[008].31_03_05(0.2) (Лекции в электронном виде), страница 3
Описание файла
Файл "[008].31_03_05(0.2)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Это связано с тем, что вуме бога присутствуют Платоновские идеи как образцы, модели, прообразычувственно воспринимаемых вещей. При этом часть своих творений бог создал взаконченном виде, а часть сотворенных им вещей – в незаконченном виде. Взаконченном виде были созданы ангелы, человеческие души, физическиепервоэлементы (огонь, вода, земля, воздух), небесные светила. Остальное былосоздано в незаконченном виде.Августину надо было объяснить, почему среди окружающих его вещей естьживые предметы, которые возникают (рождаются), растут (развиваются), умирают.Для объяснения этого изменения в пределах одной вещи он использовал идеюстоиков о зародышевых (семенных) причинах.
Эти причины и являются причинойвозникновения вещей, их роста, развития и умирания.Учение о времени. Августин не согласен с античными философами, прежде всего, сАристотелем, в том, что мерой времени является равномерное круговое непрерывноедвижение небесных светил. С точки зрения Августина, время не возникает издвижения небесных объектов. Он приводил аргументы из Библии (с точки зренияпредставителей средневековья, Библия – это истина в последней инстанции). ВВетхом Завете имеется сюжет, связанный с Иисусом Навином (еврейскимполководцем).
Для того, чтобы одержать победу над врагами, Иисус Навин однаждыпопросил у бога остановить Солнце, и бог остановил Солнце. Тем самым день былпродлен, Солнце остановилось, а время продолжало течь, и Иисус Навинпобедоносно закончил битву. Используя этот пример, Августин и говорит, что времяне зависит от движения небесных объектов.Августин утверждал, что наблюдать и измерять можно только настоящее.Прошлое и будущее нельзя ни наблюдать, ни измерять. С точки зрения Августина,существует только настоящее – нет ни прошлого, ни будущего.
То, что обычноназывают прошлым и будущим, с его точки зрения, не совсем правильно – болееправильно называть это настоящее прошедшего, настоящее будущего, так же, какнастоящее настоящего. По мнению Августина, настоящему настоящих предметовследует сопоставить определенное движение души – созерцание, настоящемупрошедших предметов – память, настоящему будущих предметов – надежду. Темсамым настоящее Августин увязывал с созерцанием, прошлое – с памятью, будущее– с надеждой.Учение о человеке.
Августин был против позиции Аристотеля, который считал, чтосуществует три вида души (растительная, животная и разумная). С точки зренияхристианской традиции только человек создан по образу и подобию бога.Следовательно, только человек должен обладать душой. Человеческая душа – эторазумная душа; она бессмертна и бестелесна. Более того, человеческая душа – этосвоего рода разумная субстанция. Исходя из этого, Августин дает определение души:душа – это разумная субстанция, приспособленная для управления телом.
Основныекачества человеческой (разумной) души – это мысль, память и воля. При этомАвгустин на первое место ставит не рациональное начало (мышление), аиррациональное начало (волю). С его точки зрения, приоритет в активности человекаследует отдавать волевому началу. Воля является определяющим фактором вповедении человека.Августин учил о свободе воли человека. Несмотря на то, что Августин учил отом, что все предопределено богом, он все-таки допускал наличие свободы воли учеловека. В самом деле, субъективно человек свободен, однако, все, что он делает –это делает через него бог.Гришунин С.И. lection 8 (31.03.2005) ver.
0.2 (not edited) page 8 of 12_SetiСоотношение между верой и разумом Августин решал в пользу веры. С еготочки зрения, человеческий разум слаб; он был ослаблен в результате грехопаденияАдама и Евы. Поэтому всякий раз в познании человек должен искать опору, и этаопора должна быть в вере. Отсюда и следует основной тезис Августина: верь, чтобыпонимать.Схоластика.Термин схоластика происходил от латинского термина школа.
