[007].24_03_05(1.5) (Лекции в электронном виде)

PDF-файл [007].24_03_05(1.5) (Лекции в электронном виде) Философия (54224): Лекции - 8 семестр[007].24_03_05(1.5) (Лекции в электронном виде) - PDF (54224) - СтудИзба2019-09-20СтудИзба

Описание файла

Файл "[007].24_03_05(1.5)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Гришунин С.И. lection 7 (24.03.2005) ver. 1.5 (not edited) page 1 of 9_SetiАристотель (продолжение).Учение о сущностях. Аристотель критикует учение Платона о сущностях (идеях).Его критика заключается в следующем:1)Идеи-сущностиПлатона– этодвойники,копиичувственновоспринимаемых вещей. Например, идея человека практически не отличается отобщих признаков, присущих отдельному человеку.2)С точки зрения Аристотеля, идеи Платона ничего не могут датьсуществованию вещей, поскольку Платон отделил идеи от чувственновоспринимаемых вещей. Аристотель не согласен с точкой зрения Платона осоотношении между идеями и вещами (с тем, что вещи причастны (подражают)идеям).3)Платон считает, что одни идеи относятся к другим как общее к частному(идея подчиненности одних идей другим идеям), и каждая идея представляетсущность бытия.

Здесь, с точки зрения Аристотеля, Платон неизбежно впадает впротиворечие: одна и та же идея может быть одновременно и сущностью и несущностью. Идея является сущностью как общее, причастное к менее общей идее; вто же время она причастна к более общей идее, которая является ее сущностью.4)Платон отделил мир идей от мира чувственно воспринимаемых вещей, чтопривело к нелепому выводу. Рассмотрим пример: идее человека соответствуетконкретная чувственно воспринимаемая вещь. В то же время, все чувственновоспринимаемые вещи, соответствующие идее человека, подобны идеям, и междуними должны быть сходства. По Платону, для каждого сходного должна быть идея.Следовательно, между идеей человека и соответствующей ей чувственновоспринимаемой вещью (человеком) должно быть нечто среднее: идея сходствамежду идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемым вещам.Однако этой идее сходства должна соответствовать идея идеи сходства (идеясходства идеи сходства между идеей человека и соответствующей ей чувственновоспринимаемой вещью).

Ей, в свою очередь, соответствует идея сходства идеисходства между идеей сходства человека и вещами.Другими словами, для всякого сходства должна быть идея сходства, поэтомудля всякой первичной идеи будет вторичная идея, для нее, в свою очередь –третичная, и т.д. до бесконечности (Аристотель не признавал «дурнуюбесконечность»).Аристотель, не приняв учение Платона о сущностях-идеях, разработалсобственное учение о сущностях. Он выдвинул два критерия сущности:1)сущностьдолжна обладать отдельным существованием 2)сущность должна быть мыслима ипознаваема в понятиях (ей можно дать определение).У Аристотеля насчитывается 6 возможных воплощений сущности: 1)субстрат2)суть бытия вещи 3)то, что состоит из сути бытия и субстрата 4)род 5)общее6)всеобщее.В подлинном смысле отдельным существованием обладают только отдельныеединичные вещи.

Но поскольку, по мнению Аристотеля, невозможно датьопределение отдельной единичной вещи, то она в этом смысле не может бытьсущностью.Субстрат – это то, из чего все состоит (материя). Аристотель использовал дляобозначения материи термин хюле (бесформенное, неопределенное вещество).Аристотель отказывает материи в отдельном существовании и в познаваемости (т.е.она непознаваема в понятиях (ей нельзя дать определение)). Поэтому материя неможет быть сущностью.Субстрат не может быть сущностью, значит, то, что состоит из сути бытия исубстрата, тоже не может быть сущностью, поскольку включает то, что не являетсясущностью (субстрат).Гришунин С.И.

lection 7 (24.03.2005) ver. 1.5 (not edited) page 2 of 9_SetiРоды познаваемы в понятиях (им можно дать определения), но они необладают отдельным существованием. Роды всегда существуют через виды. Пример:не существует мебели вообще. Мебель как таковая существует через определенныестулья, столы, кровати и т.д.Аристотель также отказывает общему быть сущностью, поскольку общее несуществует помимо единичного.Всеобщее также не может быть сущностью, поскольку оно не обладаетотдельным существованием, ибо всеобщее – это то, что по природе присущемногому, а не отдельному.Таким образом, сущностью вещи, по мнению Аристотеля, является сутьбытия вещи. Под этой первичной сущностью (сутью бытия вещи) Аристотельпонимал наименьший вид определенного рода (такой вид, который нельзя далееразложить на другие виды; минимальное общее по отношению к единичному).

Этупервую сущностью вещи Аристотель назвал морфе (перевод. – форма).Аристотель использовал термин морфе, а не термин форма. Термин форма имеет латинскоепроисхождение.Четыре первоначала, или высшие причины. Аристотель развивает учение очетырех высших причинах и первоначалах (для Аристотеля высшие причины ипервоначала – это синонимы).Первая причина - формальная причина. Аристотель утверждает, что сутьбытия вещи, или первая сущность и форма (морфе) – это одно и то же (форма наименьшее общее по отношению к единичному). В этом принципиальное отличиеучение о сущностях Аристотеля и Платона.Вторая высшая причина (первоначало) – это хюле (бесформенное,неопределенное вещество; в более поздней трактовке в латинском языке – материя).Аристотель различает два вида материи: 1)первичная материя («первая материя»),представляющая собой бесформенное неопределенное вещество, которая можетпринимать определенные формы.

2)«последняя материя» - то, из чего состоит вещь.Например, для медного шара «последней материей» является медь. Однако, медь –это оформленная материя, которая приняла форму меди.С точки зрения Аристотеля, форма является активной причиной(первоначалом), а материя – пассивным началом.

Любая вещь представляет собойединство формы и материи (единство сущности и материальной основы). Это учениео форме и материи как основных принципов бытия впоследствии в XIX в. былоназвано гилеморфизм (перевод. гиле – материя; морфе – форма).Аристотель пытается объяснить соотношение между формой и материей спомощью динамических терминов возможность и действительность. С его точкизрения, материи дана возможность.

Когда же материя осуществляется вдействительности, то она принимает определенную форму. Поэтому Аристотельпишет: материи дана по природе возможность, а когда она превращается вдействительность, то становится определенной через форму. Термину возможностьАристотель ставит в соответствие материю (хюле), но термину действительностьон не ставит в соответствии вещь. По мнению Аристотеля, вещи не присуще полнотадействительности, поскольку вещь – это единство формы и материи, и посколькуматерии присущ элемент возможности, то и в вещи есть элемент возможности.Полной действительностью, по мнению Аристотеля, обладает только форма.Используя термины возможность и действительность, Аристотель даетопределение движению вообще: движение есть осуществление в действительностивозможного, поскольку это возможно.

Это предельно общее определение,относящееся к любому движению.Кроме формальной и материальной причины, Аристотель выделяет другие двепричины. Он называет осуществление термином энтелехия. Аристотель утверждает,всем явлениям окружающей природы и процессам присуще определеннаяГришунин С.И.

lection 7 (24.03.2005) ver. 1.5 (not edited) page 3 of 9_Setiцеленаправленность, целесообразность. Например, для куриного яйца цельюявляется цыпленок. Энтелехия – это осуществление не какого-либо процесса, а лишьцеленаправленного процесса.Аристотель выделяет кроме целевой причины также движущую причину. Поего мнению, все изменяется благодаря воздействию или действию чего-либо во чтолибо.

Аристотель исходит из установки, что всякое движущееся вообще снеобходимостью приводится в движение чем-нибудь другим. Таким образом,Аристотель отрицал наличие спонтанного движения (самодвижения). Посколькуматерия не обладает активностью, а ей обладает форма, то форме присуще некотораядеятельность. У деятельности формы есть своя собственная причина деятельности.Эта причина находится в некоторой высшей сущности, или в форме всех форм. Этойвысшей причиной является это бог-перводвигатель.Итак, существуют 4 высшие причины (первоначала): 1)формальная причина(отвечает на вопрос Что это такое?). 2)материальная причина (Из чего это?)3)движущая причина (Откуда происходит движение?) 4)целевая причина (Радичего?)Физика.

Физика Аристотеля в основном отражена в его произведении «Физика».Предмет физики. Предметом физики, по мнению Аристотеля, являются подвижныепредметы, материя и чувственно воспринимаемые сущности. Если говорить в общем,предметом физики является природа, как совокупность чувственно воспринимаемыхсущностей. В своем учении о природе Аристотель проводит принципцелесообразности, который он распространяет на все процессы как живой, так инеживой природы.Поскольку речь идет о подвижных предметах, то естественным будетрассмотреть понятие движения, основную физическую догму Аристотеля и видыдвижения. Определение движения в самом общем виде у Аристотеля следующее:движение – это осуществление в действительности возможности, поскольку этовозможно. Основные виды движения по Аристотелю: 1)движение относительносущностей, возникновение и уничтожение 2)движение относительно качества впределах одной и той же сущности 3)движение в отношении количества (рост иубыль) 4)движение в отношении места (перемещение в пространстве).

Здесьвозможны различные варианты видов движения: прямолинейное, криволинейное икруговое; равномерное и неравномерное; прерывное и непрерывное. Аристотельсчитает равномерное непрерывное круговое движение совершенным, идеальнымдвижением.Учение о пространстве и времени. Аристотель не использует специальнойкатегории пространство в своей философии, используя лишь категорию место. Вотличие от Зенона, который считал, что место предмета совпадает с границей этогопредмета, Аристотель считает, что место предмета – это граница объемлющегоданный предмет тела. Отсюда вытекает вывод: нет места без объекта, т.е.

впространстве нет никакой пустоты. Аристотель учил: «Природа не терпит пустоты».С точки зрения Аристотеля, Зенон, утверждая в апории о летящей стреле, что местоперемещается вместе с движущимся телом, не прав. Согласно Аристотелю, местовместе с телом не перемещается. Поскольку любое движение осуществляется вовремени, то время и движение взаимосвязаны друг с другом. Время измеряется спомощью движения.

По мнению Аристотеля, время является мерой движения, адвижение является мерой времени. Выход из этого парадокса заключается в том, чтомерой времени является не всякое движение, а равномерное непрерывное круговоедвижение небесной сферы. Кроме того, Аристотель считает, что Зенон не прав,утверждая, что время состоит из отдельных «теперь».

По мнению Аристотеля,«теперь» – это граница, которая как связывает, так и разделяет прошлое и будущее, ипоэтому время не состоит из только из одних «теперь».Гришунин С.И. lection 7 (24.03.2005) ver. 1.5 (not edited) page 4 of 9_SetiАристотель утверждает, что движение и время вечны.

Если предположить,что движение не вечно, то неизбежно приходим к противоречию. Посколькудвижение как такового нет (можно говорить лишь о движущихся предметах), то этипредметы когда-то возникли, либо же предметы вечно находились в состояниипокоя. Однако если движущиеся предметы возникли, то возникновение естьдвижение, т.е. движение не вечно. Если же предметы вечно находились внеподвижном состоянии, то непонятно, почему с некоторого момента они началидвигаться, не раньше и не позже.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее