[008].31_03_05(0.2) (Лекции в электронном виде)

PDF-файл [008].31_03_05(0.2) (Лекции в электронном виде) Философия (54225): Лекции - 8 семестр[008].31_03_05(0.2) (Лекции в электронном виде) - PDF (54225) - СтудИзба2019-09-20СтудИзба

Описание файла

Файл "[008].31_03_05(0.2)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Гришунин С.И. lection 8 (31.03.2005) ver. 0.2 (not edited) page 1 of 12_SetiАристотель (продолжение).Значок ∧ (конъюнкция) означает союз «и». Значок ∨ (дизъюнкция) - союз «или». Никакихопераций объединения и пересечения множеств в формулировках законов мышленияАристотеля нет и быть не может. Запись ( A∧ A) означает, что не может быть одновременно истиннымвысказывание A и его отрицание A. Запись A∨ A означает, что истинно или высказывание A, илипротиворечащее ему высказывание A. Никаких знаков равенства после этих записей быть не должно,и тем более не должно быть пустых множеств.Эта общепризнанная запись высказываний формальной логики, признанная во всем мире.Значение философии Аристотеля.

(см. начало в лекции 7)12)Философия Аристотеля – это наиболее систематическая философияпериода античности, ибо все последующие философские учения были менеесистематичны - в эллинистическо-римской эпохе, в эпохе Средневековья и в ЭпохеВозрождения не было каких-либо философских течений, которые были бы равны посистематичности философии Аристотеля. Равные по систематичности философииАристотеля философские учения возникли только в Эпоху Нового времени.ПослесмертиАлександраМакедонскоговАфинахвозниклоАнтимакедонское восстание.

Аристотеля обвинили в богохульстве. Однако, вотличие от Сократа, он не стал дожидаться суда. Он покинул Ликей, точно так же,как в своё время покинул Академию Платона.Академию после смерти Платона возглавил племянник Платона Спевсипп.Аристотель, покидая Афины, завещал управление Ликеем Теофрасту.Аристотель поселился на вилле у своей матери на острове Эвбея, где вскоре умер.Философия эллинистического-римского периода.Эллинистическо-римская философия охватывает период времени с конца IV вв. дон.э. до V в. н.э.

В эллинистическо-римской философии выделяются следующиеосновные течения: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.Скептицизм.Основателем скептицизма является Пиррон. Его последователи – Тимон и Эниседем.Большой вклад в развитие этого направления внес Секст Эмпирик – по егопроизведениям «Против математиков», «Три книги Пирроновых основоположений»мы и знаем о философском учении скептиков.Философия скептицизма. Основным постулатом скептицизма является постулатвоздержания от каких бы то ни было суждений. Это связано, во-первых, с тем, чтолюбому суждению о предмете можно противопоставить другое суждение, прямопротиворечащее ему и равносильное ему.

С точки зрения скептиков, все вещи иявления текучи, абсолютно изменчивы. Во-вторых, показания наших органов чувствотносительны. Кроме того, нет общезначимого, общепризнанного критерия выборамежду двумя противоречащими и равносильными друг другу суждениями.Скептики считали, что цель человеческой жизни – счастье. Философ – эточеловек, который стремится достичь счастья. При этом скептики утверждали, чточеловек, стремящийся достичь счастья, должен ответить на три вопроса: 1)Из чегосостоят вещи? 2)Какого должно быть отношение к вещам? 3)Какую выгоду и пользуможно извлечь из этого отношения к ним [вещам]?На первый вопрос, с точки зрения скептиков, нельзя дать однозначногоответа, поскольку нельзя определенно утверждать, что нечто существует или несуществует. Тем самым, любой способ познания можно оценивать как истинный икак не истинный, поскольку любому суждению о предмете можно противопоставитьпротиворечащее ему суждение и равное ему по силе.Из ответа на первый вопрос автоматически следует ответ на второй вопрос.(Каково должно быть наше отношение к вещам?).

