Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » 16.Послесловие научного редактора и переводчика

16.Послесловие научного редактора и переводчика (З. Бауман - Мыслить социологически)

PDF-файл 16.Послесловие научного редактора и переводчика (З. Бауман - Мыслить социологически) Социология (53584): Книга - 7 семестр16.Послесловие научного редактора и переводчика (З. Бауман - Мыслить социологически) - PDF (53584) - СтудИзба2019-09-18СтудИзба

Описание файла

Файл "16.Послесловие научного редактора и переводчика" внутри архива находится в папке "З. Бауман - Мыслить социологически". PDF-файл из архива "З. Бауман - Мыслить социологически", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Послесловие научного редактора и переводчикаЗигмунт Бауман принадлежит к числу тех определяющих “лицо”социологической науки сегодня ученых, которых невозможно представить спомощью привычных клише вроде “известный польский социолог” или“выдающийся британский социолог”. Социология Зигмунта Баумана, не претендуяна абсолютную завершенность “системы” или “направления” в теории с целой“школой” последователей, являет собой особый образец социологической культуры,который нельзя свести ни к одной из известных парадигм, ни к какой-либо ихэклектической комбинации. Волею судеб ему на собственном опыте довелосьиспытать и фашизм, и социализм польского образца, а после эмиграции в 1968 г. вАнглию — и современный капитализм. Маргинальное положение 3. Баумана поотношению к различным культурам и режимам позволяет ему сохранятькритическую дистанцию наблюдателя, знающего ситуацию изнутри каждого изсоциумов, способного и сопереживать, и анализировать, и сопоставлять ихпроблемы, благодаря чему его социология способна выполнять функцию социальнойрефлексии par excellence.

Уровень этой рефлексии у 3. Баумана не ограничиваетсяэпистемологическими рамками социологии как научной дисциплины; это, скорее,экзистенциальная рефлексия, стремящаяся дать ответ на вопрос не только о том, каксоциология получает знание об обществе, но и о том, как возможно и чем оправданоее существование в обществе.Сверхзадачей и фундаментальным вопросом, который призвана решатьсоциология в современном мире и который придает особую гуманистическуюнаправленность социологии 3.

Баумана, является вопрос человеческой свободы —как ее обрести и как ею распорядиться. Власть и культура в современном обществестановятсяосновнымиобластямисоциологическоготеоретизирования.Многочисленные книги 3. Баумана (а их более 60) так или иначе сосредоточиваютсяна этих вопросах.Систематический анализ современного общества в разнообразных егопроявлениях, обусловленных нерасторжимой взаимосвязью власти и культуры,представлен в трилогии “Законодатели и интерпретаторы” (Legislators andInterpreters: On Modernity, Post-modernity and Intellectuals.

Cambridge: Polity Press,1987), “Современность и Холокост” (Modernity and the Holocaust. Cambridge: PolityPress, 1989) и “Современность и амбивалентность” (Modernity and Ambivalence.Cambrige: Polity Press, 1991).Культура как практика, как действие (в Марксовом понимании), какдвуединый процесс закрепления структуры и структурирования; асимметричнаяструктура власти; социальный контроль в современном обществе и рольинтеллектуалов; кризис современного “общества потребления” и “процессдецивилизации”; переход к “постмодернизму”, который в последней из упомянутыхработ 3. Бауман определяет как “модернизм, смирившийся с собственнойневозможностью” (“Modernity and Ambivalence”.

P. 272); геноцид как непременныйспутник современной технократической цивилизации; социальные функции утопии всовременном обществе; “досоциальные основания нравственного поведения”;социальный порядок в целом и амбивалентность — вот лишь самый общий переченьфундаментальных вопросов, позволяющих осмыслить современную реальностьсоциологически.Предлагаемая читателю книга 3. Баумана — это еще одно подтверждение егоприверженности постановке “классических” и социально-философских вопросов.Только на первый взгляд она может показаться обычным популярным введением всоциологию, менее интересным по сравнению с его знаменитыми специальнымиработами.

На самом деле это принципиальное сочинение, позволяющее составитьпредставление о том, что 3. Бауман понимает под социологией как таковой. Правда,сам он во введении утверждает, что обращался к одним темам, опускал другие,несколько раз возвращался к третьим, исходя из основной задачи книги: бытьсоциологическим комментарием к повседневной жизни, а не всеохватывающейкартиной социологии.

Отнестись к этому утверждению надо серьезно, но правильнооценить его можно только в связи с другими высказываниями 3. Баумана о характереи задачах социологии. Он неоднократно акцентирует родство и тесную взаимосвязьсоциологии и обыденного знания. В самом конце книги он высказываетсянедвусмысленно: социология — обширный комментарий к опыту повседневнойжизни. Так это и надо понимать: вся социология, а не только часть ее.

Однако неследует думать, будто те области профессиональной работы социологов, которые нестоль тесно соприкасаются с обыденным миром, объявляются им ненужными илинеинтересными. Просто то, что касается повседневности, имеет совершенно особыйстатус в социологии. Говоря словами поэта, “здесь речь идет о праве первородства”.“Социологический комментарий к повседневности” важен, по мысли автора,не только как теоретическая помощь, которую мы получаем от науки при объяснениипроисходящего.

Социология выступает также в качестве важного ресурсаиндивидуальной вменяемости и свободы. Отдавая себе отчет в многообразии иобусловленности явлений социальной жизни, мы в значительной мереосвобождаемся и от привычного автоматизма, и от внезапных аффектов в своемсобственном поведении. Социолог наследует просветителю, но уже не какзаконодатель, а как интерпретатор, если вспомнить об одной из самых известныхкниг 3. Баумана.Обратим внимание прежде всего на сложность задачи, стоявшей передавтором. С одной стороны, он явно не собирался излагать только одну концепцию,“большую теорию”, будь то своя собственная или чья-то еще. Он стремился датьобобщенное знание, представление об основных моментах социологическогомышления, черпая материал из многих источников.

С другой стороны, само единствоизложения, сведение многих концепций в рамках одной книги, одного кругарассуждений должны были бы внушить читателю мысль о некоторомметатеоретическом единстве социологии. Однако это — по научным канонам —пришлось бы обосновывать в ходе сложной и нетривиальной процедурыкодификации научного знания, что явно противоречило бы основной интенциикниги. А поскольку любая метатеория грозит обернуться либо сугубойформалистикой, либо “наиболее общей” и “единственно правильной” теорией,постольку возникает опасность утратить собственно предмет социологии иливыступить с несоразмерными притязаниями.

Все крупные современные теоретикирешают эту проблему по-своему. Не составляет исключения и 3. Бауман.Для того чтобы оценить достоинства избранного им решения, обратимвнимание на то, как мало в книге имен (не считая рекомендаций по дополнительномучтению, их всего шестнадцать, а за вычетом имен несоциологов — и того меньше).

3.Бауман упоминает только “самых-самых” и только в том случае, если их концепциисыграли совершенно исключительную роль1. Но главная особенность егозаключается в том, что он иначе выстраивает аргументацию: идет не от теорий, а отпроблем. Социология является особой дисциплиной (несмотря на всюсомнительность ее внутреннего единства, о чем так хорошо знают все современныетеоретики), а социологическое мышление — специфическим способом мышления,1Важно подчеркнуть, что это именно выбор, причем далеко не самоочевидный.

Здесь скорееинтересно, то, какие имена опущены. Если 3. Бауман упоминает Г. Зиммеля и М. Вебера, а не К.Маркса, 3. Фрейда, а не К. Г. Юнга, Н. Лумана и Т. Парсонса, а не Ю. Хабермаса и не П. Бурдье, тоуже одно это свидетельствует о многом.

За каждым именем — не просто теоретический аппарат, ноопределенный способ проблематизации социальности.потому что они особым образом проблематизируют социальную жизнь. Речь идет,подчеркивает 3. Бауман, именно о проблемах, а не о решениях. Почти во всехслучаях эта проблематизация имеет форму дихотомии, точнее оппозиции, парыпротивоположностей: “свобода и зависимость”, “вместе и врозь”, “власть и выбор”,“порядок и хаос”. Это именно социальные оппозиции2, но в то же время — иконкурирующие перспективы рассмотрения социальности. Они выбраны в качествелейтмотивов глав с тем, чтобы таким образом развернуть вокруг них целый вееропределений, различений и наблюдений.Так выстраивается не только картина социологического способа мышления,но и картина самой социальности.

Пожалуй, если и можно было бы сделать какой-тоупрек автору, то только разве что в недостаточно четкой пространственно-временнойлокализации его описаний. Строго говоря, речь в книге идет не об опытеповседневности вообще, а об обыденной жизни современного (“постсовременного”)Запада. Читая ее, мы узнаем себя и по-новому понимаем свою социальную жизнь втой мере, в какой она приближается к этому образу или совпадает с ним.Новый,независимыйвзгляднапредставляющиесяобыденномучеловеческому сознанию такими незыблемыми и естественно подавляющимииндивидуальнуюсвободу“воображаемыесообщества”иструктуры“расколдовывает” их для нас и открывает новые перспективы человеческой свободы.В рабочем кабинете 3. Баумана висит литография П.

Пикассо с изображением ДонКихота, сражающегося с мельницами. Если и можно предположить, что 3. Бауман вкакой-то мере отождествляет себя с этим образом (Culture, Modernity and Revolution:Essays in Honour of Zygmunt Bauman/Ed.by R.Kilminster, I.Varcoe. L.: Routledge, 1996.P. 7.), то наш современный социологический Дон Кихот сражается с ними не потому,что сам видит в них чудовищ, а потому, что хочет “расколдовать” их для нас, помочьнам взглянуть на мир свободно.А.Ф. ФилипповС.П. Баньковская2Чтобы оценить этот момент, рекомендуем обратиться к тому фрагменту книги, где 3. Бауман пишет ороли бинарных оппозиций в культуре..

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее