[003].24_02_05(11.7) (Лекции в электронном виде), страница 2
Описание файла
Файл "[003].24_02_05(11.7)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Земля – это комбинация сухого ихолодного, вода – мокрого и холодного, воздух – влажного и теплого, огонь – сухогои горячего (огонь в то время понимался как вещество). После того, как образовалисьэти 4 первоэлемента, в центре мироздания собралась земля, как наиболее тяжелая.Она была окружена водной, воздушной и огненной сферами. Следующий этап – этовоздействие огня на воду и сушу, в результате чего часть воды испарилась, и частьземли вышла из-под воды, образовав, таким образом, сушу.
Огненная сфера, с точкизрения Анаксимандра, представляет собой 4 кольца (овода), которые наполненыогнем. С земли видны только отверстия в этих оводах. В нижнем кольце многоотверстий (это звезды), во втором – одно отверстие (это Луна), еще в одном кольце –Солнце, таким образом, первоначально Анаксимандр считал, что звезды ближе кземле.Происхождение жизни. С точки зрения Анаксимандра, живое произошло изнеживого на границе двух сред (земли и воды) из илистой массы.
ПервоначальноГришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 4 of 11_Setiживые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли из воды, сбросили изсебя чешую и стали сухопутными. Человек также имеет не божественноепроисхождение, а произошел естественным путем из животного (но не изсухопутного животного, а из водного). Человек сначала зародился и развился довзрослого состояния в громадной рыбе, а затем вышел из нее и стал существовать насуше. Он не мог родиться ребенком, поскольку не выжил бы без родителей.Еще одна философская идея Анаксимандра связана с учением о конце света(эсхатология).
Он учил, что все, что возникло из апейрона, обратно в него и уйдет.Это происходит из-за того, что вещи виновны друг перед другом: их вина связана стем, что они разрушают меру, а нарушение меры – это ее разрушение, приводящее кпоявлению безмерного, беспредельного, бесконечного (апейрон). Другими словами,все возвращается в апейрон, как оно и возникло из него.Анаксимен.Анаксимен – ученик Анаксимандра. Его основное сочинение – «О природе».В отличие от Анаксимандра, Анаксимен считал, что генетическим исубстанциональным началом всего сущего является воздух, из которого всепроизошло путем процессов разрежения и сгущения.
Анаксимен приписал воздухусвойства бесконечности, беспредельности, безмерности (апейрон). То есть, если уАнаксимандра апейрон – это генетически-субстанциональное начало, то уАнаксимена апейрон – это свойство этого начала (воздуха). Разрежаясь, воздухпревращается в эфир, затем в огонь, а сгущаясь – сначала в ветер, потом в облака,затем в воду, далее в землю и камень. Душа, то с точки зрения Анаксимена, такжевоздушна, и она произошла из воздуха. Боги также являются в определенной степениматериальными, так как произошли из воздуха.Учение о космосе.
Анаксимен поправил своего учителя, заявив, что звездынаходятся дальше всего, за Солнцем.Гераклит.Гераклит - представитель древнегреческий философии из полиса Эфес. Его основноесочинение - «О природе» - до наших времен не сохранились, имеются лишьнекоторые отрывки и комментарии.Субстанционально-генетическим началом всего сущего Гераклит считалогонь. Он учил: «все течет, все изменяется, все абсолютно изменчиво»; огонь же –самая изменчивая и активная из всех четырех стихий. Гераклит уподобляет огоньзолоту; у него есть высказывание: «как огонь обменивается на все, так и все - наогонь, подобно тому, как золото на товары и товары на золото».
Возникновениемироздания из огня Гераклитом было названо путь вниз. Имеются различныеинтерпретации этого высказывания. Согласно одной из них, из огня сначалавозникла вода как зародыш всего остального, потом возникают воздух и земля.Согласно другой трактовке, из огня сначала возник воздух, потом вода, потом земля.Третья трактовка: смерть земли – это рождение воды, смерь воды – рождениевоздуха, смерть воздуха – рождение огня.Гераклит, точно так же, как и Анаксимандр,придерживался идеиэсхатологии, поскольку он [Гераклит] считал, что космос (мироздание) периодическисгорает. Это возвращение всего сущего обратно в агонию было названо им путьвверх.Помимо того, что Гераклит выбрал огонь в качестве субстанциональногенетического начала всего сущего, он ввел понятие логос (в переводе означаетслово).
