[003].24_02_05(11.7) (Лекции в электронном виде)
Описание файла
Файл "[003].24_02_05(11.7)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Гришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 1 of 11_SetiСанкхья (продолжение).Ортодоксальная санкхья.Согласно ортодоксальной санкхье, существует два начала: Пракрити и Пуруша.Связь между ними такая же, как между хромым и слепым. Пракрити – деятельноеначало; Пуруша само не действует и не испытывает воздействия, а только оказываетвлияние на Пракрити. Благодаря этому влиянию происходит выявление Пракрити.Таким образом, возникает мир.
Итак, с точки зрения ортодоксальной санкхьи, мир небыл создан богом, а возник в результате выявления непроявленного Пракрити.На первом этапе из Пракрити возникают в физическом аспекте махас(величие, изобилие, зародыш (будущего мира)) и буддхи (ум, разум; в данном случаеречь идет о мировой душе). Кроме того, в Пракрити имеются три гуны: гуна саттва,гуна раджас и тамас. С первой из них связаны качества: светлое, ясное, здоровое,совершенное знание. С гуной раджас связано страстное качество, а с гуной тамасобычно связывают неведение или то, что привязывает к беспечности.На следующем этапе выявления Пракрити из буддхи возникает аханкара(самосознание).
Далее в аханкаре могут действовать как гуна саттва, так и гунатамас. Из аханкары, в которой преобладает гуна тамас, возникают: 5 сущностей пятипервоэлементов, затем возникают сами 5 первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух,эфир. Из самосознания (аханкары), где доминирует гуна саттва, возникают 5органов чувств и 5 органов действий, а также ум.Таким образом, получим 25 категорий: 10 внешних органов (5 органа чувств,5 органов действий), 5 сущностей (танматр) первоэлементов, 5 первоэлементов, 3внутренних органа - буддхи, аханкара, ум (манас), а также Пракрити и Пуруша.
Изэтих 25 категорий самая важная – Пуруша. Именно Пуруша представляет собойподлинное «Я». С точки зрения санкхьяиков, только невежественные люди думают,что их подлинное «Я» - это их тело, их органы восприятия и даже ум. На самом делеподлинное «Я» - это Пуруша. Незнание этого есть причина человеческих страданий,и как только человек понимает это, страдания отступают. Тем самым, с точки зрениясанкхьяиков, освобождение от страданий наступает еще при жизни, ибо подлинное«Я» (Пуруша) само не действует и не подвергается воздействию, и оно вечно. Таковпуть освобождения от страданий, предлагаемый в ортодоксальной санкхье.Теистическая санкхья.В теистической санкхье два первоначала (Пракрити и Пуруша) сводятся к одному –богу Брахма-Атман, который присутствует во всех своих творениях.
Согласнотеистической санкхье, Брахма-Атман вечен.Материалистическая санкхья.В рамках материалистической санкхьи считается, что душа смертна (так же, как итело), и поэтому душу и самосознание обычно сводили к уму. Для познанияокружающего мира и самого человека достаточно пяти органов чувств и ума. Чтокасается устройства мироздания, то они считали, что основой мироздания является 5первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух, эфир (иногда его трактовали какпространство).Вайшешика.Вайшешика – это материалистическое направление санкхьи. Термин вайшешикавозник от термина вишеша (особенность), так как вайшешики считали, что дляпознаниядействительностипервостепенноезначениеимееткатегорияспецифического различия: субстанций, атомов, душ и т.д.Основателем вайшешики является Канада.
Вайшешика возникла в VI веке дон.э. В вайшешике так же, как и в ортодоксальной санкхьи, считали, что цельГришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 2 of 11_Setiфилософской мудрости заключается в том, чтобы выработать пути освобождениячеловека от страданий. Также считалось, что конечная причина страданий – этонезнание. Поэтому для освобождения от страданий надо познать мир; необходимоистинное постижение действительности. Вайшешики связывали это постижение свыработкой категорий реальности (категории – это высшие роды бытия).Учение о субстанции. Материальным носителем качеств и особенностей отдельныхвещей, по мнению представителей вайшешики, является субстанция.
Они выделялителесные субстанции (к которым относили огонь, воду, землю, воздух, а также вопределенной степени эфир). Эти 5 субстанций (физических первоэлементов), по ихмнению, состоят из неделимых, не воспринимаемых чувственно частиц (аналог изЕвропейской культуры – атомы). Итак, 5 телесных субстанций (первоэлементов)состоят из атомов. Этим телесным субстанциям изначально присуще определенныекачества.Вайшешики различали качества и свойства. Например, движение – этосвойство, а не качество, поскольку движение передается от одного объекта кдругому. Что касается категорий, огромное значение имели категории общего иособенного, отдельного, единичного. С точки зрения вайшешиков, общее существуетреально, в самих отдельных предметов как сущности этих предметов.
Итак, общее ивсеобщее они понимали как сущности отдельных предметов.Европейская философия.Европейская философия зародилась в древней Греции в начале VI века до н.э. Этобыло связано с определенными социально – экономическими условиями. В концеVII-начале VI вв. до н.э в древней Греции бурно развивались торговля имореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границСредиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило красширению их географического кругозора.Развитие мореходства привело к тому, что новая географическая картина мирастала противоречить картине мира, нарисованной авторитетами (например, Гомеромв Илиаде «Одиссей»).
Кроме того, при колонизации новых земель греки видели, чтодругим народам присуще иные нравы, обычаи, политические устои. Поэтомуследовало признать, что устои и нравы самих греков носят не универсальный, аотносительный характер.Эти социально – экономические условия требовали от греков выработкиновой жизненной позиции и нового самоопределения человека. Одним из ответов наэти вопросы была философия, зародившаяся в античной Греции.
Философия далановое самоопределение человека, основываясь не на привычках и традиции, а наразуме. Первые древнегреческие философы говорили своим ученикам: не верь всему,думай сам. Таким образом, авторитет, привычки и традиции сменялись авторитетомчеловеческого разума. С этим связано возникновение рационалистической традициив европейской культуре (термин рацио переводится как разум).Милетская школа.Первой философской школой в античной Греции является милетская школа.Основные представители школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Фалес.Основное произведение Фалеса - «Начала» до наших дней не сохранилось.
Имеютсякомментарии других философов.Онтология. В качестве первоначала всего сущего Фалес признавал воду. Он придалей такие качества, как разумность и божественность. Фалес считал, что мир полонбогов (политеизм).Гришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 3 of 11_SetiНаличие души Фалес связывал со способностью тел к самодвижению.Поэтому одушевленность он приписывал не только богам. Например, магнит, по егомнению, обладает душой, поскольку притягивает железо. Итак, онтологияфилософии Фалеса содержит три основные идеи: 1)началом всего является вода2)мир полон богов 3)мир одушевлен.Гносеология. Учение о познании Фалеса связано с гносеологическим монизмом:Фалес считал, что все знания следует сводить к единой основе.
Он учил:«Многословие вовсе не является показателем разумного мнения», «ищи что-нибудьодно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословиеболтливых людей»Анаксимандр.Анаксимандр, представитель милетской философии, - ученик Фалеса. Основноепроизведение Анаксимандра имеет название «О природе», такое же, как и у многихдругих древнегреческих философов. Это объясняется тем, что философия античнойГреции (как, впрочем, и античного Рима) космоцентрична – в центре философскойсистемы находятся проблемы структуры космоса, его происхождения (космогония) ифилософия природы. Другими словами, первые древнегреческие философы являлисьнатурфилософами.
Кроме того, древнегреческие философы были и первымифизиками (их тогда называли фисиологами).Расцвет творчества Анаксимандра приходится на середину VI в. до н.э. (ср.:творчество Фалеса приходится на конец VII - начало VI вв. до н.э.).Начала.
Субстанциональное начало (впоследствии называемое архэ) – это то, изчего состоит все сущее, а генетическое начало – это то, от чего все появилось.Субстанционально – генетическим началом, по мнению Анаксимандра, являетсяапейрон. (греч. apeiron – беспредельное, бесконечное, безмерное). Эта идеяАнаксимандра имеет три варианта истолкования. Согласно одним комментариям,апейрон – это смесь всех четырех стихий (огонь, вода, земля, воздух). Согласнодругой трактовке (в частности, Аристотелевской), субстанционально-генетическоеначало не могло быть конечным, ограниченным, иначе оно бы иссякло.
Такимобразом, оно должно быть бесконечно. Поэтому и возникло название апейрон.Третья трактовка: определенное время значительная часть греков считала, что все 4стихии могут взаимопревращаться друг в друга, то есть у них должна быть общаяоснова. Этой общей основой и является апейрон. Апейрон изначально вечен,активен, движение его вечно.Космогония. Апейрон вначале находился во вращательном движении, в результатеэтого образовались 4 противоположности. Это мокрое и сухое, холодное и теплое(горячее). Парные комбинации из этих противоположностей представляют собой 4первоэлемента (огонь, вода, земля, воздух).