Диссертация (Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении), страница 3

PDF-файл Диссертация (Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении), страница 3 Филология (56144): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении) - PDF, страница 3 (56144) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении". PDF-файл из архива "Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Степанов, Н.А. Валгина, И.Р. Гальперин, Ж.-М. Адам, Т. ван Дейк,Д. Менгено). В то же время, функционально-прагматический подход, накоторый опирается данное исследование, подчеркивает диалогическуюсторону произведения и текста, роль адресанта и адресата, расширяет границыпроизведения,включивИ.В. Арнольд,Н.Д.еговопределенныйАрутюновой,И.И.дискурсБаклановой(см.работыВ.В. Богданова,Л.Г.

Викуловой и др.).Понятие ʽдискурсʼ было и остается одним из самых многозначных ичасто используемых в различных гуманитарных науках. По мнениюавстрийских ученых [Тичер, Мейер, Водак, Веттер 2000: 45], этот терминпрошел длительный путь развития: первоначальная семантика лексемы (отлатинского ʽdiscurrereʼ / бегать туда-сюда) расширилась в трудах философов(Ф.

Аквинский, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц, И. Кант) до терминологическогозначения ʽинтеллектуальное рассуждениеʼ. В настоящее время данный терминприобрел статус междисциплинарного, используется не только в философии,ноив антропологии, социологии, психологии, семиотике, теориикоммуникации, искусствоведении, лингвистике, литературоведении и другихнауках.Согласно Словарю дискурсивного анализа [DAD 2002: 185-187] влингвистике на термин ʽдискурсʼ впервые обратил особое внимание Г.

Гийом.Затем различные направления лингвистики стали включать в свой аппаратданный термин, при этом его трактовки сильно отличались. Дискурспротивопоставлялся отдельной фразе [Харрис 1952], языку [Гардинер1932/1989; Бенвенист 1966], тексту [Адам 1999], высказыванию [Геспен 1971].Словарь дискурсивного анализа выделяет следующие признакидискурса:1 – дискурс выходит за рамки фразы;2 – дискурс ориентирован на собеседника;3 – дискурс является формой деятельности;144 – дискурс существует не изолированно, а связан с другими дискурсами[Maingueneau 2002: 185-187].Длядискурсивногоанализамузыкальногопроизведениясущественными представляются 2, 3 и 4 признаки, так как тем самымвыделяется диалогичность музыкального произведения, устанавливаетсянеобходимость коммуникативной ситуации и подчеркивается активнаяпозиция коммуникантов.СогласноизвестномуопределениюН.Д.

Арутюновой,дискурспонимается как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими,прагматическими,социокультурными,психологическимиидругимифакторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая какцеленаправленное социальное действие, как компонент, участвующий вовзаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)».Приэтомвыделяютсядваосновныхнаправлениядискурсивныхисследований: изучение ментальной и прагматической стороны дискурса[Арутюнова2002: 136–137]. Используемыйв данном исследованиидискурсивный подход к изучению музыкального произведения и анализуречевой практики в определенном контексте учитывает прежде всеговыделенныеученымпрагматическиесоставляющиекоммуникативнойситуации, ее экстралингвистические свойства.Терминыʽмузыкальнаякоммуникацияʼ,ʽмузыкальныйдискурсʼиспользуются музыковедами, философами, культурологами с опорой наопределение дискурса в смежных науках, в частности, лингвистике.

Поопределению культуролога И.А. Корсаковой, «музыкальный дискурс – этомногогранный процесс порождения, восприятия, интерпретации, хранения итрансляции музыкальных текстов (ценностей) в культуре» [Корсакова 2014:24]. Уточним, что под музыкальным ценностями в философии музыкипонимаются «те смыслы и значимости, которые субъект воспринимает какценности для себя» [Коломиец 2006: 78]. Полностью соглашаясь с15определением И.А. Корсаковой, считаем необходимым дополнить его сучетом достижений лингвистики.Для музыкального дискурса особенно важными, на наш взгляд,являются значения речи, беседы, которые Е.С. Кубрякова выделяет ванглийском discourse и французском discours, что создает предпосылки дляразвития значения «целеполагания, исходящего от отправителя речи ивоздействия на его адресата» [Кубрякова 2012: 115; выделено автором].Заключениеученыходиалогичностимузыки,многомерностиимногоуровневом строении музыкальной коммуникации не вызывает сомнения(А.Н.

Якупов, А.М. Черемисин, И.А. Корсакова). Однако функциональнопрагматическая сторона музыкального дискурса с точки зрения целеполаганияадресанта и сознательного воздействия на адресата с помощью выбранныхстратегий пока мало изучена.В нашем исследовании мы опираемся на определение дискурсаЮ.Н. Караулова и В.В. Петрова как «сложного коммуникативного явления,включающего, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания омире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста»[Караулов, Петров 2000: 8]. Важным представляется определение дискурсаВ.И. Карасика как «явления промежуточного порядка между речью,общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом,остающимся в ʽсухом остатке’ общения, с другой стороны» [Карасик 2004:192].