Согласно Гераклиту, логос – это не просто слово, а разумное слово. Крометого, по Гераклиту, логос - основной закон мироздания (принцип порядка и меры).Понятие мера довольно часто используется в античной греческой философии.Гришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 5 of 11_SetiСогласно одной легенде, древнеегипетский фараон дал задачу своим мудрецам –сформулировать всю мудрость мира в одном слове. Подумав, мудрецы решили, чтовся мудрость мира заключена в мере. Логос как раз и является принципом порядка имеры.Душа, по мнению Гераклита, происходит в результате испарения влаги подвоздействием огня. Душа представляет собой комбинацию противоположностей –влажного и горячего, а различие душ происходит из-за того, что бывают сухие имокрые души.
Сухая душа – это душа мудреца, а самая мокрая и влажная душа – этадуша пьяницы.Гераклита считают одним из первых разработчики идей диалектики (а именнообъективной диалектики). Это, в первую очередь, его учение о противоположностях.Гераклит учил: все течет, все изменяется. Он приводил образное сравнение: в одну иту же реку (образ природы) нельзя войти дважды, ибо, когда входящий будетвходить в следующий раз, на него будет течь уже другая вода. Его ученик, Кратил,сделал вывод, что в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз. Это он объяснялтем, что если все изменчиво, как говорил Гераклит, то человек также изменчив.Поэтому человек, который принял решение войти в воду – это не тот человек,который вошел в воду.По мнению Гераклита, в любой вещи существуют противоположности.Пример из отрывка, который сохранился до наших дней: вода в одно и то же времягрязная и чистая.
Морская вода – чистая для рыб, которые в ней обитают, но грязная[т.е. является отравой] для людей. Все изменения в окружающем мире в своейсущности идут к противоположности. Холодное нагревается, горячее остывает, и т.д.При этом эти противоположности не погашают друг друга. Гераклит считал, чтопомимо тождества противоположностей, есть борьба противоположностей, котораяявляется отцом всего.Учение о познании. С точки зрения Гераклита, существуют два основных видапознания: чувственное и рациональное. Основой чувственного познания являютсяорганы восприятия, а рациональное познание – это познание, источником которогоявляется разум. По мнению Гераклита, всеобщие законы, и в частности логос,познаваемы только человеческим разумом, а не чувствами.
В связи с этим онговорил, что природа любит таиться, т.е. ее закономерности не лежат наповерхности, а скрыты. Кроме того, познанию логоса препятствует то, чтобольшинство людей по-скотски пресыщено. Познанию логоса мешает также вера вавторитеты (в античной Греции это Гомер и Гесиод).Все люди, по мнению Гераклита, равны по разуму. Но отнюдь не всеспособны познать логос. Такое неравенство связано с тем, что у людей разныеинтересы, и большинство людей живут не по логосу, а своему разумению.Большинство людей предпочитают золото логосу, подобно тому, как жвачныеживотные предпочитают сено золоту.Пифагорейская школа.Пифагор.(ок. 580 – 500 гг.
до н.э.).Произведения Пифагора и даже его точные биографические данные до наших днейне сохранились. Известно, что в г. Кротон он основал свою философскую школу,которая впоследствии получила название Пифагорейский союз.Философские идеи Пифагора. Пифагор учил, что сущностью всех вещей являетсячисло. Именно число владеет всеми вещами, как материальными, так и духовными.Понятие души Пифагор связывал с понятием гармонии, а гармония определялась какчисловое отношение, таким образом, сущностью духовных явлений также являетсячисло.
Пифагор приводил следующий эмпирический аргумент в пользу своих идей:Гришунин С.И. lection 3 (24.02.2005) ver. 11.7 (not edited) page 6 of 11_Setiпо преданию, однажды он шел мимо кузницы и услышал звуки от ударов молотовразного веса, которые создавали различные созвучия. Вес различных молотов можнобыло измерить, поэтому каждому звуку можно было сопоставить число. ОтсюдаПифагор сделал вывод, что число владеет всеми вещами. Пифагору такжеприписываются зачатки математической физики: считается, что он одним из первыхстал сопоставлять пять физических первоэлементов геометрическим фигурам –правильным многогранникам.