Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 79
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 79 страницы из PDF
Баумана, постмодернизм — рефлексивное состояние ментально359сти, осознающей постмодерн, и, соответственно, социологиирефлексируют относительно новых реалий1.Постмодернистской социологической теории необходимо анализировать социум разной динамической сложности, находящийся в разных темпомирах, подверженныйпарадоксальным разрывам и синтезам, имеющий тенденциюк дисперсии, да еще рефлексировать по поводу самых разных амбивалентностей: глобализации и локализации, инноваций и процессов структурно-функционального «старения»социума, появления десоциализированного социума и новыхсоциальных идентификаций; возникновения новых типоврациональностей и иррациональностей.Кроме того, сам социологический постмодернизм становится фактором рефлексивности социума — через общественный дискурс он может задавать ту или иную динамикусвоего развития.
Не исключено, что в будущем он сможетактивнее влиять и на качественные параметры социума.Среди всех новых многочисленных факторов, оказывающих влияние на характер социологического постмодернистского теоретизирования, выделим следующие, как наиболеезначимые.Во-первых, в отличие от классических и модернистскихсоциологических теорий, нацеленных на выявление истины,на представление целостного знания о сущностных связейопределенной области действительности, теории постмодерна по духу релятивистские. Они открыты не только длярациональных, но и для иррациональных понятий. Их главнаяцель — найти не исчерпывающие ответы, а выявить характерные тенденции современного общественного развития.Во-вторых, необычайно возросла роль коллективныхсоциологических акторов в легитимации конкретных теорийи концепций.
Материалы мировых и европейских социологических форумов свидетельствуют, что между коллективнымисоциологическими акторами идет борьба за доминирование1 Кравченко, С. А. Социологический постмодернизм: теоретическиеисточники, концепции, словарь терминов. М.: МГИМО-Университет, 2010;Кравченко, С. А. Социологическая теория: дискурс будущего // Социс.2007.
№ 3; Постмодернизм. Энциклопедия. Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001; Ильин, И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия.Эволюция научного мифа. М., 1998; Козловский, П. Культура постмодерна.М., 1997; Панарин, А. С. Русская культура перед вызовом постмодернизма.М. : ИФ РАН, 2005; Ritzer, G. Postmodern Social Theory. The McGraw-HillCompanies, 1997.360типа социологического теоретизирования и мышления,на что влияют национальные культуры, развитость и институализация социологического знания в конкретной стране,особенности национальных социологических полей.В начале XXI в. доминирование американской и европейской культур социологического теоретизированияи мышления, несомненно, сохраняется, но процесс интернационализации социологии все рельефнее обретает полицентричность.
Это находит выражение в появлении интересныхнезападных социологических парадигм постмодернистскоготолка, основывающихся на иной культуре социологическогомышления, представляющих иные подходы к интерпретациичеловека и обществ, их социального здоровья и благополучия, к трактовкам течения социального времени, появленияновых форм религиозности и секуляризации.
Незападныйпостмодернизм не приемлет евроцентризм, отстаивает идеюмножества типов как модернов, так и постмодернов, исходяиз дисхроноза природной и социальной эволюции.Один из первых начал разработку теории сложногомодерна и альтернативных модернизаций Ш. Н. Эйзенштадт, занимавшийся кросскультурным анализом различных обществ, которая включала критику евроцентризмаи обоснование незападных типов обществ.
В этом же ключепроводили исследования А. Абдель-Малек, выдвинувшийтеорию альтернативного общественного развития, Ф. Бродель, обосновавший множественность сущностей социального времени, и другие.При этом, то, какие теоретические подходы начинаютциркулировать, обретая авторитет, определяется не толькоих валидностью. Полагаем, прав П. Бурдье, утверждая, что«научная истина подвержена тем же законам распространения, что идеология. Научное суждение — это как папскаябулла о регулировании деторождения, которая обращаетв веру только уже обращенных»1.Сказанное особенно справедливо для социологическогопостмодернизма: популярность и легитимность теориив социологическом поле в значительной степени определяется инициативой самоорганизации конкретных националь1 Бурдье, П. Общественное мнение не существует // Бурдье, П.
Социальное пространство: поля и практики. М. : Институт экспериментальнойсоциологии; СПб.: Алетейя, 2007. С. 281.361ных социологических ассоциаций, обеспечивающих презентацию и публикацию научных трудов своих представителей.В-третьих, на характер социологического теоретизирования всегда оказывал влияние фактор стрелы времени. Полагаем, наиболее рельефно он проявляется в социологическомпостмодернизме, который изучает нелинейную социокультурную динамику, процессы самоорганизации социума, обеспечивающие возникновение порядка из хаоса1, превращениепарадоксальных синтезов и разрывов, стихийного развитияв направляемое2.Это также теории, исследующие процессы десоциализации социума. Сюда же относятся теории, интерпретирующиепроцессы виртуализации социума, возникновения симулякров, нового мифотворчества3.Принципиально новый импульс развития получают теории рефлексивности и рискогенности социума.
Для социологического постмодернизма характерно увеличивающееся многообразие теоретизирования, но все теории, так или иначе,отражают усложняющуюся социокультурную динамику,в которой значительное место занимают процессы нелинейного развития социума.В-четвертых, на характер постмодернистского теоретизирования влияет тот факт, что человечество вступило в сложное сетевое общество4.Нелинейные связи сложности исследуются в работах академика В. С. Степина.Если в малых системах, по его мнению, достаточно полагать, что целое может быть описано свойствами частей и ихвзаимодействиями, то в сложных саморегулирующихсясистемах появляется качество, не сводимое к свойствамчастей.
Если же эти сложные открытые системы начинаютобмениваться веществом, энергией и информацией с окружающей средой, то появляются новые управляющие параметры, обеспечивающие переход от одного качества к другому5.1 Стратегия динамичного развития России: единство самоорганизациии управления. Материалы Первой международной научно-практическойконференции.
М. : Проспект, 2004.2 Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М. : Аграф, 1998.3 Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака. М. : Библион–Русская книга, 2003.4 Кравченко, С. А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теории сложности. М. : МГИМО-Университет, 2012.5 Степин. В. С. О философских основаниях синергетики // Синергетика: Будущее мира и России. М. : Издательство ЛКИ, 2008. С.
20—21.362В сетевом обществе, пишет И. Пригожин, «информационные технологии создают связи, порождающие многие нелинейности и вызывающие множество новых возможностейв форме бифуркаций»1.Благодаря сетевым связям ученых-социологов характерные бифуркации в социологической теории возникли практические в один и тот же исторический период, буквальноза последние пятнадцать-двадцать лет. На разных континентах и в разных странах появились хотя и весьма разныеформы теоретизирования, но по использованию принципиально новой методологии их можно объединить в однуобщую нелинейную метапарадигму постмодерна.В-пятых, теории постмодерна, по мнению ряда ученых(Дж.
Ритцер и др.), не являются собственно социологическими, а социальными2, будучи междисциплинарными. Главный аргумент тому: они вбирают достижения целого рядадисциплин — антропологии, математики, социальной синергетики, лингвистики, особенно семиотики, включающейв себя не только язык, но и другие знаковые и символические системы, и т.д.Во многих постмодернистских подходах практическиотсутствуют строгие границы между реальностью и виртуальной реальностью, предметами и их образами, междунаукой и фантастикой, детерминизмом и индетерминизмом.Некоторые представители постмодерна даже не считаютсебя социологами. Однако независимо от их собственныхмнений влияние теорий постмодерна на современную социологическую мысль, социологический постмодернизм является, по нашему мнению, очевидным.Данные теории отвечают основным критериям научнойсоциологической теории — имеют дело с социально значимыми проблемами, признаются и широко применяются представителями социальных наук, выдерживают определенноеиспытание временем.Постмодернистская методологияОтметим некоторые наиболее характерные чертыметодологии метапарадигмы постмодерна, отличающие ееот инструментария всех других метапарадигм.12Пригожин, И.
Р. Сетевое общество // Социс. 2008. № 1. С. 25—26.Ritzer, G. Postmodern Social Theory. McGraw-Hill Companies, 1997.363Во-первых, интегральное использование каналов познаниядругих социальных и гуманитарных наук, а также наук естественных, у которых заимствуются и отдельные термины,и даже концепции, которые в дальнейшем наполняются собственно социологическим содержанием. Социологическийпостмодернизм востребовал теоретико-методологическийинструментарий других наук не случайно — необходимоисследовать усложняющийся самоорганизующийся социум.Во-вторых, логоцентризм, детерминизм, рационализми другие категории из социологической классики постепенно вытесняются новыми категориями, имеющими отношение к релятивизму, самоорганизации, виртуальной реальности, т.е.