Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Межэтнические установки этнических групп, проживающих в Сербии,отличаются следующими особенностями: средней степенью социальной близостии позитивности межэтнических установок, преобладанием стратегии интеграции/мультикультурализма у сербов и хорватов и сепарации у бошняков, достаточнымуровнемэтническойна мультикультурнуютолерантности,идеологию,высокимнизкимуровнемуровнемориентациимигрантофобии,преобладанием патриотического типа межэтнических установок.3. Существуют различия в социально-психологических особенностяхмежэтнических установок этнических групп в силу их принадлежности11к этническому большинству или меньшинству страны, которые проявляютсяв том, что у сербов как этнического большинства меньшая выраженностьэтнической толерантности и ориентации на мультикультурную идеологиюи большая выраженность мигрантофобии по сравнению с бошняками и хорватамикак этническими меньшинствами; и др.4.
Существует взаимность в межэтнических установках групп друг к другув силу долгой истории их взаимодействия и совместного проживания на однойтерритории, которая выражается в равной степени социальной дистанциии позитивности межэтнических установок между исследуемыми группамии во взаимодополняющих друг друга стратегиях межэтнического взаимодействия.5. Различные проявления межэтнических установок взаимосвязаны междусобой и образуют систему, состоящую из генерализованных и этноспецифическихустановок.Генерализованныеустановкикакмежэтническиеустановкик обобщенным другим проявляются в уровне этнической толерантностииндивида, его отношении к этничности и проблеме мультикультурализма.Этноспецифические установки как межэтнические установки к конкретнойэтнической группе проявляются в степени социальной дистанции и позитивностимежэтнических установок и выборе предпочитаемых стратегий межэтническоговзаимодействия у совместно проживающих этнических групп.6.
Генерализованные межэтнические установки (к обобщенным другим)являютсянадежнымипредикторамиэтноспецифическихмежэтническихустановок (к конкретной этнической группе).7. Надежными предикторами социально-психологических особенностеймежэтнических установок этнических групп, проживающих в Сербии, являются:1) степень религиозной толерантности и религиозной дистанции; 2) особенностиэтнической и гражданской идентичности; 3) воспринимаемая дискриминация ичувство культурной безопасности; 4) глубина межэтнических контактов исубъективное чувство связи с другой этнической группой; 5) характерпредыдущего опыта взаимодействия; 6) принятие ответственности своейэтнической группы за случившийся конфликт; 7) готовность к примирению.12Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация прошлаобсуждение на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологиифакультета педагогики и психологии МПГУ.
Материалы диссертационногоисследования докладывались на следующих конференциях и выступлениях:VII Межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследованийв области педагогики, психологии, социокультурной антропологии, МПГУ(г. Москва, 2012); VIII Международная конференция «Менеджмент в спорте»,Альфа университет при поддержке Олимпийского комитета Сербии (г.
Белград,Сербия, 2012); II Международная конференция «Economics and management –basedonnewtechnologies»,SaTCIP(г. Врнячка-Баня,Сербия,2012);Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность»,Международный исследовательский институт (г. Москва, 2014); X Межвузовскаяконференция молодых ученых по результатам исследований в областипедагогики,психологии,социокультурнойантропологии,МПГУ(г. Москва, 2015); Научно-практическая конференция «Наш вклад в развитиеотечественного психолого-педагогического образования» к 70-летию Победыв Великой Отечественной войне, МСПИ (г. Москва, 2015); V Всероссийскаянаучно-практическая конференция с международным участием «Молодежнаяполитика в современной России: вопросы теории и практики», МПГУ(г.
Москва, 2016); III международная конференция «Передвижения и конфликтыкультур: мигранты, диаспора, терроризм, границы», Центр культуры икультурологических наук (г. Скопье, Македония, 2016).Материалы6 научныхисследованияработ,втомиспользовалисьчисле4статьиавторомприопубликованыпубликациивизданиях,рекомендованных ВАК РФ.Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двухглав, заключения, списка литературы, включающего 315 наименований, из них175 на английском и 40 на сербском языке, и приложений.
