Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » 11.Глава 9. Государство и нация

11.Глава 9. Государство и нация (З. Бауман - Мыслить социологически), страница 4

PDF-файл 11.Глава 9. Государство и нация (З. Бауман - Мыслить социологически), страница 4 Социология (53579): Книга - 7 семестр11.Глава 9. Государство и нация (З. Бауман - Мыслить социологически) - PDF, страница 4 (53579) - СтудИзба2019-09-18СтудИзба

Описание файла

Файл "11.Глава 9. Государство и нация" внутри архива находится в папке "З. Бауман - Мыслить социологически". PDF-файл из архива "З. Бауман - Мыслить социологически", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Он объединяет их и в то жевремя отделяет от всех остальных наций, от всех людей, которые стремятся вступитьв их сообщество, не имея права или способности влиться в этот национальный дух,который наследуется коллективно, а не приобретается частным образом.Поддерживаемая мифом претензия на “естественность” наций, на“предопределенность” и наследуемость национальной принадлежности не можетслужить источником противоречий в национализме. С одной стороны, утверждается,что нация — это приговор истории, и ее реальность столь же объективна и ощутима,как и реальность любого природного явления.

Однако, с другой стороны, нация —сомнительное образование: ее единство и солидарность все время находятся подугрозой, поскольку другие нации пытаются переманивать к себе ее представителей, атакже внедрять своих в ее ряды. Нация должна защищать свое существование; скольбы естественной она ни была, ей трудно выжить, не будучи бдительной и не прилагаядля этого усилий. Поэтому национализм обычно требует власти, т.е. праваиспользовать насилие, с тем чтобы обеспечить сохранность и преемственностьнации. Лучше всего для этой цели подходит государственная власть. Властьгосударства, как мы видели, означает монополию на орудия насилия; толькогосударственная власть способна навязать единые правила поведения, принять иобнародовать законы, которым все должны повиноваться.

Таким образом, какгосударству нужен национализм для своей легитимации, так и национализмутребуется государство для большей жизнеспособности. Национальное государствоявляется продуктом этой взаимной потребности.Как только удается отождествить государство с нацией (представив его какорган самоуправления нации), так шансы национализма на успех резко возрастают.Национализму уже больше не надо полагаться лишь на убедительность ипоследовательность своих аргументов, на желание своих представителей принять их.Теперь в его распоряжении имеется другое, гораздо более действенное средство.Государственная власть означает возможность принудить к исключительномуиспользованию национального языка в государственных учреждениях, судах ипредставительных органах.

Кроме того, она означает возможность мобилизацииобщественных ресурсов для повышения конкурентоспособности избраннойнациональной культуры вообще и национальной литературы и искусства в частности.Наконец, она означает контроль над образованием, которое становится одновременнои свободным, и обязательным, так что никто не может быть исключен и не можетизбежать его влияния. Всеобщее образование позволяет всем проживающим натерритории государства усвоить ценности господствующей в государстве нации:сделать их патриотами “от рождения” и таким образом утвердить на практике то, чтопровозглашалось в теории, а именно — “естественность” национальности.Совокупное воздействие образования, вездесущего жесткого культурногодавления и предписываемых государством правил поведения сопутствуетформированию образа жизни, ассоциируемого с “национальной принадлежностью”.Эта духовная связь иногда проявляется в осознанном и четко выраженномэтноцентризме — убеждении, что моя собственная нация и все относящееся к нейправильно, нравственно одобряемо и прекрасно, своя нация представляется намноговыше любой другой, и тому, что хорошо для своей нации, должно отдаватьпредпочтение перед интересами кого бы то ни было другого.

Даже если такая явноэтноцентричная, групповая философия особенно и не превозносится, то все же фактостается фактом: вырастая в специфическом, культурно сформированном окружении,люди склонны там и только там чувствовать себя как дома, в безопасности. Условия,в чем-то не соответствующие привычным, обесценивают приобретенные навыки итем самым вызывают чувство неловкости, смутной озлобленности и дажевраждебности, направленной на “чужаков”, якобы виновных в этом замешательстве.Манеры чужаков расцениваются как свидетельство их отсталости или высокомерия,а сами чужаки воспринимаются как незваные гости. Хочется отделить их или убратьсовсем.Национализм вдохновляет, инициирует склонность к культурным крестовымпоходам с намерением изменить образ жизни чужаков, обратить их в свою веру,заставить их подчиниться культурному авторитету господствующей нации.

Цельтаких крестовых походов — ассимиляция. (Первоначально понятие “ассимиляция”было заимствовано из биологии; для того чтобы прокормить себя, живые организмыассимилируют элементы окружающей среды, т.е. преобразуют “инородные”вещества в клетки и ткани своих собственных организмов. Тем самым они делают их“схожими” (ассимилированными) с собой; то, что раньше было отличным,становитсяподобным.)Несомненно,всеразновидностинационализмаподразумевают ассимиляцию, поскольку нация, “естественное единство” которойдекларирует национализм, первоначально должна быть образована посредствомобъединения зачастую безразличного и разнородного населения вокруг мифа исимволов национального отличия. Попытки ассимиляции становятся наиболееочевидными, в них наиболее полно проявляются внутренние противоречия тогда,когда торжествующий национализм, достигший государственного господства надопределенной территорией, обнаруживает среди обитателей этой территории какиенибудь “чужеродные” группы.

Обычно эти группы либо сами заявляют о своемнациональном отличии, либо воспринимаются как отличные и национально чуждыетем населением, которое уже испытало на себе воздействие культурной унификации.В таких случаях ассимиляция часто представляется как миссия обращения, вомногом сходная с обращением язычников в истинную веру.Как это ни парадоксально, но попытки обращения имеют тенденцию квялости, нерешительности, словно опасаются чрезмерного успеха. Они несут на себепечатьвнутреннегопротиворечия,постоянноприсутствующеговнационалистическом мировоззрении. С одной стороны, национализм провозглашаетпревосходство своей нации, национальной культуры, национального характера.Поэтому считается, что привлекательность нации для окружающих ее народов — эточто-то само собой разумеющееся; в самом деле, желание и попытки другихприсоединиться к славе нации являются свидетельством и еще однимподтверждением провозглашенного превосходства нации.

Более того, в случаенационального государства это еще и мобилизует общественную поддержкугосударственной власти и подрывает все другие источники власти, противящиесянавязываемому государством единообразию. С другой стороны, приток в нациюиностранных элементов, особенно когда он облегчается политикой “распростертыхобъятий”, гостеприимством принимающей нации, вызывает сомнение в“естественности” национальной принадлежности и тем самым подтачивает самиосновы национального единства. Предполагается, что люди могут менять местопребывания по своей воле. Вчерашние “они” на глазах превращаются в “нас”. Этовыглядит так, будто национальность — всего лишь дело выбора, результат принятогорешения, которое, как и все решения, можно в принципе заменить и даже отменитьвовсе. Ассимиляция, если она действенна, четко выявляет сомнительный,произвольный характер нации и национальной принадлежности, т.е.

именно то, чтонационализм пытается скрыть.Тем самым ассимиляция взращивает озлобленность против тех самых людей,которых культурное завоевание стремилось привлечь и обратить в свою веру. Теперьуже они представляются угрозой порядку и безопасности: они совершили то, что,согласно теории, не должно было бы быть возможным; своими (человеческими)усилиями они добились того, что считалось за пределами человеческой власти иконтроля. Они показали, что якобы естественная граница на самом деле являетсяискусственной и, хуже того, пересекаемой. Поэтому-то и трудно согласиться с тем,что их ассимиляция, провозглашенная в качестве цели националистическойполитики, действительно была успешной и полной.

В глазах наиболееподозрительных якобы ассимилированные личности выглядят скорее как оборотни:двуличные, потенциальные предатели, которые лишь притворяются — то ли радиличной наживы или имея в голове еще более низменные цели — теми, кем они насамом деле не являются. И пусть это не покажется парадоксальным, но именно успехассимиляции подкрепляет мысль о том, что различия как были непреодолимыми, тактаковыми и останутся, что “настоящая ассимиляция” фактически невозможна и чтосоздание нации посредством культурного обращения — нежизнеспособный вариант.В таком случае национализм может отступить на более жесткую и менееуязвимую расистскую линию обороны. В отличие от нации раса воспринимаетсявполне очевидно и недвусмысленно как естественная вещь, однозначно находящаясяза пределами человеческого влияния и контроля. Понятием “раса” обозначаютсятакие различия между людьми, о которых нельзя предположить, что они созданычеловеком или что они могут быть предметом вмешательства и измененияпосредством человеческих усилий.

Зачастую понятию расы придается чистобиологический смысл (т.е. оно выражает идею о том, что индивидуальный характер,способности и наклонности тесно связаны с наблюдаемыми, внешнимихарактеристиками вроде формы и размера черепа либо других частей тела или раз инавсегда предопределены качеством генов). В любом случае это понятие относится кнаследственным качествам, передаваемым из поколения в поколение в процессечеловеческого воспроизводства. Столкнувшись с расой, образование должноотступить.

То, что определено природой, не суждено изменить никакомучеловеческому разумению. В отличие от нации раса не может быть ассимилирована;она может только “испортить” чистоту другой расы и понизить ее качество. Для тогочтобы предотвратить это бедствие, чуждые расы надо отделить, изолировать, а лучшевсего — убрать на безопасное расстояние, чтобы смешение стало невозможным, итем самым оградить собственную расу от “порчи”.Ассимиляция кажется прямо противоположной расизму, и тем не менее у нихесть общий источник — стремление воздвигнуть границы, присущеенационалистической тенденции.

И ассимиляция, и расизм представляют два полюсаэтого внутренне противоречивого источника. В зависимости от обстоятельств вкачестве средства достижения националистических целей может быть использованата или другая стратегия. В любой националистической кампании постоянноприсутствуют обе, ожидая своей очереди. Они, скорее, не исключают друг друга, авзаимно поддерживают и усиливают.Национализм черпает свои силы из той роли, которую он играет вустановлении и поддержании социального порядка, определяемого государственнойвластью. Он “конфискует” расплывчатую гетерофобию (т.е. неприятие всего иного, очем мы говорили в главе, посвященной феномену “чужака”) и мобилизует ее наслужбу государству и на поддержку дисциплины, подчиненной власти государстваТем самым он делает государственную власть более эффективной.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее