Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Лебедева,Г.У. Солдатова, О.Е. Хухлаев, В.А. Ядов и другие) выделяют в этническойустановке три компонента. Тем не менее в зарубежной психологии не существуетединого мнения по поводу структуры этнической установки.ПриверженцыЭ. Уигинс,многокомпонентногоД. Кэмпбелл,Д. Катц,подхода,Т. Остром,такиекакМ. Розенберг,С. Бреклер,И. Стотланд,К. Ховланд и другие, показали конвергентно-дискриминантную валидностьтрехкомпонентной структуры [145; 153; 208; 243; 267]. Однако некоторые другиеисследования выявили, что исключение поведенческого компонента из структурыэтнической установки разрешает проблему взаимосвязи этнической установки25и поведенияипоэтомуследуетрассматриватьэтническуюустановкукак состоящую из аффективного и когнитивного компонента [116].Позже было показано, что у людей с позитивными аттитюдами всеего компоненты имеют позитивную валентность [170].
Возник вопрос – «являетсяли аттитюд сочетанием трех компонентов или общей оценкой» [155, С. 38].В связи с этим появился унитарный подход, рассматривающий этническуюустановку как оценку, имеющую различные составляющие.В одних теориях считалось, что ядром этнической установки являетсяаффективный компонент [298], а когнитивный и поведенческий компонентывырастают из первого [227, С. 156]. Было показано, что аффективный компонентоказывает большее влияние на поведение и на этническую установку в целом,так как эмоционально-оценочное отношение к другой группе может возникнутьи без имеющихся знаний и без опыта взаимодействия с этой группой.В других теориях, в частности, в работах Э.
Гринвальда, Э. Пратканисаи других,считалось,чтовэтническойустановкевсегдаприсутствуюткогнитивный компонент (знания, мнения, убеждения) и ценностная оценка,основанная на этих знаниях [106; 154; 155; 156; 170; 177; 182; 261].В третьих теориях, например, в работах М. Занны, Дж. Олсона, И. Ремпелаи других, этническая установка рассматривается как суммарная оценка объекта,которая может иметь когнитивные, аффективные или поведенческие основания[101; 151; 174; 239; 256; 315].
Учеными показано, что когнитивные этническиеустановки основаны преимущественно на взглядах и убеждениях [110; 256; 257],аффективные на эмоциях [101; 145; 226; 315] и ценностях [226; 273; 283; 284],а поведенческие на прошлом поведении или наблюдении за поведением другихлюдей [120; 151; 238]. В итоге этнические установки выражают когнитивные(мысли,взгляды,убеждения),аффективные(симпатия,антипатия)иповеденческие реакции (интенции, наблюдаемое поведение).Зарубежными учеными показано, что различные составляющие этническойустановкиобразуют[34; 154; 202; 214; 227].интраустановочнуюиинтерустановочнуюсистему26Интраустановочная система подразумевает, что различные составляющиеэтнической установки образуют систему, в которой изменение одного элемента(например, мнения об этнической группе) может вызвать изменение другого(например, эмоционального отношения или поведения).
Это было показанов проекте «Йельская исследовательская программа массовых коммуникаций»,под руководством К. Ховланда [196; 267].Интерустановочная система означает, что элементы одной системы могутустанавливать связи с элементами другой, формируя «упорядоченную системуреакций (когниций, установок, аффективных реакций, интенций и моделейповедения), характерную для отдельной личности» [34, С. 47].
В итоге образуетсяцелостная система этнических установок, состоящая из базовых или центральных(«фокальных») этнических установок и периферийных (ситуативных) [214].Периферийные этнические установки меняются под воздействием внешнихфакторов, в то время как базовые образуют устойчивое ядро личности (ценности,взгляды, мировоззрение, мотивы) и тяжело поддаются изменениям.Базовые этнические установки обстоятельно анализируются в концепции«диспозиционной регуляции социального поведения личности» В.А. Ядова [100].В данной концепции этнические установки понимаются как «диспозициииндивида (состояние предрасположенности, предуготовленности) к восприятиюусловий деятельности, направляющие деятельность человека, обеспечивающиерегуляцию, саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности,формирующие многоуровневую, иерархическую систему диспозиций, входящихв общую диспозиционную структуру личности» [100, С.