Данные определения применительно к музыкальному дискурсупозволяют рассмотреть музыкальное произведение не только как авторскоесочинение, текст, предназначенный для интерпретации, но как частьдискурсивногопространства,вкотороевключаютсятакжеэкстрамузыкальные компоненты и музыкально-речевое поведение автора.Думается, что процесс творческой деятельности в предметной областимузыка, приводящий к написанию нотного текста, является частьюмузыкального дискурса, так как именно дискурс, помимо текста, «включает16также разворачивающиеся во времени процессы его создания и понимания»[Кибрик 2003: 4].Под музыкальным произведением в широком смысле принято пониматьзафиксированный результат творческой деятельности композитора, авторскийтекст. Таким образом, в музыковедении часто отождествляются понятияʽмузыкальное произведениеʼ и ʽмузыкальный текстʼ.

На необходимостьпрояснениясоотношенияпонятийʽмузыкальноепроизведениеʼиʽмузыкальный текстʼ обращает внимание С.Ю. Баранова: «Если произведениеконкретно, материально и имеет автора, то текст – это не субстанциональнаяхарактеристика объекта, а определенный угол зрения на него. <…> Нотныйтекст – это система конвенциальных знаков, визуально выражающихструктуру, архитектонику музыкального произведения. С нотного текстамузыкальныйтексттольконачинается,требуетсяещепроцедурараспредмечивания смысла в реальном звучании и в процессе восприятия этоготекстаслушателем,атакженеобходимоопределеннымобразоморганизованное мышление интерпретатора по поводу данного музыкальногопроизведения» [Баранова: http].Структура музыкального произведения, как она понимается висследовании,вобщемвидепоказананарис.

1.Нотныйтекст,распредмеченный исполнением и превращенный в звучащий музыкальныйтекст, становится музыкальным произведением. Однако данное пониманиетребует уточнения, которое будет сделано ниже.Зафиксированный нотныйтекстЗвучащиймузыкальный текстМузыкальноепроизведениеРис. 1. Общая структура музыкального произведения17Поскольку музыкальный текст сводим к тексту в широком смысле [тамже], обратимся к мнению лингвистов. Л.Г. Викулова считает, что«произведение и текст связаны иерархическими отношениями образования,отражая объективное развитие литературного текста. <…> Художественноепроизведениепредставляетструктурированноевсобойсоответствиисмногоярусноепостроение,коммуникативно-прагматическойфункцией» [Викулова 2001: 15].

Данная точка зрения легла в основу нашегофункционально-коммуникативногоподходаканализумузыкальногопроизведения, его уровневой организации.Следует отметить, что термин ʽмузыкальное произведениеʼ музыковедыотносят прежде всего к европейской музыкальной культуре определенногопериода (XV-XX веков) [Назайкинский 1982; Чередниченко 1990; Якупов1995,Малышев1999;Е.В. НазайкинскийМешковавыделяет2007;следующиеШип2015].факторы,Вчастности,сопутствующиевозникновению музыкального произведения: появление и закреплениеинститута авторского права, дифференциация музыкальной деятельности ивыделение профессии композитора и исполнителя, а также установление формфиксации, принципов воспроизведения и восприятия музыки [Назайкинский1982: 13–15]. Среди указанных факторов особенно важной для данногоисследованияпредставляетсяпрофессионализациямузыкальнойдеятельности, в результате чего возникает коммуникативная цепочка[адресант (композитор) ↔ адресат 1 (исполнитель) ↔ адресат 2 (слушатель)].Таким образом, композитор – это автор музыкального сочинения,профессионал, имеющий специальные знания в области музыки изанимающийся сочинением музыкальных произведений [МЭ 1974, т.

2: 892].Содержание термина ʽисполнительʼ различается в зависимости от эпохи. ДоXVIII века композитор либо сам исполнял свои произведения, либо участвовалкак дирижер или руководитель коллектива, поэтому разделение ролей междукомпозитором и исполнителем не было строгим. Не существовало и единойнотной записи, оставляющей исполнителю роль интерпретатора, который18озвучивает композиторский замысел. В XVIII веке ситуация стала меняться всторону точной фиксации музыкального произведения на нотном стане в видезнаков. Это постепенно привело к пониманию роли исполнителя какпосредника между композитором и слушателем, раскодирующего иозвучивающего музыкальные знаки [Вахромеев 1973; Денисов 1976; Дубинец1987; Фролкин 2012].Такое понимание сохранялось вплоть до ХХ века, когда появилисьновыемузыкальныенаправления,потребовавшиеотисполнителейимпровизации, а иногда и сотворчества с композитором.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5247
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее