема усложняющегося неравенства всовременном мире, усугубляемая доминирующим влиянием западнойкультуры, миграционными процессами и реакцией со стороны национальныхкультур1, что создает основу для распространения фундаментализма, идейнационализмаинационально-религиозныхсоциальныхдвижений,нацеленных, прежде всего, на сохранение границ своей культурной,национальнойирелигиознойидентичностей.Вчастности,ростмусульманских сообществ в Западной Европе, приводящий к эскалацииконфликтов и насилию, наряду с увеличением религиозного разнообразияпроизводятаналитическиеспорыотносительнотого,чтопонятие«религиозный плюрализм» приобретает новое звучание, выходящее за рамки«предписывающей» модели признания и уважения религиозных различий вмультикультурных обществах.
В этой связи актуализируется анализпаттернов взаимоотношений секулярных институтов и общества в целом срелигиозными институтами, а также «меньшинств» с «большинством» вконтексте межконфессионального диалога.Деиндивидуализация религии, ее ренессанс и повышение роли впубличном пространстве часто сопряжен с тем, что многие государства, втом числе и Россия, стремятся переосмыслить свое культурно-религиозноенаследие, реанимировать давние традиции и апеллировать к ним сразличными целями, в том числе легитимации власти и регулирования«религиозного плюрализма».
Политические акторы выстраивают новуюструктуру отношений между полем религии и полем власти. Не случайно,концепт «пост-секулярного» становится в последние годы дискурсивнымоснованием для интерпретаций повышения роли религии в контексте1Обсуждению проблемы неравенства в современном мире в широком контексте социальных проявлений иследствий был посвящен XVIII Всемирный конгресс Международной социологической ассоциации,проходивший под девизом «Обращаясь к неравному миру: вызовы глобальной социологии» (13-19 июля,2014 года, г Йокогама, Япония). См.: http://www.isa-sociology.org/congress2014/isa-wcs2014-book-ofabstracts.pdf6государственно-религиозныхотношений.Обозначенныетенденцииперемещают фокус исследований на поиск ответа на два актуальных вопроса:во-первых, о связи между секуляризмом и религиозным плюрализмом, вовторых,остепени,докоторойрелигиозныйпейзажможетбытьплюралистичным.В то же время, глобализационные процессы открыли границы для новыхформ диалога и взаимодействия.
Так, религиозные акторы (коллективные ииндивидуальные),являясьактивнымиучастникамиглобальнойкоммуникационной сети, максимально используют ресурсы для того, чтобысоздавать, развивать социальные сети, что способствует формированиюмозаичной религиозности на микроуровне, увеличению разнообразиярелигиозных учений и организаций. Все эти процессы, усиленные новымимобильностями2итранснациональныхИнтернетом,илокальныхзапустилимеханизмырелигиозныхрынков.формированияОтмеченныепроцессы являются маркерами эры глобализации и качественно новымипризнаками современного религиозного плюрализма, детальное изучениекоторых с теоретической и эмпирической точек зрения представляет собойвесьма актуальную задачу.«Современная эпоха стала свидетелем огромных вулканов религиознойстрасти»3, религия сохраняется, возрождается почти во всех обществах4.Перспектива религиозного плюрализма, таким образом, «располагает»социологические исследования религиозных изменений за рамки парадигмысекуляризации, доминировавшей в социологическом дискурсе, начиная с1960-х годов.
Вместе с тем, взаимосвязь между религиозным разнообразиеми жизнеспособностью религии стала центральной темой дискуссий междусторонниками2парадигмы«секуляризации»итеории«религиознойСм.: Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012.Berger, P. Religious Pluralism for a Pluralist Age / Culture & Society, April 25, 2005. URL: http://www.projectsyndicate.org/commentary/religious-pluralism-for-a-pluralist-age4См.: Berger, P.
The Desecularization of the World: a Global Overview / The Desecularization of the World:Resurgent Religion and World Politics. P. Berger (ed.). Grand Rapids, ML: Eerdmans Publishing Co, 1999.37экономики» в течение прошлых двух десятилетий – тематика секуляризациине уходит с повестки дня современной социологии религии.В последние десятилетия исследования религии были обогащенышироким диапазоном новых перспектив анализа благодаря привлечениювнимания к целому ряду феноменов, дополняющих картину плюральностисовременного религиозного мира - это религиозное возрождение впостсоциалистических странах, рост харизматической ветви христианства наглобальном Юге, процессы секуляризации и десекуляризации в странахЗападной Европы, а также устойчиво высокая роль религии в США.
Помимоэтого, отмечено непосредственное участие в формировании современного«облика» религиозного плюрализма процессов роста глобального влияниякатолицизма, широкого распространения пятидесятничества.Таким образом, все вышесказанное объясняет актуальность проблемысовременного религиозного плюрализма, его теоретическое осмысление иэмпирическое измерение. Причем наряду с анализом объективных реалийрелигиозногоплюрализмаособуюактуальностьприобретаетанализсовременного теоретико-методологического дискурса религии, динамичноразвивающегося в ответ на вызовы конца XX - начала XXI века.Степень разработанности проблемыКизучениюсамостоятельнойсовременногоисследовательскойрелигиозногопроблемеплюрализмасоциологикакрелигииобратились сравнительно недавно. Первые публикации стали появляться сконца 1990-х - начала 2000-х годов.