89–112]. На основетеорииустановкиД.Н. Узнадзео«встречи»определеннойпотребностии определенной ситуации в возникновении установки, В.А. Ядов различаетчетыре уровня этнических установок, т.е. диспозиций [100]:1) первыйуровеньсодержитэлементарные этническиеустановки,регулирующие поведение в простейших условиях деятельности.2) второй уровень составляют фиксированные этнические установки,возникающие на основе социальных потребностей индивида в групповом27общении, деятельности. Они объединяют опыт внутри этнической группы,формируют этническую психологию и отношения с другими группами.3) третий уровень составляют базовые этнические установки, возникающиев устойчивых условиях деятельности этнической группы на основе социальныхпотребностей человека в активности, и выражающие этническое самосознание,стереотипы восприятия и поведения.4) четвертый уровень состоит из системы ценностных ориентаций,формирующихсявобщесоциальныхустойчивыхусловияхдеятельностиэтнической группы на основе потребности индивида к включению в этническуюсреду.
Они выражают принципы жизнедеятельности этнической группы,ментальность, представления об этничности, нормах поведения.Несмотрянаструктурноесодержаниеилизанимаемыйуровеньв диспозиционной структуре, этническая установка выполняет важные функциидля человека как представителя этнической группы.Первый обоснованный перечень функций предложили М. Смит, Д.
Брунери Р. Уайт [283]:- функция оценки объекта состоит в том, что с помощью этническойустановки индивид оценивает информацию из окружающего мира и соотноситс собственнымицелями,мотивами,ценностями,чтоупрощаетпроцесссоциального познания, наделяет его готовыми оценочными категориями. Этосвязано со склонностью человека к организации и интерпретации окружающегомира и своего жизненного опыта, выступающего регулятором поведения [108].- функция социального приспособления или адаптации заключается в том,что этническая установка способствует идентификации индивида с этническойгруппой или противопоставлению группе [95; 283], опосредует межличностныеотношения индивида в этнической среде [189].- функция экстернализации или воплощения «Эго» означает, что этническаяустановка выражает внутренние мотивы индивида, выступая в качестве«открытого символического знаменателя для скрытой установки, принятойво внутренней борьбе» [280, С.
463].28Вторую функциональную теорию предложил Д. Кац, который выделилчетыре функции [206, C. 171]:-инструментальнаяфункцияилифункциясредства(адаптивная,утилитарная). Эту функцию Д. Катц заимствовал у бихевиоризма. Она сводитсяк тому, что этническая установка «направляет поведение человека к значимымцелям и отводит от негативных событий» [145, С.
418], организует восприятиеокружения таким образом, что максимизирует получение вознагражденийи минимизирует наказания, потери и неудачиу индивида в ситуациимежэтнического взаимодействия [189].- функция эго-защиты (заимствована из психоанализа) заключается в том,что этнические установки помогают решить внутриличностные конфликтыиндивида, защищают Эго от неприятной и противоречивой информации о себеи значимых объектов из социального окружения индивида [106; 206; 271].Если индивид поддерживает ценности своей этнической группы и действуетв рамках принятых групповых норм и традиций, то он получает социальноеодобрение и принятие со стороны этнической группы. В целях защиты своегоместа в этнической группе, повышения и поддержания собственной и групповойценности и этнической идентичности, индивид может прибегнуть к негативнойоценке других групп.-функциявыраженияилиподдержанияценностей(заимствованаиз психологии личности) состоит в том, что этническая установка выступаетсредством выражения личности, ценностей и убеждений индивида, которыезачастую являются общими для представителей одной этнической группы,формирующими своеобразное мировоззрение и ментальность людей.
На этойоснове индивид реализовывает себя как представителя этнической группы,организовывает свои действия определенным образом [189].- функция организации знаний (заимствована из гештальт психологии).Этническиеокружающийустановкимир,помогаютчеловекуинтерпретироватьосмыслитьинформациюииупорядочитьсобытия,избежатьнеопределенности и опасности, выбрать соответствующие способы поведения29в конкретнойситуации,т.е.выполняюткомпенсирующуюфункциюв познавательном процессе [108; 206; 275].Г. Кэльман выделил функцию устойчивости, заключающуюся в том,что этническая установка придает последовательный и целенаправленныйхарактер деятельности в изменяющихся ситуациях. Это происходит благодаряпроцессам подчинения (уступчивости), идентификации и интернализации,которые обеспечивают поддержание социальных связей индивида со значимымидругими и сохранение личностного значения объекта установки вне зависимостиот одобрения общества [209, С.