Диссертация (Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации". PDF-файл из архива "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Основные положения и выводыдиссертации изложены автором в девяти публикациях общим объемом десятьпечатных листов и апробированы в семи выступлениях на различных семинарахи совещаниях. Ряд положений исследования был апробирован в процессепроведения лекционных и практических занятий со слушателями и курсантамиВоенного университета Министерства обороны РФ, Центра духовногообразованиявоеннослужащихПравославногоСвято-Тихоновскогогуманитарного университета.Отдельные результаты научного исследования были обобщены иизложенывформенаучногодокладанакафедрефилософииирелигиоведения Военного университета Министерства обороны РФ.Структура и объем диссертационного исследования.
Работа состоитиз введения, трех разделов, списка литературы и приложений.19РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ЦЕРКОВНЫХОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕРадикальные реформы российского общества в конце ХХ – начале XXIвв. привели к трансформации всей социальной системы.
Вследствие этогоначал проявляться духовно-нравственный и идеологический кризис, которыйповлиялнамассовоесознаниероссийскогосоциума.Произошладезориентация российского общества, потеря определенных ценностей итрадиций, что существенно повлияло на духовную сферу общества. Данныемировоззренческие и идеологические трансформации особо деструктивноповлияли на духовное состояние военнослужащих Российской армии.Однако у произошедших трансформаций были и позитивные последствия.В частности, отмена идеологических установок обязала государствогарантироватьправонасвободусовестиивероисповедованиявоеннослужащих Российской армии. В такой ситуации религиозныеобъединениясталиактивновзаимодействоватьсгосударственнымиинститутами, в первую очередь с вооруженными силами, и выступатьсубъектами социальных отношений, все более воздействуя на сознаниероссийского социума, в том числе и военнослужащих Российской армии.Религияещесдревнейшихвременвыступаларегуляторомобщественных отношений.
Религиозные нормы и правила обязывалиобщество, разрешали или запрещали, как действовать в тех или иныхситуациях. Церковь как важнейший социальный институт не можетнаходиться и функционировать вне общества и государства. Учитываякультурные и национальные особенности и традиции российского общества,самойавторитетнойрелигиознойорганизациейявляетсяРусскаяправославная церковь. Специфика ее деятельности сегодня состоит в том, чтов условиях отмены государственной идеологии и ведущей политическойроли КПСС, которые в свое время формировали сознание и моделиповедения советских граждан, она претендует стать такой идеологической20опорой, а религия или религиозные нормы, традиции – ресурсом длясоциализации личности.Общество так же невозможно без религии, как оно невозможно безморали, искусства и экономики. Социологи еще в начале ХХI в.зафиксировалитотфакт,чтовсовременнойРоссиисложился«проправославный консенсус», когда вечная «ностальгия по настоящему»миллионов наших современников обрела форму причастности к древнейтрадиции понимания символов и смыслов бытия человека «в вечности»1.Этнокультурные и религиозные ценности, являясь фундаментомобщественного бытия, определяют наиболее значительное свойство обществакак самоидентификациюТак, по данным российских исследований, в нашей стране относят себя кправославным от 65 до 80% опрошенных (в зависимости от формулировкивопроса).
Согласно последним исследованиям ИСПИ РАН православиеостается одним из базисных оснований самоидентификации россиян. Еслиговорить о культурной самоидентификации респондентов, то с православнойкультурой себя идентифицируют более 70% всех опрошенных. Значительнаячасть колеблющихся (75%) и определенная часть неверующих респондентов(32,5%) называют себя православными. Верующие православные составляют52% опрошенных, последователей ислама в Российской Федерации – 5%,католиков и протестантов – 1% опрошенных.
За последние 20 лет доляверующихпродолжаетрасти,доляневерующихснижаться,доляколеблющихся респондентов практически не меняется2.Религиозные ценности формируются и передаются из поколения впоколение, ни одно общество не хочет отказываться от своей идентичности;См.: Человенко Т.Г., Мраморнова А.И.
Церковь, Культура, Общество: Проблемыдискурсов и культурно-исторических контекстов. Православие и современность:проблемы секуляризма и постсекуляризма : кол. монография. М.; Орел; Ливны: Изд-воНовоспасского монастыря, 2015. С. 8.2См.: Синелина Ю.Ю. Религия и современное общество. Православие и современность:проблемы секуляризма и постсекуляризма : кол. монография. М. ; Орел ; Ливны: Изд-воНовоспасского монастыря, 2015.
