Диссертация (Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации". PDF-файл из архива "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Светскоегосударство принимает и большая часть российского общества.Взаимодействиерелигиозныхигосударственныхинститутоввсовременной России можно расценивать с двух позиций: религиознаяорганизация выполняет функции сохранения ценностей и традиций данногосоциума и религиозная организация представляет интересы различныхсоциальных групп.Взаимодействие РПЦ с государственными институтами, в том числе и свооруженными силами, способствует модернизации общества современнойРоссии. Модернизация общества, по мнению диссертанта, предполагает неискоренениетрадиционности,асоциально-политическоеразвитиесиспользованием традиций, которые определяют характер модернизационногопроцесса, а также выступают его стабилизирующим фактором.РоссийскиеисследователиА.Кара-МурзаиА.Вишневский1предлагают использовать термин «консервативная модернизация», имеяввиду ориентацию на традиционные ценности, институты и отношения.См.: Вишневский А.Г.
Серп и Рубль: Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.С.48.130Общество можно представить как систему разнообразных социальныхинститутов и отношений. Социальная система – это совокупностьполитических, экономических, духовных и культурных отношений, которые,взаимодействуя между собой, образуют общество как единое целое.РассмотримвзаимодействиеРусскойправославнойцерквисВооруженными силами РФ в социальной системе.Социальные системы можно разделить на социальные системысветского и религиозного типа. В социальных системах светского типаотсутствует государственная религия или религиозная идеология, действуетсветский характер системы образования, религиозные конфессии не принимаютучастие в деятельности органов власти.
В светских социальных системахобеспечивается защита свободы совести и вероисповедования, регулируетсядеятельность религиозных объединений, реализуется сотрудничество врешении государственных и социально значимых проблем.В религиозных или теократических социальных системах одна изконфессий (церквей) руководит государством или вписывается в системуорганов государственной власти. К теократическим социальным системам внастоящеевремяпринадлежатнекоторыеисламскиеобщества,гдегосударственная власть официально или практически находится в рукахмусульманских религиозных деятелей.Любая, в том числе и светская, социальная система обладает рядомрелигиозных признаков: это конфессиональный состав населения, историческиеценности и традиции во взаимоотношениях государства, общества и Церкви,развитие секуляризации в обществе.Учитывая,чтоправославнымиверующими1себяотождествляетбольшинство россиян, можно предположить, что РПЦ может оказыватьощутимое духовное воздействие на всю социальную систему России.См.: Информационное агентство Regnum [Электронный ресурс].URL: https://regnum.ru/news/society/2201377.html (дата обращения: 03.08.2019).131Социальную систему можно рассматривать в институциональном инеинституциональном измерениях.С позиции системного и структурно-функционального подходаинституциональный компонент социальной системы содержит в себеорганизационную (социальную), политико-правовую и экономическуюподсистемы – это социальные институты (организации), политико-правовыеинституты,нормыиотношения,экономическиеинститутыивзаимодействия.
Сюда же согласно неоинституциональному подходу можноотнести неформальные правила, которые регулируют общество, практику,общественные и политические отношения, где формируются социальныеусловия и правила «игры».Определенную сложность для исследователя представляют духовные(неинституциональные) элементы социальной системы общества.
Данныеэлементы связаны с индивидуальным и общественным сознанием идругими социокультурными аспектами. К ним необходимо отнестирелигию,идеологиюидуховно-нравственныеценности.Неинституциональный компонент (включает духовную сферу общества)характеризуетидеологические,идейно-нравственные,религиозныеикультурные аспекты, сознание, поведение.Интегрируя и компонуя основные течения традиционного и новогоинституционализма:институтыкакорганизации,институтыкакконстатирующие нормы и правила, институты как практики и «правилаигры», рассмотрим отношения института церкви и вооруженных сил всоциальной системе.С точки зрения институционального подхода в организационной(социальной) подсистеме Церковь обслуживает общественные потребностисвоих верующих и имеет возможность влиять на общество. РПЦ, являясьрелигиозной организацией, представляет собой систему различных учрежденийи форм деятельности.
Церковь контролирует и регулирует поведение своих32православных верующих и удовлетворяет не только религиозные, но исоциальные потребности своих адептов.Верующие православные люди, как и все граждане страны, имеют своиполитические интересы, взгляды и идеалы, обладают знаниями обокружающей политической действительности, многие ориентируются вполитической жизни, участвуют в электоральных процессах, часть из нихзанимается принятием и реализацией политических решений, представляяполитическую элиту страны.Церковь прямо или косвенно включена в социально-политическуюдеятельность. Такая публичная политическая деятельность церкви особенноактивизируется в период парламентских и президентских выборов1. РПЦоткрыто поддерживает определенные политические силы, как правило,консервативной направленности.В статье «Возвращение идеологии» профессор теологии ЙоахимВиллемс,преподающийрелигиознуюпедагогикувУниверситетеОльденбурга, пишет: «РПЦ – институт православия в России – получаетвозможность определять основные понятия политического дискурса.
Отсложившейся ситуации выигрывают и церковь, и государство»2.Церковь и государство в современной России имеют общие интересы –это защита общественно-политического строя, поддержка господстваправящей элиты, сохранение традиционных норм и ценностей, воспитаниемолодежи, национальная безопасность.Русская православная церковь, являясь крупнейшей религиознойорганизацией на постсоветском пространстве, имеет особый статус, чтозначительновыделяетеесредидругихрелигиозныхинститутов иобщественных организаций. Так, Святейший Патриарх занимает ведущееСм.: Самыгин С.И., Воденко К.В., Нечипуренко В.Н.
Религия и политика. Ростовн/Д.: Феникс, 2016. С. 123.2Сайт Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире, «Возвращениеидеологии» [Электронный ресурс].URL: http://www.inopressa.ru/article/08Aug2016/faz/ortodox.html (дата обращения:09.08.2019).133место в государственном протоколе на уровне руководителей органовфедеральной власти, что говорит о высоком общественном статусе РПЦ и ееПредстоятеля.Особые взаимоотношения между государством и РПЦ подтвердилисьпри посещении Президентом РФ – Верховным главнокомандующимВооруженными силами РФВ.В.
Путиным Архиерейского собора Русскойправославной церкви 1 декабря 2017 г. – такого не было со временВизантийской империи. Российская государственная власть видит в РПЦдуховного наставника и единомышленника, апологета в вопросах внешней ивнутренней политики.Власть стремится использовать Церковь для решения собственныхпроблем, так как в качестве инструмента политики Церковь обладаетогромным потенциалом1.Имея авторитет в российском обществе, Церковь может оказыватьвлияние на отношение своих прихожан к государственной власти, отвлекаяверующихотоппозиционнойдеятельности,занимаясьвопросамипатриотического воспитания граждан.Так,главаРПЦПатриархКирилл,говоряополитическойнейтральности Церкви, одновременно заявляет о том, что «мы не можембыть безразличны к заявлениям кандидатов в президенты или депутаты,которые в своих программных документах выражают идеи, противныеучению Церкви.
Здесь заканчивается наша нейтральность. Мы не можемсвоим молчанием как бы поддерживать губительную для человеческих душпозицию политиков»2.См.: Захарова Т.И. Политические проблемы современного общества : сб. науч. ст.каф. полит. наук Сарат. гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: Издательский центр«Наука», 2007.
Вып. 8.91. С. 46.2Интерфакс-Религия [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfaxreligion.ru/?act=analysis&div=207 (дата обращения: 18.08.2019).134Таким образом, Церковь реально представляет собой социальныйинститут и субъект политических отношений, целью которого является неучастие в политической власти, а влияние на нее духовными методами.В политико-правовой подсистеме социальной системы происходитправовоерегулированиевзаимосвязейРПЦсгосударственнымиинститутами, в том числе и с армией. В содержание данной подсистемывходят: правовые нормы, нормы деятельности религиозной организации иэтико-моральные нормы.
Армия и Церковь выполняют свою роль на основеразличных нормативно-правовых норм.Рассмотрим современный политико-правовой аспект взаимодействия РПЦи Российского государства.2 марта 1994 г. на встрече Святейшего Патриарха Московского и всеяРуси Алексия II и министра обороны генерала армии РФ П.С. Грачева былоподписано первое соглашение о сотрудничестве между Русскойправославной церковью и Минобороны России.В июле 2009 г. Президент Российской Федерации согласился спредложениями ряда религиозных объединений страны, прежде всего сРусской православной церковью, и поручил министру обороны РФ возродитьв вооруженных силах институт военного духовенства – помощниковкомандиров по работе с верующими военнослужащими.Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормымеждународного права, а также международные договоры РоссийскойФедерации являются составной части ее правовой системы1.Отметим основные международные документы:- Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашенаРезолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г.).В ст.