Ответы к экзамену, страница 44
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 44 страницы из PDF
Включаясь в жизнь личности, социальная рольиндивидуальзируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном.Социальная роль предопределяет набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужноследовать в своем поведении. Эти ценности и идеалы выполняют в поведении личности побудительнуюфункцию, функцию «мотивов-стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижениезадаваемого ролью набора ценностей.Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:- ролевого ожидания- ролевого исполнения.Между ними никогда не бывает полного совпадения.Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждаяроль описывается 5 основными характеристиками:- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;- мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.91Фромм: «роль для всех»Формируется посредством адаптивного поведения личности.
Приспосабливаясь, человек развивает всебе черты, которые заставляют его действовать в соответствии с нормами – таким образом социальныйхарактер направляет действие человека для решения объективных задач.Социальные роли часто опосредуется символикой, например, одеждой.Ролевой фетишизм – социальные роли начинают казаться врожденными.В ролевом обществе изменяется функция коммуникатора: вместо человека, группы людей – «ролевоенаименование», абстрактная социальная роль, институт. Схема: «коммуникатор – сообщение –реципиент» превращается в схему «ролевое наименование – текст – реципиент».Текст всегда деиндивидуализирован, безличен, ориентирован на представление о нормах, идеалах,которые выступают для личности как только знаемые, а не реально действующие мотивы.Социальная группа - совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии,деятельности и т.п.Люди живут в группе в состоянии постоянной взаимозависимости.
Члены одной группы имеют общиенормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют вомногих группах. Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствоватьнормам группы. Различают:- постоянные, временные и случайные группы;- свободные и обязательные группы;- формальные и неформальные рабочие группы.Феномен конформности: группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы(конформист), либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению итогда ее характеризуют как нонконформиста.Социальный статус - положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемоепо ряду экономических, профессиональных, этнических и др.
специфических для данной системыпризнаков (пол, образование, профессия, доход и др.).Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными,природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.Человек может иметь несколько социальных статусов.
Различают предписанные и приобретенные, атакже естественные и профессионально-должностные статусы личности.Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, речи), так и во внутреннейпозиции (в установках , ценностях , ориентациях).Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанныйобществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническимпроисхождением, местом рождения, семьёй.
Приобретённый (достигнутый) статус определяетсяусилиями самого человека (например, писатель).Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статусличности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчиныполо-возрастные). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, чаще всегоявляющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое ипроизводственное положение.9225.
Положение об общественных функциях - ролях и их месте вструктуре личности. Ролевые теории личности и их критика.Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальнойпозицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяетсявыполняемой человеком функцией в системе социальных отношений.Социальная роль предопределяет набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужноследовать в своем поведении. Эти ценности и идеалы выполняют в поведении личности побудительнуюфункцию, функцию «мотивов-стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижениезадаваемого ролью набора ценностей.Функционально социальная роль - это единица передачи социально-типического опыта,обеспечивающая адаптацию личности в обществе.Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуальзируется, воплощается в поведенииличности как общее в единичном.Ролевые теории личностиРолевые теории личности объединяет понимание личности как функции от той совокупностисоциальных ролей, которое человек выполняет в обществе.Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж.
Мидом и Р.Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения:Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: 'социальный статус ' и ' социальная роль ' (см. вопрос 24)Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждаяроль описывается 5 основными характеристиками:- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;- мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.Дж. Мид – Символический интеркционизмВзаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в ходе которого егоучастники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Для осмысленияпоступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо "принять рольдругого". Такое взаимодействие осуществляется с помощью символов, которым придаетсяопределенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответнаяреакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому,что люди придают одинаковое значение данному символу.
Когда кто-то хмурится, мы понимаем, чточеловек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мыспособны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам.Важнейшим из символов, по Дж. Миду, является язык. Язык как форма общения обладаетзначительными преимуществами: в словах формируются общие понятия, оказывающие одинаковоевоздействие на различных индивидов.93Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальныхвзаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, "обобщенного Другого" - этапы превращенияорганизма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих - "I" и "me".
"I" элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, "mе" - интернализованная точказрениягруппы.Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика - способность становиться объектом длясамого себя, причем внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство исвоеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич.содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует.Социальная жизнь, по мнению авторов теории, есть непрерывный процесс, приспособления, взаимнойподгонки участниками своего поведения к поведению других.Будучи сторонником бихевиоризма, Мид рассматривает взаимодействия людей через призму стимулов,однако по Миду, стимул – лишь возможность действия, а не автоматический бездумный ответ. Важнуюроль играет сознание и прошлый опыт.
Единица анализа – социальное действие. Откладывание реакции– интеллектуализация социального действия. Символы могут быть значимыми и незначимыми.Значимые символы присущи только человеку. Люди обретают человеческую природу благодаряосмысленной коммуникации.В процессе принятия роль люди развивают «самость» - способность людей представлять себя вкачестве объектов собственной мысли. Самость = внутренний стержень личности + совокупностьусвоенных человеком социальных установок.Механизм развития самости:1ая стадия – play stage – ребенок в процессе игры примеряет на себя чужие роли2ая стадия – game stage – соревновательная стадия: умение оценивать себя глазами другихЧарлз Кули – концепция зеркального я (looking-glass self)В теории решающая роль в социализации индивида отводится так называемым первичным группам:семье, детским коллективам,соседской общине и др., которые характеризуются неформальными,интимными и доверительными межличностными отношениями.