Диссертация (Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации". PDF-файл из архива "Военно-церковные отношения в современном российском обществе сущность и механизм реализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНа правах рукописиАРТЕМЬЕВ Алексей АлександровичВОЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМРОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМРЕАЛИЗАЦИИСпециальность 09.00.11 – Социальная философияДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат философских наук, профессорГорячев Анатолий ИвановичМосква – 20192ОГЛАВЛЕНИЕ3ВВЕДЕНИЕРАЗДЕЛ 1. Сущность и содержание военно-церковных отношений 19в российском обществеРАЗДЕЛ 2.
Сравнительный анализ моделей и механизма военно- 68церковных отношений в России и зарубежных странахРАЗДЕЛ 3. Основные направления совершенствования военноцерковных отношений на современном этапе развития российского 123обществаЗАКЛЮЧЕНИЕ153СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ171ПРИЛОЖЕНИЯ1833ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Духовной основой военной мощиРоссийского государства на протяжении ряда веков оставалась официальнопровозглашенная идеология. Однако общественно-политические процессы,произошедшиевгосударственноймногообразия1постсоветскойидеологиивусловияхиРоссии,привелипровозглашениюнациональнойикустранениюидеологическогоконфессиональнойдифференциации страны.
Эти процессы коснулись и Вооруженных сил РФ.В начале 90-х гг. прошлого столетия произошло упразднение институтавоенных политработников и деидеологизация Российской армии, в связи счем обострилась проблема духовно-нравственного и патриотическоговоспитания военнослужащих. Ситуация духовного вакуума оставаласьнеизменной на протяжении длительного времени, и лишь в начале ХХI в.была осознана необходимость возвращения к традициям российскоговоинства. Среди прочих мер речь пошла о возможности взаимодействияРусской православной церкви (РПЦ) и Вооруженных сил РФ, одним изнаправлений которого стало возрождение института военного духовенства вРоссийской армии.Инициированное Патриархом Московским и всея Руси Кирилломполитическое решение руководства страны о возрождении институтавоенного духовенства положило начало принципиально новому подходу вработе с личным составом Вооруженных сил РФ2.Военно-церковные отношения в современной России, являясь срезомвоенно-гражданских отношений и составной частью государственноконфессиональных (военно-конфессиональных) отношений, возникают впроцессе взаимодействия Российской армии и Русской православной церкви.См.: Конституция РФ.
Ст.13. М. : Проспект, 2016.См.: Сайт Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иправоохранительнымиорганами.Победа.ру.[Электронныйресурс].URL:http://pobeda.ru/vyivodyi.html (дата обращения: 20.08.2019).124В 2018 году в Министерстве обороны РФ создано Главное военнополитическое управление Вооруженных сил РФ (ГВПУ ВС РФ). В составГВПУ ВС РФ вошло Управление по взаимодействию с религиознымиобъединениями1, призванное в том числе координировать отношениявооруженных сил и Русской православной церкви.В связи с возникновением принципиально новой ситуации в сферевоспитательной работы с военнослужащими, введением наряду с органамивоенно-политической работы института штатного военного духовенства –помощников командиров по работе с верующими военнослужащими –возникла настоятельная потребность в исследовании сущности и механизмавоенно-церковныхотношенийкакэлементагосударственно-конфессиональных отношений в современном российском обществе.Вданномдиссертационномисследованиивоенно-церковныеотношения в современной России рассматриваются прежде всего в контекстевзаимодействия Российской армии и Русской православной церкви.Такой подход определяется тем, что, по нашему мнению, понятиевоенно-церковных отношений некорректно употреблять применительно крелигиозным объединениям мусульман, буддистов, иудеев, последователейдругих религий, в вероучениях которых нет понятия «Церковь».
Длявзаимодействия Вооруженных сил РФ с такого рода объединениямиверующих правомерно использовать понятие «военно-конфессиональныеотношения».Болееконкретноактуальностьисследованияобусловленаследующими обстоятельствами.Во-первых, в условиях проводимой против России информационнойвойны и активного продвижения НАТО на Восток обостряется проблемаформирования национально-гражданской идентичности, в решении которойрелигия играет далеко не последнюю роль, практически подменяя собойсветскую идеологию.1См.: Приложение 1, рис.
Военно-политические органы Вооруженных сил РФ.5Во-вторых,особыйинтересдляисследованияпредставляетвзаимодействие вооруженных сил и Русской православной церкви, посколькуправославие в России – не только одна из традиционных религиозныхконфессий, но и самая распространенная в российском обществе; понекоторым данным к православной культуре причисляет себя до 80%населения страны1.В-третьих, Церковь всегда активно участвовала в патриотическомвоспитании военнослужащих, проявляя внимание и уважение к воинам,которые, не жалея себя, оберегали жизнь и безопасность личности, обществаи государства.
Таких воинов православная церковь нередко причисляла клику святых, относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как есликто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13)». Учитываяисторические традиции, Русская православная церковь и сегодня активнозанимается окормлением Вооруженных сил РФ, что существенно влияет надуховные ценности военнослужащих Российской армии. Сформированный внастоящее время институт военного духовенства функционирует в целяхреализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания,сучетомособенностейпросветительскойработывоеннойислужбы,организациивоенно-патриотическогодуховновоспитаниявоеннослужащих, на основе духовных ценностей традиционных религийРоссии.В-четвертых,вусловияхмногоконфессиональнойимногонациональной культуры страны доминирование и поддержка в армииодного, даже наиболее авторитетного религиозного объединения, можетпривести к столкновению с интересами других конфессий и иметьсоциально-политические последствия.См.: Российская идентичность и вызовы времени [Электронный ресурс].
URL:https://ria.ru/valdaiclub_anniversary_comment/20130819/957220962.html (дата обращения:14.08. 2019).16Вышеизложенное предполагает, что влияние Церкви на духовноесостояние Вооруженных сил РФ в целом и на верующих военнослужащих вособенности должно стать предметом серьезного изучения. Это необходимо,тем более что, несмотря на значительное число работ, посвященных военноконфессиональным отношениям, системного и развернутого социальнофилософскогоанализасовременныхформвзаимодействияРПЦивооруженных сил пока не существует.В итоге возникла научная потребность социально-философскогоосмыслениядеятельностиРПЦкаксоциальногоинститутаиеевзаимодействия с вооруженными силами в интересах укрепления военноймощи государства и реализации прав военнослужащих на свободу совести ивероисповедания.Степень научной разработанности проблемыВ работах отечественных ученых довольно широко представленынаучные взгляды на динамику социальных процессов, на организацию истроительство Вооруженных сил РФ в интересах военной безопасности.Однако предлагаемый нами аспект рассмотрения взаимоотношений Русскойправославной церкви и Вооруженных сил РФ не был востребован почти доконца ХХ в.
Только в последние годы, когда произошло «теологическоеосвобождение», ученые повернулись лицом к этой проблематике. Появилосьбольшое количество научных исследований, в которых рассматриваютсягосударственно-конфессиональныеотношения,взаимодействиеВооруженных сил РФ и традиционных религиозных объединений.Изучение источников по данной проблематике позволило сгруппироватьтруды, имеющие непосредственное отношение к исследованию проблемывзаимодействия Вооруженных сил РФ и Русской православной церкви.Первое направление представлено работамирусских религиозныхмыслителей конца XIX – начала XX вв. о соотношении церкви, государства,религии, нации, таких как И.А.
Ильин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк,7В.С. Соловьев, Н.О. Лосский1 и др., а также труды современных теологов:Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоиереяВсеволода Чаплина, протоиерея Димитрия Смирнова, протоиерея СергияПривалова и др. Использованы в исследовании Старый и Новый завет, Основысоциальной концепции Русской православной церкви, которые утвержденыАрхиерейским собором РПЦ 15 августа 2000 г.
и в которых отраженымировоззренческиепостулатыхристианства,отношениерелигиикфундаментальным проблемам духовной жизни общества2.Ко второму направлению относятся работы исследователей, посвященныепроблемамстроительстваифункционированиявоеннойорганизациигосударства, месту и роли духовных основ в системе обеспечения военнойбезопасности Российской Федерации. Важное значение в этом контексте имеютисследования А.И.
Горячева, Н.Ю. Григорьева, Е.В. Дубограй, В.Н.Ксенофонтова, П.В. Петрия, В.В. Скокло, А.И. Суровцева, П.И. Чижика, В.М.Чугунова и других авторов3.См.: Ильин И.А. О русском национализме: сб. ст. Симферополь, 2016; Бердяев Н.А.Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Булгаков С.Н. Христианский социализм.Новосибирск,1991; Франк С.Л. Смысл жизни. М., 1994; Соловьев В.С. Русская идея. М.,1992; Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990, и др.2См.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. М.,2005; Чаплин В., прот. Благословляет ли Церковь войну? // НГ-религии. 2003; Чаплин В., прот.Церковь и власть // Евразийское обозрение 2001.
№ 4; Смирнов Д., прот. Православнаявера и защита Отечества // Патриот Отечества. 2003. №10; Ильин И.А. О сопротивлении злусилой. М., 2005; Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2000.3См.: Горячев А.И. Духовные основы правоохранительной деятельности // Отечествопревыше всего!: матер. научн.-практ. конф.
М., 2000; Григорьев Н.Ю. ВзаимодействиеВооруженных сил Российской Федерации и Русской православной церкви в современныхусловиях: содержание, специфика и перспективы (социально-философский аспект):автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 2003; Дубограй Е.В. Религиозностьвоеннослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: состояние, структура,динамика и современная практика использования в военно-социальном управлении:социологический анализ: автореф. дис.
...канд. соц. наук. М. 2008; Ксенофонтов В.Н.Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденцииразвития // Профессиональная этика военнослужащего: матер. междунар. научн. конф. М.,1995; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии (социальнофилософский анализ): автореф. дис. ...д-ра филос. наук. М., 2002; Скокло В.В. Влияниегосударственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность: автореф.