Ответ следующий: следуетГришунин С.И. lection 8 (31.03.2005) ver. 0.2 (not edited) page 2 of 12_Setiвоздерживаться от каких бы то ни было суждений о вещах. С точки зренияскептиков, к этому воздержанию ведут определенные тропы. Первая тропа основанана разнообразии живых существ; вторая основана на различии между людьми; третья– на различном устройстве различных органов чувств; четвертая – на различныхокружающих условиях; пятая – на различных положениях, промежутках иместностях; шестая – на различных примесях; седьмая – на различных сочетанияхвеличин и структурах подлежащих предметах; восьмая – на относительности (сточки зрения скептиков, все существует не само по себе, а лишь только поотношению к другому, следовательно, ничего конкретного сказать об обособленном,существующем самому по себе, нельзя); девятая – на постоянной или редкойвстречаемости; десятая – на различных способах суждений, различных законах, наразличных верованиях, различных обычаях и на различных догматическихпредставлениях.Из ответа на второй вопрос вытекает ответ и на третий вопрос (Какую выгодуи пользу можно извлечь из этого отношения к вещам?).

Выгодой из такогоотношения к вещам является невозмутимость, безмятежность и спокойствие души.По мнению скептиков, счастье – это и есть безмятежность, невозмутимость испокойствие души.Секст Эмпирик выдвинул следующее положение: не может бытьобщезначимого критерия истинности. По его мнению, для критерия истинностидолжен существовать критерий критерия истинности, а для него, в свою очередь,критерий истинности критерия истинности относительно критерия истинности. Длякаждого критерия истинности должны существовать другие критерии истинности, ит.д.

до бесконечности.Эпикуреизм.Основателем этого направления эллинистическо-римской философии являетсяЭпикур. Его последователем в древнем Риме был Лукреций Кар, философская поэмакоторого «О природе вещей» целиком сохранилась до наших дней. Основную задачусвоей философии Эпикур, точно так же, как и скептики, видел в построении этики(учении о правилах поведения, ведущих к счастью). При этом, с точки зренияЭпикура, этику можно построить только тогда, когда создано учение о природе, окосмосе и определено место человек в нем. Этика должна быть основана на физике,т.е.

разработке этического учения должна предшествовать разработка физическогоучения (учения о природе, о космосе).Физика. Эпикур выдвигает следующие положения: 1)из несуществующего не можетвозникнуть существующее 2)Вселенная остается неизменной. Вселенная, котораябыла в его время, была такой же и до него, и останется такой же после него.Эпикур использует атомистическое учение Демокрита. Он считает, что всё вприроде представляет собой либо телесные объекты, либо пустоту.

При этом всетелесные объекты состоят из атомов и пустоты. Если, по Демокриту, атомыотличались формой и размерами, то Эпикур добавляет еще одну качественнуюхарактеристику: атомы отличаются по весу. Кроме того, если по Демокритуколичество форм атомов было бесконечным, то Эпикур, хотя и признавал правотуДемокрита в том, что количество атомов бесконечно, но считал, что количествоформ атомов конечно. Признание ограниченного количества форм необходимо былов связи с тем, что Эпикур признавал отличие атомов по весу. Поскольку формымогут быть самые различные, то может появиться такая форма атомов, при которойатом будет огромного веса, а такого быть, по мнению Эпикура, не может.Для того чтобы обосновать наличие свободы в макромире (у человека),Эпикуру необходимо было допустить наличие свободы в микромире.

С точки зренияДемокрита, внутри мира не может быть никакой случайности и никакой свободы. СГришунин С.И. lection 8 (31.03.2005) ver. 0.2 (not edited) page 3 of 12_Setiего точки зрения, движение атомов является строго детерминистическим; онидвижутся по прямолинейным траекториям; между атомами есть определенныедистанции. Эпикур же ввел положение о случайном, спонтанном (свободном)отклонении атомов от первоначальной траектории. С точки зрения Эпикура, этоотклонение не имеет внешних причин.

