[004].03_03_05(2.4) (Лекции в электронном виде)
Описание файла
Файл "[004].03_03_05(2.4)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Гришунин С.И. lection 4 (03.03.2005) ver. 2.4 (not edited) page 1 of 8_SetiФилософия элеатов (продолжение).Значение апорий Зенона. Значение апории ристалище заключается в том, чтовпервые в истории человечества была поставлена проблема относительностидвижения. В других апориях Зенон впервые поставил проблему прерывности инепрерывности пространств и впервые заговорил о двух тематических установках.Одна установка связана с темой дискретности, другая – с темой континуума. Зенонтакже впервые поставил проблему прерывности и непрерывности времени.В своей книге «Тематические анализы науки» Холтон показывает, что если не разделятьтематические установки дискретности и континуума, то совершенно невозможно объяснить, почему30 лет спорили Эйнштейн и Нильс Бор и не могли прийти к согласию.
Холтон объясняет это тем, чтоони придерживались разных тематических установок. Он показал, что Нильс Бор в своей творческойдеятельности придерживался темы дискретности, а Эйнштейн – темы континуума. Эти две темыпрямо противоположны и несовместимы.Мелисс.Основное философское произведение Мелисса – «О природе, или «Осуществующем». Основной период его творчества приходится на V в. до н.э.Основные философские идеи Мелисса. Мелисс изложил учение элеатов в прозе вотличие от Парменида, которые писал поэтические поэмы.
Основные философскиеидеи Мелисса следующие:1) Мелисс сформулировал закон сохранения бытия в явной форме: «из ничегоникогда не может возникнуть нечто». Впоследствии в латинской формулировке онзвучал как: «из ничего не бывает ничего».2) Мелисс, в отличие от Парменида учил, что бытие вечно во времени, в товремя как Парменид учил что бытие вечно вне времени. Парменид учил, что нет нипрошлого, ни будущего, поскольку существует только настоящее, ибо прошлое – этото, что уже не существует, а будущее – это то, что еще не существует. Мелисс жепризнавал существование не только настоящего, но и прошлого и будущего. Бытиевечно в том смысле, что оно было, есть и всегда будет вечно.3) Если Парменид говорил, что бытие конечно, то Мелисс утверждал, чтобытие бес предельно.
Он использовал тезис Парменида, согласно которому бытиеедино. Мелисс рассуждал следующим образом: если бытие признать ограниченнымпределом, то оно перестает быть единым и становится двояким, так как оностановится одновременно и тем, что ограниченно, и тем, что ограничивает. Такимобразом, для того, чтобы тезис о единстве бытия сохранялся, надо было признать,что бытие (сущее) неограниченно, то есть беспредельно.4) Мелисс деперсонифицировал учение Парменида о бытие. Парменид учил,что бытие (сущее) может печалиться и страдать. Мелисс же наоборот, учил тому, чтобытие не страдает и печалится, иначе оно не обладало бы всей полнотойсуществования.5) В отличие от Парменида, который учил об умопостигаемом едином,Мелисс учил о материальном едином.6) Мелисс утверждал, что не нужно учить людей о богах, поскольку они[боги] непознаваемы.Плюралисты.Эмпедокл.Плюралисты – это те, которые признавали, что основой мира является не однасущность (начало), а множество.
Первым представителем плюралистов в античнойГреции является Эмпедокл. Его жизнь и творчество приходятся на V в. до н.э.Эмпедокл – автор произведений: «О природе», «Очищение». До наших днейсохранились весьма большие части первого произведения и совсем небольшиефрагменты второго.Гришунин С.И. lection 4 (03.03.2005) ver. 2.4 (not edited) page 2 of 8_SetiФилософское учение Эмпедокла.
Эмпедокл, в отличие от предыдущихпредставителей древнегреческой философии, в качестве первоначала бытия (сущего)признавал не одну из четырех стихий природы (огонь, водя, земля, воздух), а всечетыре. Эти четыре первоэлемента он назвал «четырьмя корнями вещей» исопоставил им четырех богов (Зевс, Гера, Аид и Нестис - сицилийское божество,олицетворяющее воду). Эти четыре корня вещей смешиваются друг с другом, и всеостальные вещи (единицы) состоят из различных комбинаций, сочетаний ипропорций четырех корней вещей.
Например, в крови эти корни перемешанынаиболее равномерно. Эти корни вещей – пассивные начала мироздания. Активныминачалами мироздания, согласно Эмпедоклу, являются не физические силы, апсихические силы - любовь (Филия) и ненависть (Нейкос). Любовь соединяетразнородное и разъединяет однородное, ненависть – наоборот, соединяет однородноеи разъединяет разнородное. Любовь – причина единства и добра, ненависть –причина множественности и зла.В космическом цикле Эмпедокл выделил 4 фазы. В первой фазе, по мнениюЭмпедокла, господствует любовь (Филия).
На этой стадии четыре корня вещейперемешаны равномерно, а мир представляет собой сфайрос (шар). Третья фаза, также как и первая, является акосмической. В ней доминирует ненависть, при этомчетыре корня вещей предельно обособлены.Вторая и четвертая фаза являются космическими. Во второй фазеосуществляется переход от любви к ненависти, это фаза их относительногоравновесия, хотя доминирует переход (от любви к ненависти). Четвертая - этопереход от ненависти к любви и их относительного равновесия, в которой все жедоминирует переход. Их тех фрагментов Эмпедокла, которые сохранились до нашихдней, следует, что человечество живет в четвертой фазе – перехода от ненависти клюбви.
По мнению Эмпедокла, этот цикл представляет собой круг времен.Эмпедокл признавал ряд идей элеатов, например, то, что корни вещейнеизменны. Он также считал, что все неизменно в пределах круга времен. В то жевремя вещи изменяются и внутри круга времен. Кроме того, Эмпедокл признавалзакон сохранения бытия элеатов.Учение о познании. По мнению Эмпедокла, все познается в подобном ему.Космическая любовь и космическая ненависть познаются подобно человеческойлюбви и ненависти.Эмпедокл разделял учение пифагорейцев о переселении душ. Как иАнаксимандр, он учил, что живое произошло от неживого. Но если у Анаксимандраживые организмы возникали в законченном виде, то Эмпедокл выдвинул идеюорганической целесообразности; с его точки зрения, из неживого вначале возникалине готовые организмы в законченном виде, а отдельные органы или части.
Эти частимогли соединяться друг с другом произвольным образом, их случайные комбинацииприводили к появлению существ со множеством рук, ног, сердец, голов и т.д. Приэтом среди этих случайных комбинаций появились такие, в которых количество этихчастей и органов и сами части были настолько хорошо подогнаны друг к другу, чтоэти существа и выжили, оказавшись наиболее приспособленными. Фактически, онпервым выдвинул идею отбора (хотя не использовал этот термин). Эмпедоклутверждал, что комбинации органов были настолько удачны, словно кто-то ихобдумал заранее с определенной целью.
Из этого вытекает идея органическойцелесообразности.Еще одна идея Эмпедокла связана с тем, что он учил о конечности скоростисвета. Большинство мыслителей - его современников утверждали, что скорость светабесконечна. Эмпедокл учил, что скорость света огромна, но конечна; органы чувствустроены так, что эта огромная скорость не воспринимается непосредственнорецепторами. Поэтому представляется, что скорость света бесконечна.Гришунин С.И.
lection 4 (03.03.2005) ver. 2.4 (not edited) page 3 of 8_SetiВопрос из зала: Были ли у Эмпедокла экспериментальные доказательства конечностискорости света?Ответ: Нет.Генрих Фоллмер (доктор физ-мат. наук, доктор философии) в своей книге «Эволюционнаятеория познания» показывает, что эволюция живого привела к тому, что человек занимаетпознавательную нишу среди других существ, которую Фоллмер назвал мезокосмосом. Мезокосмос –это мир средних размеров. Другими словами, наша познавательная структура носят врожденныйхарактер и сформировались для мира средних размеров. Это научно доказанные факты.Фоллмер показывает, что наши органы чувств могут воспринимать скорости от метров додесятков и сотен километров.
Что касается остального, это не воспринимается органами чувств –нужны дополнительные приборы.Анаксагор.Следующий представитель плюрализма – Анаксагор. Его жизнь и основноетворчество приходятся на вторую половину V в. до н.э. Основное произведениеАнаксагора - «О природе».Вопрос из зала: Знали ли друг друга мыслители древней Греции, жившие в одно время?Ответ: Да, они могли пересекаться, но это не значит, что они знали все друг о друге.Проблема заключается в том, что достоверных биографических данных о них нет.
Одниисследователи считают, что философы могли встречаться, другие – что не могли.Вопрос из зала: Почему многие произведения философов назывались одинаково: «Оприроде»?Ответ: Об этом было сказано раньше (в начале второй лекции).Первые греческие философы были натурфилософами. Философия античной Грециикосмоцентрична. Центральной проблемой является проблема устройства и происхождения космоса,природы.
Поэтому основные произведения и назывались «О природе».Анаксагора интересовала, прежде всего, проблема качественногопревращения тел. Кроме того, он, как и Эмпедокл, признавал закон сохранениябытия элеатов и учил, что не существует небытия, т.е. нет пустоты. С точки зренияАнаксагора, началом всего являются мельчайшие, чувственно не воспринимаемыечастицы огня, воды, земли, воздуха, дерева, железа, крови, и т.д. Эти бесконечномалые, чувственно не воспринимаемые частицы были названы им «семенами всехвещей».