С. 28.121вероятно, это исключительная ценностная общность, которую готовыоберегать даже с применением военной силы.Вооруженные силы и другие силовые структуры являются наиболеерасположенной к сотрудничеству с РПЦ частью государственного аппарата.Военные традиционно консервативны и осознают себя «хранителями устоев»общества и потому симпатизируют другим социальным группам иинститутам со схожей психологией1.Ликвидация института военных политработников и деидеологизацияармии в конце ХХ в. повлекли за собой процесс сближения Вооруженныхсил России с религиозными объединениями, а как следствие, возрождениеинститута военного духовенства в Российской армии.В современном мире большинство государств взаимодействуют сразличными религиозными конфессиями. Взаимодействие это насчитываетмногие века и даже тысячелетия.Историческисложилисьследующиемоделигосударственно-конфессиональных отношений – это сегрегационный, сепарационный икооперационный (социальное партнерство)2.Сегрегационная модель характерна для атеистического государства.Данная модель рассматривает религию как негативное социальное явление истремится ограничить роль церкви в обществе.
Сегрегационная модель былахарактерна для СССР, где формально декларировали свободу совести. В тоже время в СССР не удалось искоренить религиозные настроения, обществосохранилорелигиознуюкультуру.Существуетитакназываемый«секуляристский абсолютизм»3, где может быть провозглашен абсолютныйгосударственный атеизм.См.: Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние иактуальные проблемы [Электронный ресурс].
URL: http://scibook.net/russkoy-tserkviistoriya/tserkov-armii-pravoohranitelnyih-41891.html (дата обращения: 14.08. 2019).2См.: Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений вРоссийской Федерации. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 29.3Данная модель существовала в Албании в период правления Энвера Ходжи, где в1967 году был провозглашен абсолютный атеизм.122Сепарационная модель определяет нейтральность государственнойвласти в отношении религиозных конфессий, взаимное невмешательствогосударства и религиозных объединений в дела друг друга. Сепарационная(отделительная)модельне предусматриваетгосударственно-конфессиональныхтесноговзаимодействиямеждуотношенийгосударствомрелигиозными объединениями. Модель имеет следующиеотделениерелигиозныхобъединенийот государства;черты:б)иа)контрольза соблюдением ими законодательства; в) защита прав верующих.
Даннаямодель существует во Франции, а также в США.Кооперационная модель (социальное партнерство) – это когдагосударство взаимодействует с религиозными объединениями и решаетсовместно с ними общественные проблемы. Данная модель сложилась в рядестран Западной Европы. Государственная власть при функционированииданной модели с одной стороны обеспечивает право на свободу совести ивероисповедования для всех конфессий страны, но с другой стороныгосударство активно поддерживает наиболее авторитетные конфессии.Вкооперационноймоделигосударственныйоргансамостоятельноосуществлять(социальнымв подведомственнойпартнерстве)емувзаимодействиесферекаждыйможетс религиознымиобъединениями. Основными принципами социального партнерства являются:интерес участников сторон во взаимных соглашениях, взаимное уважение,соблюдение действующих норм, правил и законов, поддержка государства вформировании и развитии социального партнерства на демократическихпринципах.Таким образом, для сепарационной модели показателен многогранныйтип правового регулирования, не позволяющий неравенства в правовомстатусе.
Кооперационная модель характеризуется дифференцированнымпринципом регуляции взаимодействия, при котором государство сохраняетправодифференцированногоотношениякразличнымрелигиознымобъединениям. Механизм взаимодействия государства и его вооруженных23сил с религиозными объединениями в различных странах мира весьмаразнообразен и имеет свои особенности.В настоящее время современные государства строят свои отношения срелигиознымиобъединениямикакввидепартнерствамеждугосударственными и религиозными институтами, так и в форме подчиненияодних субъектов государственно-церковных отношений другим; в отдельныхслучаях может возникать и конфронтация между религиозными институтамии государством.С позиции правового регулирования можно выделить также тримоделигосударственно-конфессиональныхотношений:моноконфессиональная модель (допускается юридическое существованиеодной конфессии); дифференцированная модель (религиозные объединенияимеютразличныеправаиобязанности);универсальнаямодель(представление религиозным объединениям равных прав и обязанностей)1.Теоретически различные модели военно-конфессиональных отношенийможно представить на основе типов государственно-конфессиональныхотношений.Модель государственно-конфессиональных отношений в РоссийскойФедерацииимеетразличныехарактеристики,обусловленныемногоконфессиональным и многонациональным пространством.