Таким образом, допустив в микромиреэлемент случайности, свободы и указав, что атомы могут спонтанно отклоняться отпервоначальной траектории, Эпикур обосновал своё учение о наличие свободы волиу человека.Учение о познании. Учение о познании Эпикура носит сенсуалистическоматериалистический характер. Если Демокрит признавал, что чувственный родпознания – это темное (незаконнорожденное) познание, а истинное(законнорожденное) познание связано с познанием с помощью разума, то Эпикурдает предпочтение чувствам.

С его точки зрения, чувства никогда не обманываютчеловека. Заблуждения возникают в результате рассуждений над данными чувств.Эпикур считал, что при познании можно использовать метод аналогий. Приэтом аналогии не должны противоречить данным чувственных восприятий. Притаком сходстве познаний возникает множественность объяснений одних и тех жеявлений и процессов, а это, с точки зрения Эпикура, хорошо. В частности, еслиДемокрит говорил, что Солнце огромных размеров, хотя с помощью органов чувствмы наблюдаем обратное, то Эпикур утверждал обратное: Солнце по своим размерамименно такое, как мы его наблюдаем с помощью органов чувств; оно может бытьтолько чуть-чуть побольше или поменьше.Этика.

По мнению Эпикура, цель человеческой жизни заключается в достижениисчастья. Счастье Эпикур связывал с удовольствиями. В отличие от Аристиппа,(представителя школы киренаиков) который считал, что цель человеческого счастьяв удовольствии (а удовольствие Аристипп определял с помощью положительногопризнака – наслаждение), Эпикур определяет удовольствие с помощьюотрицательного признака – как отсутствие страданий.Среди удовольствий Эпикур выделял два основных – удовольствие покоя иудовольствие движения. Предпочтение он отдавал удовольствию покоя. Средиудовольствий, к которым так или иначе стремится человек, Эпикур выделялследующие:1)природные(естественные)инеобходимые2)природные(естественные) и не необходимые 3)неестественные и не необходимые.

Философдолжен стремиться только к первому виду удовольствий (естественным инеобходимым).По мнению Эпикура, существуют два основных вида страданий: телесныестрадания и духовные страданий. При этом самые тяжкие страдания – это духовныестрадания, потому что телесные страдания связаны только с настоящим, а духовныестрадания связаны как с настоящим, так и с прошлым и будущим.Счастье Эпикур понимал как состояние атараксии (перевод. – состояниебезмятежности, невозмутимости). Достижению счастья мешают три рода (вида)страха: 1)страх смерти 2)страх загробной жизни 3)страх перед вмешательством боговв жизнь.С точки зрения Эпикура, страх перед вмешательством богов – это мнимыйстрах. Эпикур, точно так же, как и Демокрит, признавал, что универсум бесконечен впространстве (пустоте), и в этом пустоте существуют множественные миры.

Богиобитают между мирами и не вмешиваются в жизнь человека, поэтому не следует ихбояться. Не стоит также бояться загробной жизни, поскольку ее нет. Душапредставляет собой тело, также состоящее из атомов. После смерти физического тела(разложения) душа также умирает. Что касается страха перед смертью: Эпикур учил,что не стоит бояться смерти, ибо, когда мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, наснет, т.е. смерть не имеет к нам никакого отношения.Гришунин С.И.

lection 8 (31.03.2005) ver. 0.2 (not edited) page 4 of 12_SetiЭпикурейцы проповедовали определенный образ жизни среди себе подобных(людей). Они считали, что нужно скрываться. «Живи незаметно» - учил Эпикур «Чем незаметнее живешь, тем дольше проживешь». Эпикурейцы были противактивной общественной и политической жизни философов, считая, что философыдолжны вести преимущественно созерцательный образ жизни.Стоицизм.Термин стоицизм происходит от греческого термина Stoa, что в переводе означаетпортик (галерея с колоннами в Афинах, где учил Зенон).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее