[003].24_02_05(11.7) (Лекции в электронном виде), страница 3
Описание файла
Файл "[003].24_02_05(11.7)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
С его точки зрения, земля состоит из частицкубической формы, огонь – из частиц тетраэдральной формы, воздух – изправильных восьмигранников, эфир – из правильных двенадцатигранников, вода – изправильных двадцатигранников.Учение о космосе. Пифагор – геоцентрист, т.е., по его мнению, в центремироздания находится Земля. Планеты, которые двигались в эфире вокруг Земли,создают различные гармоничные звуки; самый высокий звук - у естественногоспутника Земли – Луны, а самый низкий – у Сатурна.
Эту гармония сфер, по мнениюПифагора, мог услышать только он сам, ибо он выделял себя из других людей. Онсчитал, что существует три вида разумных существ: боги, обыкновенные люди, илюди, подобные Пифагору, поскольку последние произошли от более хорошегосемени, чем остальные люди.Пифагорейский союз. Пифагорейский союз являлся как научно-философским, так иэтико-политическим союзом. Пифагорейский союз опирался на иерархию ценностей.Наиболее ценным, по мнению Пифагорейцев, было то, что прекрасно иблагопристойно, далее следовало то, что выгодно и полезно, и на третьем уровненаходилось то, что приятно. Занятие наукой и философией считалось прекрасным иблагопристойным.В Пифагорейский союз принимали и женщин, и мужчин.
При этом онипроходили длительный отбор – их испытывали на наличие умственных способностейи нравственных качеств. При вступлении в союз человек лишался своей частнойсобственности. Пифагорейский союз делился на две ступени: акусматиков иматематиков. Акусматики (послушники) усваивали знания догматически, безобоснований. Математики занимались более сложными вопросами и занимались ихобоснованием.Этика. В основе этики Пифагорейского союза лежало учение о «надлежащем». Под«надлежащим» понималась, в первую очередь, борьба со страстями, во-вторых,подчинение старшим, в-третьих, культ дружбы и товарищества междупредставителями Пифагорейского союза, и, конечно, почитание Пифагора какоснователя. Расписание дня в Пифагорейском союзе было следующим: они вставалидо восхода солнца, делали мнемонические упражнение, затем встречали восходсолнца.
После этого они намечали дела на весь день, затем весь трудились, пытаясьосуществить задуманное. В конце дня пифагорейцы совместно купались, принималипищу; далее было совместное вечернее чтение. Каждый пифагореец в конце давалсебе отчет в том, как он провел день - он должен был ответить на 3 вопроса: «Как япрожил сегодняшний день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?»Несмотря на то, что пифагорейцы вели активную политическую жизнь, онисчитали ее менее значимой, чем созерцательный образ жизни.
Это связано с ихмировоззренческой установкой: космос представляет собой упорядоченную систему,и поэтому созерцательный образ жизни более предпочтителен.Алкмеон.Из пифагорейцев следует упомянуть также Алкмеона. Он занимался анатомией ибыл одним из первых медиков в античной Греции. Алкмеон пришел к выводу, чтоорган человека, ответственный за мышление – мозг.Гришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver.
11.7 (not edited) page 7 of 11_SetiФилолай.Еще один пифагореец, Филолай, известен тем, что создал не геоцентрическуюсистему мироздания. Точно так же, как и Пифагор, при объяснении всего сущегоФилолай использовал числа. Единица, с его точки зрения, – это пространственнотелесная точка, двойка – линия, тройка – плоскость, четверка – простейшаястереометрическая фигура (тело), тетраэдр. Пятерка означала качество и цвет; шесть– одушевленность, семерка – ум, здоровье и свет, восьмерка – мудрость иизобретательность.
Особое значение в его учении имела десятка (см. далее).Космология и космогония. Филолай не придерживался геоцентрической системы.По его мнению, в центре мироздания находится центральный вселенский огонь Гестия. (Гестия – древнегреческая богиня, олицетворяющая домашний очаг исемью). Гестия, по мнению Филолая, является домом Зевса. Этот центральныйвселенский огонь является генетическим началом (началом всего сущего). КромеГестии, есть другие части (элементы) мироздания: Олимп, Уран, Космос.
Олимп –это огненная сфера, которая ограничивает мироздание (с точки зрения большинстваантичных греков, мироздание представляет собой замкнутый мир). Уран состоит изтрех элементов – Земля, Луны и Антихтон (Противоземлие). Космос состоит изСолнца, звезд и известных к тому времени 5 планет. Элементы Урана и Космосавращаются вокруг центрального вселенского огня – Гестии, причем Земля вращаетсяпо наклонной орбите. Антихтон в процессе движения находится все время междуЗемлей и Гестией, закрывая центральный вселенский огонь, поэтому, еслипосмотреть на небо, никакого вселенского огня не будет видно.Гносеология.
Мироздание Филолай сконструировал из предела, беспредельного игармонии. Любая вещь представляет собой соединение разнородного –беспредельного и предела. Предел – это число, беспредельное – это телесноепространство. Таким образом, мироздание представляет собой упорядоченноечислом телесное пространство - впервые был поставлен вопрос о числовой структуремироздания. Функция гармонии заключается в том, чтобы соединять разнородное.Гармония требовалась для соединения предела и беспредельного, поскольку онивнутренне не едины. Филолай разделял мир на подлунный и надлунный.
В надлунноммире господствует порядок и предел, в подлунном (в частности, на Земле)доминирует беспредельное, поскольку все беспорядочно возникает и исчезает.Огромное значение имеет в учении о познании число десять - познаниеосуществляется с помощью этого числа. Числом десять Филолай называл веру ипамять. Он также считал, что это число является олицетворением богини памятиМнемосина.Изученные философские системы Греции, как и философские системыКитая и Индии, используют не доказательства, а сравнения и метафоры из мираприроды и мира общества.
Перейдем к изучению школы, в которой впервыепроявляются доказательства.Элеатская школа.Главные представители школы элеатов – Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс.Основой учения элеатов является философское учение Парменида.Ксенофан.Ксенофан, в отличие от других философов, считал, что генетическим началоммироздания является Земля. Его учение о боге – монотеистическое, хотядоминирующим мировоззрением древних греков был политеизм.
По мнениюКсенофана, бог не подобен человеку ни телом, ни душой, ни умом. Бог всевидящ ивсемогущ. Бог движет и управляет миром одной только силой своей мысли, подобнотому, как человек с помощью мысли управляет своим телом.Гришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 8 of 11_SetiПарменид.Учение Ксенофана о едином миробоге было развито Парменидом в учении о единомбытие. Основное произведение Парменида – поэма «О природе» - имеет несколькочастей: пролог, который целиком сохранился до наших дней, первую часть,сохранившуюся на 9/10 и вторую, сохранившуюся на 1/10. В прологе повествуется отом, что юный Парменид направляется к богине справедливости и правосудия Дике.В уста богини Парменид вкладывает свое философские учение.
Дике приказываетюному Пармениду порвать с привычкой, традицией, верой в авторитеты ииспользовать разум в качестве руководства для познания действительности. Богиняговорит, что Парменид должен узнать и совершенную истину, и лишеннуюдостоверности мнение смертных. В соответствии с этим две части поэмы называются«Путь истины» (первая часть) и «Путь мнения» (вторая часть).Философские идеи первой части: «Путь истины». В первой части Парменидрассматривает проблему соотношения бытия и небытия, а также бытия и мышления.С точки зрения Парменида, эти проблемы можно решить только с помощьючеловеческого разума – апелляции к чувствам не помогут. На пути к истине, помнению Парменида, человека поджидают две западни: первая связана с признаниемсуществования небытия, а вторая – с признанием того, что «бытие и небытиетождественны и нетождественны».
Первая западня анонимна, вторая принадлежитГераклиту и ему подобным, которых Парменид назвал «двухголовыми», ибо двапротиворечащих друг другу тезиса могут уместиться только в разных головах.Точка зрения самого Парменида по поводу соотношения бытия и небытияследующая: бытие существует, а небытие не существует.
Он впервые прибегает кдоказательству: небытие непознаваемо и невыразимо, именно поэтому оно несуществует. Небытие, а именно то, что не существует, немыслимо и невыразимо, ибокак можно помыслить то, чего нет и выразить его?Далее Парменид рассматривает соотношение между бытием и мышлением. Сего точки зрения, бытие и мышление тождественны. Предмет мысли и мысль опредмете – это одно и то же. Последней фразе может дать две интерпретации.Согласно одной из них, мысль только тогда мысль, когда она является предметом ипредмет только тогда предмет, когда он мыслит.
Другая интерпретация следующая –то, что мыслимо, то не существует. Однако надо иметь в виду, что речь идет обумопостигаемом, мыслимом мире, а не чувственно воспринимаемом мире, ибоистинный путь – это путь, связанный, связанный с постижением разума(умопостигаемый путь).После этого Парменид рассматривает соотношение между небытием имышлением. По его мнению, небытие не существует, поскольку оно немыслимо.Если помыслить небытие, то оно становится бытием в качестве предмета мысли.Парменид утверждает, что бытие едино и неизменно, неподвижно.То, что бытие едино, следовало, по мнению Парменида, из следующихаргументов: если бы бытие (то есть сущее; то, что существует), было множественно,то его должно было нечто разделить на это множество.