Л.М. Сабсович - Социалистические города, страница 12
Описание файла
Файл "Л.М. Сабсович - Социалистические города" внутри архива находится в папке "Л.М. Сабсович - Социалистические города". PDF-файл из архива "Л.М. Сабсович - Социалистические города", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
>п.).Конечно, в этом хозяйстве дети ие должны бытьпредосташенЫ только сами себе. Взрослые могут и должны принимать участие в этом хозяйстве детей, ноучастие это должно быть организованным, разумным»правильно поставленным, не дол!жно нарушать организованность, цельность и самостоятельность этого хозяйства. На Р'яду с работой в своем хозяйстве дети могут^конечно, принимать участие и в совместной работе совзрослыми в их общественно-полезной работе.
.Ноопять-таки, участие детей в производственной работевзрослых должно быть организованным^ разумным,,имеющим определенное целевое назначение, определенный смысл.Но дети до1ЛЖ1ны привыкать к самостоятельности итворчеству не только в области производства, в области хозяйства, но и в области организации жизни, в области быта.
Некоторые просвещенцы иронически говорят о «республике детей», противопоставляя этой «республике» участие детей в общественной жизни .взрослых. Между тем, эта ирония, это противопоставлениесовершенно неосновательны и неправильны. Несомненно, что дети должны иметь свое организованное общество, которым они сами управляют, дети должны научиться сознательно относиться к быту, должны учиться коллективными силами создавать разумно организованное общество. Напрасно думают, что такое общество будет «игрушечным».
Это совершенно неверно.Это будет настоящее общество*, хорошо и разумно организованное, нередко лучше, чем у взрослых. Создавая свое организованное общество, дети будут учитьсясоздавать общественную, коллективную жизнь и упра-79елять обществом и тогда их участие в общественнойжизни взрослых будет много разумнее и плодотворнее.Об этом участии детей в жизни 'взрослых оченьмного говорят, ко очень мало разумного 'предлагают.Можно е качестве примеров привести рэд бессмысленных предложений е этой области.
Так, один из «весьмапочтенных педагогов, считая целесообразным, чтобыдети браши и-за себя известные функции 1в обслуживаниибыта взрослых, предлагал, чтобы дети заботились о чистоте столовой, когда обедают взрослые, ставили бына столы цветы и т. п. Другой товарищ в целях установления тесной связи детей со взрослыми предлагал,чтобы дети обедали шесте со взрослыми, чтобы онимогли (принимать участие в их разговорах за стопоми т.
д.Сторонники того, чтобы дети жили в одних жилъихдомах со взрослыми, стоят за то, чтобы дети могли бегать по помещению взрослых, «вносить туда жизнь»,и т. д. Другие считают необходимым, чтобы родители,когда они захотят, могли бы всегда .пойти к детям,могли бы с .ними дабеоедоеать и проч.Все это — мещанская маниловщина, отрыжка старого быта, не имеющая никакого смысла и не имеющаяничего общего с разумной, целесообразной постановкой воспитания детей. Дети дол>жеы принимать участиев общественной жизни взрослых, но это участие должно быть организованным, разумным-, должно (преследовать определенную, осмысленную цель. Конечно, вопрос этот не такой (простой, но бессмысленные предложения, вроде цриееденных выше1, могут скорее окомпрометирошать идею необходимости общ;анш взрослыхсдетыми,чем внедрить ее в сознание.
Этот вопрос нужно тщательно проработать, и если уж искать (в настоящем 'примеры 'разумного общения детей со взрослыми,а©то их нужно иокатъ не в домашней обстановке, а вработе пионерских отрядов.Отсюда (вытекает и та организация жизни детей,которую мы должны осуществить в 'Социалистическомгороде. Сторонники сохранения нынешней семьи, сохранения (непосредственной связи между родителями идетыми пугают нас разговорами о старых «интернатах», «закрытых» учебных заведениях, «тепличном воспитании детей», «цветочках под стеклянным колпаком»и т.
д. Во всех этих разговорах проявляется лишь непонимание условий социалистической жизни, неумениеотделаться от (Представлений прошлого, а нередко совершенно неправильно воспринятые уроки (собственных«грехов молодости». Многие юркомпросошцы, в первыегоды (после Октябрьской революции создававшие домаребенка, детские дома и т. п., совершенно негодные ивредные,—как вследствие объективных неблагоприятных обстоятельств, так и вследствие своего собственного (неумения, «обжегшись на своем молоке, дуют теперь на чужую воду». С понятием «дом ребенка», «детский городок», «школьный городок» они непременносвязывают ту бессмыслицу, которую они сами в своевремя делали.
Таким людям следовало бы переживатьсвой «катцен-яммер» втихомолку, а ее выносить его наобщественное обсуждение, ибо это обнаруживает только то, что, как прежде они не могли понять того, чтоможно, и того, что нужно делать, так и теперь они немогут "понять и не могут осуществить тех задач, которые в настоящее время выдвигает жизнь.Из этого непойимания вытекает и стремление вочто бы то ии стало (или -поместить детей © одном домесо 'взрослыми, или максимально «приблизить», жительство детей ко взрослым. Эти люди, не сумевшие и неумеющие правильно решить проблему связи взрослых идетей, совершенно нелепо подменяют общественную,6Соц.