Объем основноготекстадиссертациисоставляет33 таблицами, 38 рисунками.194страницы.Работаиллюстрирована13ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙУСТАНОВКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ1.1. Этническая установка как социально-психологический феноменВ научную литературу понятие этнической установки (англ. «ethnicattitude») введено социологами У. Томасом и Ф.
Знанецким при изученииадаптации польских мигрантов в США. Они определили аттитюд как «состояниесознания, субъективную ориентацию индивида как члена группы на те или иныеценности, приписывающие индивидам определенные социально принятыеспособы поведения» [297, С. 279]. Один из авторов данного определенияФ. Знанецкий настаивал на термине «тенденция», который встречается позжеу Э. Игли и Ш.
Чайкен. Другие ученые, в частности Г. Уоллес, предлагал термин«диспозиция» [308], который находим потом у М. Смита, Дж. Олсона, M. Занны,И. Рампела, Ф. Зимбардо, и др. Э. Фарис предлагал термин «предиспозиция»[173, С. 251], который позже используют Д. Кэмпбелл, Ч. Осгуд, М. Рокич,Г. Триандис и др. В итоге понятие закрепилось как ориентация, выражающая«отношение индивида к социальному миру и определяющаяся социальнымиценностями» [95, С. 100], обеспечивающая связь между индивидом и обществом.Первые исследования этнической установки проводились в рамках изучениясоциальных установок (англ.
«attitude») в зарубежной социальной психологии.Г. Олпорт дает наиболее полное определение социальной установки: «состояниепсихической и нервной готовности, организованное посредством опыта,оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакции индивидако всем предметам и ситуациям, с которыми он связан» [107, С. 810].В мотивационном подходе (Т. Адорно, И. Сарнофф, З. Фрейд, М.
Яхода)социальная установка рассматривается как часть «супер-эго», формирующаясяна бессознательном уровне под влиянием защитных механизмов и выступающаярегулятором, уменьшающим внутриличностную напряженность и конфликты14человека, в том числе как представителя этнической группы [85; 104; 200; 271].По мнению И. Сарноффа, аттитюд – это «склонность реагировать положительноили отрицательно на определенный класс явлений» [26, С. 11].В бихевиоризме (Л. Дуб, Д. Кемпбелл) социальная установка понимаетсякак поведенческая предиспозиция: «имплицитная, опосредствующая реакция илипромежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией»[95, С.
103]; «имплицитная драйв-производная реакция относительно социальногозначения в индивидуальной сфере деятельности» [162, С. 135]; «синдромустойчивости реакции на социальные объекты» [153, С. 31].В гештальт психологии социальная установка понимается К. Левиным как«сила, определяющая валентность направленности личности от или к объекту,определяющейся социальным окружением иактуальными потребностямииндивида, являющаяся детерминантой поведения в индивидуальном жизненномпространстве личности» [26, С. 43]. По мнению С.
Аша – это «особенноустойчивая установка, сформированная на основе прошлого опыта и знаний,связанных с объектом установки» [112, С. 115].В когнитивном подходе социальная установка выступает в качествекогнитивного феномена, имеющего динамический потенциал и влияющегона действия индивида [176]. В теориях структурного баланса Ф. Хайдера,коммуникативных актов Т. Ньюкомба, конгруэнтности Ч. Осгуда, когнитивногодиссонансаЛ. ФестингераиЭ.
Аронсона,аффективнойконсистентностиР. Абельсона и М. Розенберга, и других, подчеркивается оценочный характерсоциальной установки. Она понимается учеными как «аффективное отношениеза и против психологического объекта» [298, С. 261]; «имплицитная реакция,ориентированная на приближение или избегание предъявляемого объекта,личности, группы или символа» [196, С. 7]; «предиспозиция реагироватьна некоторый класс стимулов определенным классом реакций» [267, С. 3];«предрасположенность к оценочной реакции, связанная с определеннымиценностями» [242, С.