Диссертация (Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации". PDF-файл из архива "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
URL:https://ria.ru/religion/20160824/1475184539.html (дата обращения: 25.08. 2019).2См.: Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви[Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4234135.html (датаобращения: 15.08. 2019).57Заявления главы РПЦ свидетельствуют о косвенном влиянии Церквинасознаниеверующихвоеннослужащихиодобренииприменениявооруженных сил в интересах военной безопасности страны.Взаимодействие Русской православной церкви с Вооруженнымисилами РФ, в результате которого происходит влияние (воздействие) надуховно-нравственныйпотенциалармии,нанашвзгляд,бывает:двухстороннее и одностороннее (открытое и закрытое), прямое и непрямое,формальное и неформальное.К двухстороннему влиянию можно отнести, например, рабочие контактыи встречи Управления по взаимодействию с религиозными объединениями(ГВПУ) и Синодального отдела (РПЦ) по взаимодействию с вооруженнымисилами и правоохранительными органами.Непрямоевлияниехарактеризуетсяналичиемпромежуточногообщественного института, не входящего ни в государственный аппарат, ни вРПЦ, где с его помощью доводится позиция противоположной стороны иоказывается влияние.
Например, Общественная палата РФ, где работаютпредставители РПЦ, доводит позицию Церкви по вопросам военной политикии военной безопасности.Не стоит забывать и про институт выборов на всех уровнях, гдепредставители РПЦ официально поддерживают какую-либо политическуюпартию или политических лидеров.
В результате, например, в ходебогослужебнойдеятельностисвященникможетвысказатьсвоюполитическую позицию верующим военнослужащим и повлиять на ихэлекторальное поведение.Неформальноевлияниеоказывается,когдапредставителиВооруженных сил РФ, высшего военно-политического руководства иРусской православной церкви взаимодействуют между собой неформально,вне рамок правового поля Российской Федерации и документов РПЦ осовместной деятельности между государством и РПЦ. Данное неформальноевлияние, как правило, остается неизвестным общественности.58По мнению автора, необходимо разделить православных верующих надве основные категории «воцерковленных» и «невоцерковленных».К категории «воцерковленных» мы относим людей, которые посещаютбогослужения и участвуют в таинствах Церкви (исповедь, причастие,соблюдение постов и т.д).
Контингент «невоцерковленных» составляют те,кто идентифицирует себя с православной культурой. Определенная частьсоциологов, говоря о «ничтожно малом» числе православных верующихлюдей, измеряя данный контингент количествомпосещений храмов ибогослужений,относящийсильнозаблуждается.Человек,себяк«невоцерковленным», может самым активным образом придерживатьсяправославных взглядов, идей и ценностей.Данная категория «невоцерковленных» особенно отмечается в средевоеннослужащих Российской армии.
Автор считает, что для большей частивоеннослужащихне исповеданиеРоссийскойхристианскойармииправославиерелигии,в первуюа культурнаяочередьидентичность,принадлежность к русской цивилизации и стране в целом.Анализируя исследования ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение»,ИСПИ РАН, Исследовательского центра «Религия в современном обществе»,работы, посвященные данной проблематике, диссертант пришел к выводу,что религиозно ориентированноеобщество, включающее различныетрадиционные конфессии, более заинтересовано в духовном единстве нашегонарода. Верующие люди в большинстве провластно ориентированы иполитически более лояльны к государству. При повышении степени«воцерковленности» человека увеличивается лояльность в отношениивласти. Рост политической лояльности религиозного общества не связан с егосоциальной инертностью1.См.: Локосов В.В., Синелина Ю.Ю.
Взаимосвязь религиозных и политическихориентаций православных россиян [Электронный ресурс].URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Lokosov.pdf (дата обращения: 07.08.2019).159В тоже время, по нашему мнению, «воцерковленность» людей неподдается точным социологическим исследованиям и может воплощатьразличноедуховноесостояниеверующегочеловека.Ктомужевоцерковленность представляет собой стремление человека соединиться ссверхъестественными силами. Протекание воцерковления при определенныхусловиях и обстоятельствах может способствовать аполитичности и потереидейно-политических ориентаций.Таким образом, «воцерковленный» человек может демонстрироватьравнодушное отношение к социально-политическим и экономическимпроблемам, и наоборот, «невоцерковленный» человек, идентифицирующийсебя с православной культурой, может иметь конкретные идейно-политическиеориентации, которые нацелены на сильную государственность и власть,политический порядок и коллективизм.Русская православная церковь препятствует восприятию западныхлиберальных ценностей и в определенной мере некоторых демократическихинститутов.Церковь, осуществляя информационно-коммуникационнуюдеятельность в Вооруженных силах РФ, принимает на себя некоторыеидеологические функции, тем самым активно включается в процессформирования духовной культуры верующих военнослужащих.Современное западное секулярное общество подвержено духовному инравственному упадку, что ведет к дезорганизации общества.