города.31умственную и нравственную связь территориальнойсвязью, территориальной близостью, думая что этахчфриториальная близость шма разрешит «вое вопросы. В этом сказывается тот ж|е оппортунизм, тоже неверие и собственная отсталость, котирую этилюда стараются Завязать ра!боч!е1М1у к'лаооу и преждевсего —• работницам. Между там^ это является несомненным ооклапом на рабочий юодюс, на работници крестьянок. Действительная жизнь помазывает какраз 'обратное. В (последнее время московские работницы на раде фабрик требовали превращениядневных яслей и детских садов также в ночные, с темчтобы дети в них были поставлены в надлежащие условия и чтобы сами работницы ;МОШЙ принимать участие (в общественной работе.
Не менее интересно, чтотакое же отношение к этому вопросу высказывают икрастьянминколхозницъи: они требуют немедленной организации обобществления приготовления нищи м общественного воспитания детей, вида © этом оавюбождеМие от тяжелого и бессмысленного домашнего труда иухода 'за детыми, которым они не могут ничего дать, ивозможность заниматься (производительным трудом ипринимать участие в общественной Ж1изни.Детей нужно поставить в наилучшие условия с точюи зрения их (воспитания и установить между детьми ивзрослыми такую связь, которая будет разумной и рациональной и для детей и для взрослых. «Интеллигентские» разговоры о необходимости возможно большейтерриториальной близости детей ж шрослым для того,чтобы взрослые могли вообще «наблюдать» за детьми—совершенно нелепы.
Если «суметь -правильно «подойти »кразрешению вопроса об организации воспитания детей,то детей можно поместить, «если это необходимо, и нарасстоянии нескольких (километров от жилья взрослых.Бели же не уметь подойти правильно к проблеме раци-82огалвдого воспитания* тоща и Тфриториашиая близость ни с какой стороны н!е (поможет.Прудаьих детей нужно (помещать в специальные здания (и домах ребенка или в домах ребенка и матери),которые должны быть рашоложены в нетосредсТвеннойбЛИЗОСТИ ОТ ЖИЛЫХ ДОМОВ И (ДОЛЖНЫ ЮОерИШТЪСЯ С НИМИтеплыми переходами. Можно с удовлетворением отметить тот факт, что в последнее время представителиОхмашмлайа, выступавшие раньше резкими противникаши таких домов и противопоставлявшие им дакук>'«фра|нцузакую систему» (отдача за плату грудных детей на воспитание отдельным семьям!, (Преимущественнокрестьянским), спаши высказываться уже за организацию таких домов ребенка.Дети дошкольного вдзраста), от 3-4 до 6 лет включительно, должны помещаться в детских (садах, такжеимеющих свое небольшое элементарное хозяйство.
Вэтих детских садах дети должны учиться, отдыхать,играть и приобретать первые трудовые навыки. (В нихонидолжныи ночевать. При каждом жилом комбинате,,с числом (населения в 2-3 тыс. человек, должно быть4-5 таких детских садов, — каждый числом), примерно,,та 60 детей. Совокупность этих детских садов' при каждом жилом комбинате и составит то, что я (называюдетским городком. В социалистическом породе такихдетских городков будет несколько. Так как взрослоенаселение будет принимать активнее коллективное участие в воспитании детей, то эти городки целесообразно*располагать чравнительно недалеко от жилых домов;взрослых.Воспитание детей школьного свозраста должно бытьнеразрывно связано с разнообразными производственными процессами в специально организованном их хозяйстве.
В этом хозяйстве дети должны проводитьпреобладающую часть своего времени в физическом ш6*83умствшнюм труде, в отдыхе, развлечениях и ороч, издесь же они должны жить. Это и будет то, что называется школьными городками. >В каждом социалистическом городе таких школьных городков может'быть несколько, так как количество детей в каждомтаком городке должно быть сравнительно ограничено.Но «именно школьные городки .мы должны строить в социалистических городах и; должны располагать их втех местах, где это в каждом отдельном случае окажется наиболее целесообразным. Следует располагатьих по ©озмо;жности недалеко от территории жильявзрослых, но территориальная близость этих городковк жилым домам взрослых решающего значения иметьне может.Воспитание и образование подростков (с 17, можетбыть, ш с 16 лет) должно быть непосредственно связанос их производственной работой ;на фабрично-заводскихили сельскохозяйственных предприятиях, которые одновременно должны быть и техническими высшимиучебным заведениями, Подростки, уже целиком входящие в общественную жизнь взрослых, должны жить сними в одних и тех же домах-коммунах.
Некоторыесчитают, что (подростки, уже начиная с 14-15 лет, должны жить вместе со взрослыми, аргументируя это тем,что с наступлением половой зрелости детям целесообразнее жить в отдельных комнатах. Этот аргументвесьма шмвдиггелъного свойства и в нем, опять-таки.,.сказывается отрьшка прошлого и недостаточное тшнимаме социалистической организации жизни. Правильное соображение, что дети этого возраста должныиметь больше .общения со взрослыми, приводит к совершенно неправильному выводу о необходимости территфришгашй близости их жилья. Это вовсе не обязательно. Естественно, что дети этого возраста должны при*щштъ в общественной жизни взрослых более активное84участие, чем дети более раннего ©озр&ста, и имек&отак этот вопрос нужно ставить и его разрешать.Из ©саго оказанного яшо>, что задача социшяистмчеюкой реконструкции быта требует коренного изменения постановки воспитания детей.