Первоначальносхоластика являлась школьной философией. С XII века ее стали преподавать всредневековых университетах.Основным вопросом средневековой схоластики является проблемасоотношения между истинами веры и истинами разума. Большинство схоластиковрешали эту проблему в пользу веры.В зависимости от решения этой проблемы различают два направлениясхоластики: номинализм и реализм. Реализм – направление схоластики, согласнокоторому универсалии (общие роды, общие понятия) существуют реально (т.е.независимо от человека, человеческого сознания, человеческого мышления, речи).Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитатьобщее. Представители номинализма, напротив, считали, что универсалии несуществуют реально; универсалии – это все лишь имена вещей, а не сами вещи(перевод.
nomen – имя). Они отдавали приоритет воле над разумом, отрицаливозможность существования общих понятий.Основной представитель реализма – Ансельм Кентерберийский. С его точкизрения, такие универсалии, как истина, добро, справедливость существуют сами посебе, вне зависимости от истинных понятий, добрых поступков или справедливыхдействий (это так называемый крайний реализм). Более того, АнсельмКентерберийский использовал свое учение для доказательства существования бытиябога: из того факта, что в сознании человека существует понятие о безусловносовершенном существе с необходимостью следует, что это безусловно совершенносущество существует, и это есть бог.Представителем крайнего номинализма являлся Росцелин.
Он считал, чтореально существуют лишь единичные вещи, а общие роды, общие понятия,универсалии (и общее вообще) – это просто звуки человеческой речи.Альберт Больштедский решал проблему соотношения общего и единичного,основываясь на философских идеях Авиценны. С его точки зрения, общеесуществует в трех смыслах: 1)общее существует до вещей, как идея в уме бога,взирая на которую, бог и творит единичные вещи.
2)общее существует в самихвещах, как единое во многом 3)общее существует после вещей, как отвлеченноепонятие о вещах в уме человека.Уильям Оккам.Еще один представитель номинализма (относящийся к зрелому периоду развитиясредневековой схоластики) - Уильям Оккам. С его точки зрения, реально существуетлишь единичное, а общее существует лишь в уме, сознании человека.
По егомнению, общее не может существовать в единичных вещах, ибо тогда общемунеобходимо будет приписать единичное существование, что противоречит самомустатусу общего.Для того чтобы объяснять образование в уме человека отвлеченных понятий,Оккам ввел понятие интенция. Под интенцией он понимал устремлённость,направленность души на предмет познания.
Без интенции невозможно образованияуниверсалий. Универсалия – это интенция души, которая по своей природе такова,что сказывается во многом.Гришунин С.И. lection 8 (31.03.2005) ver. 0.2 (not edited) page 9 of 12_SetiОккам выделил два уровня знания: 1)интуитивное знание, под которым Оккампонимал наглядное, чувственное знание, применимое для констатациисуществования или не существования вещей 2)абстрагированное (абстрактное)знание, которое выражается в общих понятиях.Терминизм. Оккам использует также учение о терминах (так называемыйтерминизм Оккама).
Термины – это простейшие элементы всякого знания, которыеобычно обозначаются словом. Сами по себе термины, или слова единичны, общимиони становятся в уме человека в зависимости от придания им определенныхзначений.С точки зрения Оккама, термины становятся знаками в том смысле, что онизамещают конкретные чувственно воспринимаемые вещи в речи и мышлениичеловека.
При этом термины могут быть естественными (которые соотносятся сконкретными вещами) и искусственными (которые соотносятся со свойствами).Оккам подразделил термины на термины первичной интенции и терминывторичной интенции. Термины первичной интенции направлены на внешниепредметы, а термины вторичной интенции – на термины первичной интенции. Всвязи с этим Оккам выделял следующие типы наук: 1)реальные науки, в которыхрассматривается бытие и соотношение понятий к вещам 2)абстрактные науки, илилогика, где рассматривается соотношение понятий к понятиям, а не понятий квещам.В эпоху Оккама в рамках реализма существовало очень многопсевдообобщений, которые являлись тормозом для научного познания.
Для тогочтобы преодолевать их, Оккам выдвинул положение, которое впоследствии былоназвано бритвой Оккама. В наиболее часто встречающемся выражении оно звучиттак: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражатьпосредством большего». Впоследствии в исторической традиции оно получилоследующую формулировку: «Сущности не следует умножать без необходимости».Фома Аквинский.Фома Аквинский – представитель средневековой философии, его основноепроизведение – «Сумма теологии».Проблему соотношения веры и разума Фома Аквинский решал следующимобразом: если возникает противоречие между священным писанием и истинамиразума, то следует отдавать приоритет истинам веры, а не истинам разума. Однако,если некоторые истины можно познавать как с помощью веры, так и с помощьюразума, то в процессе познания и обучения следует отдавать предпочтениепроцедурам, связанным с разумным пониманием.Решение проблемы о соотношении общего и единичного у Фомы Аквинскогоследующее: в окружающем мире реальных вещей существуют лишь единичныевещи, но в то же время реально существует и общее как идеи в уме бога.Фома Аквинский знаменит тем, что изобрел космологическое доказательствобытия бога.