Диссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию), страница 9

PDF-файл Диссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию), страница 9 Филология (55284): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию) - PDF, страница 9 (55284) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию". PDF-файл из архива "Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Шекспира «Гамлет» по сравнению сдругими произведениями группы «трагедий долга», сюжет этой пьесы, однимиз центральных движущих мотивов которого является месть, а также ряддругих особенностей, касающихся образа мстителя и его эволюции (этиособенности будут рассмотрены ниже), даёт формальное оправдание длярассмотрения «Гамлета» в качестве наиболее яркого примера этой группытрагедии мести.

Экспозиции пьесы отсылает зрителя к типичному сюжетутрагедий мести – призрак отца Гамлета является главному герою, сообщает емуо преступлении Клавдия и требует осуществления мести.«Тит Андроник» была первой и последней трагедией Шекспира, вкоторой главный герой руководствуется преимущественно дохристианскимпринципом кровной мести. Возвратившись к проблеме отмщения в «Гамлете»,Шекспир переосмысливает образ главного героя, устанавливает главенствоновой парадигмы отмщения, в итоге трансформирующейся в отказ от мщения.Согласно этой парадигме, тип отмщения (кровь за кровь), принятый вархаических обществах, и позднесредневековый тип отмщения (за поруганнуюсемейную честь) постепенно исчезают под влиянием развития индивидуализмаи возможного усиления евангельских идей, образуя некоторый отход отобязательного характера мщения.

Вместе с этим появляется абсолютно новыйтип героя, незнакомый до этого елизаветинской публике.Нехарактерноедляклассическогогероя-мстителяотношениекисполнению отмщения рождает в Гамлете некую медлительность, создаваяощущение отсутствия рвения к осуществлению мести. С одной стороны, этамедлительность объясняется излишней рефлексией главного героя, с другой –получается, что Гамлет долгое время бездействует в связи с недостатком42доказательств против Клавдия, кознями самого короля и др.

Безусловно, Гамлетне односторонний персонаж, исполняющий, подобно ренессансному героюмстителю, лишь одну функцию. Он – многогранная личность, рассуждающая наразнообразные темы, поднятые в пьесе (любовь, дружба, брак, война, смыслжизни, назначение человека, смерть и бессмертие, духовная сила и слабость,порок и преступление, насилие, право на отмщение и т.д.).Мысль Гамлета вращается вокруг широкого ряда философских ипсихологическихпроблем.Помимовнешнейстороныдраматическогоконфликта, который заключен в стремлении Гамлета разоблачить передобществом преступление Клавдия и предать его справедливому возмездию, впьесе присутствует и внешняя сторона, осложненная глубоким душевнымнадломом Гамлета, утратившим веру в ценность жизни и в изначальнуюдоброту человека.

Иначе говоря, новый тип героя, воплощенный в образеГамлета, переворачивает устойчивую модель кровавой трагедии мести.Сюжет и композиция «Гамлета» подтверждают, что Шекспир отозвалсяна трагедию Кида. Формально он использовал все классические для кровавойтрагедии элементы конструкции сюжета и многое перенял непосредственно из«Испанской трагедии».

В «Гамлете», как и в «Испанской трагедии»присутствуют следующие характерные элементы: призрак убитого, требующийотмщения; сумасшествие мстителя (в случае Гамлета мнимое); поиск героемдоказательств вины злодея; прием театра в театре; политический фон;коварство антагониста; кровавая развязка. Опираясь на вышеупомянутыеэлементы в структуре пьесы «Гамлет», Э. Торндайк и другие авторитетныеисследователи уверенно ставят трагедию Шекспира в один ряд с другимиклассическими образцами елизаветинской трагедии мести70. Однако готовыекомпоненты конструкции кровавой трагедии в «Гамлете» предоставляют лишьвнешнее сходство с трагедией мести.

Они дают зрителю возможностьсопоставить поведение типичного героя-мстителя и поведение Гамлета – и в70Thorndike A. H. The Relations of Hamlet to Contemporary Revenge Plays // Modern Language Association.Chicago, 1902. Vol. 17 (2). Pp. 125–220.43этом контрасте увидеть истинное лицо нового героя, попавшего в круговоротмести.В пьесе Шекспира наблюдается трансформация всех структурных исодержательных элементов кидовской модели трагедии мести, начиная отхарактера мстителя и заканчивая непосредственным осуществлением мести.Так, взяв от Кида мотив безумия для протагониста, Шекспир усиливает его.Если в «Испанской трагедии» Иеронимо временно терял рассудок испособность трезво мыслить из-за невозможности отомстить за сына, то Гамлетиспользует маску сумасшедшего для поиска доказательств, и что важнее, дляопределения своего места в этом безумном вихре мщения.Важную роль в структуре драм мести играет прием «театр в театре».