Российскоегосударство, учитывая данные проблемы, поддерживает религиозноевоспитание своих военнослужащих, добиваясь тем самым повышениядуховно-нравственногосостоянияармии.Боеваяготовностьармиинемыслима без воспитательной работы. Духовный компонент боевогопотенциала армии, который включает воинскую организованность имастерство, дисциплину и моральный дух, является доминирующим, имдолжны обладать вооруженные силы при ведении боевых действий длядостижения военно-политических и иных целей,которые ставит передармией государство. Интересы Церкви направлены на укрепление военной60организации государства путем проникновения в вооруженные силыправославнойидеологии,нацеленнойнаукреплениетрадиционныххристианских ценностей и любви к своему Отечеству.Церковь может участвовать в общественно-политической жизнистраны, оказывая ощутимое воздействие на сознание и поведение верующихвоеннослужащих. Например, Патриарх Кирилл предостерегает от соблазна«цветных революций»1.В результате РПЦ способна формировать важные культурные ценностиверующих военнослужащих, образец их поведения.Духовная культурапредставляет собой совокупность сознания и поведения военнослужащих,уровень развития духовной культуры военнослужащих формирует и ихидеологическое предпочтение.Эффективность влияния РПЦ на формирование духовной культурывоеннослужащих определяется способностью влияния на максимальноечисло верующих военнослужащих и глубину воздействия.По мнениюавтора, наиболее массовое и сильное идеологическое влияние оказываютразличныеторжественныепатриотическиеивоенныедуховныебеседы,мероприятия,современныебогослужения,информационно-коммуникационные технологии, которые применяют священники РПЦ игосударственные и церковные СМИ.Формированиетрадиционныхправославнымиценностейсвященникамивоеннослужащихисемейныхчленовихисемейтрансформируется в общественную жизнь и ее культурное содержание.Духовно-нравственное влияние Церкви на армию не должно означатьпередачу ответственности за духовную сторону военного потенциалаправославному духовенству.
Необходимо рациональное и разумное решениев пределах компетенции Церкви в идеологическом и духовном воспитаниивоеннослужащих в целях совершенствования обороноспособности страны.См.: Электронная газета "Утро.Ру". [Электронный ресурс].URL: http://www.utro.ru/news/2015/09/15/1255426.shtml (дата обращения: 20.08.2019).161По нашему мнению, влияние духовное – это способность социальногосубъекта проводить свою волю, выраженную в виде моральных ценностей итрадиций, соединенную в идеологических учениях и практиках, имея дляэтогоинституциональные,функциональныеиинформационно-коммуникационные ресурсы.Взаимодействие Русской православной церкви с вооруженными силамипроисходит в совокупности действий Церкви и армии по достижениюпоставленных задач в интересах военной безопасности с помощьюразличных принципов и методов, которые используют РПЦ и органы военноцерковных отношений в отношении армии и других компонентов военнойорганизации государства.На протяжении многих столетий наиболее сильным звеном российскойгосударственностибыладуховно-идеологическаясфера.Российскоегосударство практически на протяжении всей истории имело и имеетсоциальную поддержку РПЦ, учитывая ее исторический, духовный икультурный авторитет в российском обществе, тем самым Церковьвоздействует на духовную сферу.Государство институционально ифункционально, на законодательном уровне допустило Церковь в главныйвоенный институт государства – вооруженные силы.Основная цель духовного влияния Русской православной церкви навооруженные силы – это продвижение интересов субъекта воздействия надобъектом влияния – Вооруженными силами РФ в идеологической сфере.ВлияниеЦерквинавооруженныесилыподтверждаетсяееавторитетом и легитимностью, учитывая российское законодательство,исторический, культурный и духовный факторы, которыми обладает РПЦ вотношении государства и армии.
Духовное влияние осуществляется в рамкахобщественно-политического интереса Церкви и ее основных целей.Объектами воздействия могут быть как военно-политическое руководствостраны, так и верующие военнослужащие. Церковь заинтересована в62принятии основных политических решений, которые направлены напроведение эффективной и результативной военной политики государства.Авторитетные западные социологические центры зафиксировали в2016 году следующие настроения россиян. Представлены результаты двухсоциологических исследований, проведенных по заказу фонда имениФридриха Наумана и фонда Бориса Немцова «За свободу». ОднопроводилосьвРоссии,другое–средирусскоязычныхжителейГермании. Почти 60% опрошенных россиян заявили, что политика страныдолжна согласовываться с Русской православной церковью как наиболеемногочисленной конфессией1.ВисследованияхЛевада-Центра(Комудоверяютроссияне),проводимых в период с 2012 по 2016 г., Русская православная церковьостается самым влиятельным негосударственным институтом, а по даннымВЦИОМ (Современная Российская идентичность: измерения, вызовы,ответы) от сентября 2013 г.,77% опрошенных относят себя к православнойконфессии 2.По результатам опроса World Values в конце 2018 г., самое большоедоверие в России вызывают вооруженные силы (63,3%) и Церковь (63%)3.Учитывая исторические и культурные традиции российского общества,Церковь по-прежнему остается авторитетной организацией, обладающейдуховной властью над определенной частью российского общества, в том числеи военнослужащими Российской армии.
Православная религия, являющаяся«религией большинства» в российском обществе, является базовым элементомдуховной сферы. В результате она определяет модели культурного поведения ивзаимодействия превалирующей части российского общества. Церковь неСм.: Сайт Life.ru. Теряет ли церковь влияние в России? [Электронный ресурс]. URL:https://life.ru/t/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/916355/tieriaiet_li_tsierkov_vliianiie_v_rossii(дата обращения: 11.08.2019).2См.