Так,у Кида спектакль, который ставит Иеронимо, становится непосредственнойчастью отмщения. Мы не видим в пьесе процесса создания «кровавогоспектакля», нам представлена лишь его финальная часть, где автор,постановщик и актер выносит смертный приговор своей «труппы», так илииначе виновной в гибели его сына Горацио, и сам же этот приговор исполняет.У Шекспира прием «театра в театре» имеет совершенно иное значение. Гамлетставит спектакль не для отмщения, а с целью пробудить совесть злодея, а такжедля поиска доказательств вины Клавдия.The play's the thingWherein I'll catch the conscience of the King71.(Зрелище – петля,Чтоб заарканить совесть короля)[Гамлет.

Акт II, Сцена II. Пер. М. Лозинского]72.Однако, даже получив надежные доказательства против короля, Гамлетне торопится осуществлять свою месть. В дальнейшем Гамлет произносит речь71Shakespeare W. Hamlet. Cambridge University Press, 2005. 289 p.ШекспирУ.Гамлет,принцдатский//ПСС.http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt.

(Дата обращения: 25.10.15).72[Электронныйресурс]//URL:44ключевую для новой парадигмы отмщения:And prais'd be rashness for it; let us know,Our indiscretion sometime serves us wellWhen our deep plots do pall; and that should learn usThere's a divinity that shapes our ends,Rough-hew them how we will…73(Хвала внезапности: нас безрассудствоИной раз выручает там, где гибнетГлубокий замысел; то божествоНамерения наши довершаетХотя бы ум наметил и не так…)[Гамлет. Акт V, Сцена II.

Пер. М. Лозинского]74.Устами Гамлета Шекспир дает нам понять, что времена «дикогоправосудия» прошли и не человеку отведено право мстить, а небесам. Отнынезакон «кровь за кровь» перестает руководить разумом протагониста-мстителя.Заключительная часть «Гамлета» представляет собой кровавую развязку,однако мести протагониста как таковой мы не видим.

Гамлет, зная овиновности Клавдия в совершенном злодеянии, тем не менее, полностьюотказывается от отмщения и передает себя в руки высшей справедливости.Финал оказывается цепочкой случайных событий, в которых сети расставляетне герой-мститель, а главный злодей трагедии. Но ловушки Клавдиянеожиданно выходят из-под его же контроля и в итоге губят всех героев,попавших в этот ужасный замкнутый круг мести. Доказательством того, чтоГамлет отказался от мщения, служит его реплика перед состязанием нарапирах:Sir, in this audience,73Shakespeare W.

Hamlet. Cambridge University Press, 2005. 289 p.ШекспирУ.Гамлет,принцдатский//ПСС.http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt. (Дата обращения: 25.10.15).74[Электронныйресурс]//URL:45Let my disclaiming from a purpos'd evilFree me so far in your most generous thoughts…[«Hamlet». V, II].(Здесь, перед всеми,Отрекшись от умышленного зла,Пусть буду я прощен великодушно…)[«Гамлет». Акт V, Сцена II. Пер. М.

Лозинского]75.Умственные и душевные терзания приводят Гамлета к такому решению:он честно отказывается от отмщения. Таким образом, эта пьеса, в которойглавный герой отрекается от архаичного отношения к мести, радикальнопреобразует канон елизаветинской кровавой драмы мести и выводит его нановый уровень. «Гамлет» – это трагедия, в которой автор, опираясь наренессансный индивидуализм и евангельское отречение от мести, поднимаетвопрос о жизнеспособности принципа «кровь за кровь».

В его понимании,умышленное зло всегда возвращается к тому, кто его породил. Так, трагическаягибель постигает вспыльчивого, поддавшегося разрушительному чувству местиЛаэрта, а также коварного и вероломного Клавдия.Качественное переосмысление Шекспиром канона кровавой трагедиизатронуло также и область сюжетной структуры.

Трагедия Кида имела в своейкомпозиции три пересекающихся линии мести (Андреа, Иеронимо и БельИмперии), каждая из которых напрямую подчинялась «Мести». В «Гамлете»прослеживается четыре разных модели поведения, объединенных общейотправной точкой – гибелью отца и последующей местью или отказом ототмщения. Так, Лаэрт, в отличие от передавшего себя в руки высшейсправедливости Гамлета, становится не просто «классическим» мстителем,действующим по закону «кровь за кровь», но марионеткой в руках Клавдия.Лишь перед смертью Лаэрт возвращает себе благородство духа, раскаивается ипросит прощения у Гамлета.75ШекспирУ.Гамлет,принцдатский//ПСС.http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt. (Дата обращения: 25.10.15).[Электронныйресурс]//URL:46Еще одним героем, вставшим на путь отмщения ради памяти отца,является норвежский принц Фортинбрас. Его месть, между тем, нельзярассматривать как сугубо личную, так как со времени гибели старого Норвежцаона обросла политическими мотивами и трансформировалась в притязаниямолодого норвежца на датскую корону.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5231
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее