Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 5
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Многие социологипродолжили исследования в этом направлении.Организованный скептицизм — сомнение социологовв основаниях власти, принятых процедурах исследованияи сферы «сакрального» вообще1.Эффект Матфея — работы, опубликованные признанными учеными, имеют бóльшую общественную признательность, чем работы других исследователей.Муштрированное изыскание — интеллектуальная ответственность за введение в научный оборот новой интереснойидеи, что предполагает предварительную систематическуюи глубокую проработку.Муштрированный эклектицизм — открытость, полипарадигмальный подход к анализу социальных реалий.Космополитический лидер — авторитетный член группы,занимающий позицию доминирования в силу своих знанийи связей с внешним социальным контекстом.Локальный лидер — авторитетный член группы, занимающий позицию доминирования в силу знаний спецификипроблем локальной общности.Самоисполняющееся пророчество — предрасположенностьиндивидов к материализации предсказаний и божественных1 Мертон, Р.
Наука и социальный порядок // Личность. Культура.Общество. 2000. Т. II. Вып. 2. С. 165—166.17откровений. Опираясь на это понятие Р. Мертону по-своемуинтерпретирует теорему У. Томаса: «изначально ложноеопределение ситуации порождает новое поведение, представляющее первичное ложное суждение правдивым. Этоувековечивает царствование ошибки»1.Стратегия функционального анализаР.
Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа, которая гласит: «Точно так же как однои то же явление может иметь многочисленные функции, таки одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»2.Из неё прежде всего следует:— может существовать ряд структур, которые способнывыполнять ту или иную функцию;— социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив или функциональных заменителей;— необходимо учесть требование спецификации той социальной единицы (системы или её части), которая обслуживается конкретной социальной функцией.Для раскрытия смысла стратегии функционального анализа Р.
Мертону потребовалось ввести ряд понятий. Социолог, в частности, различает понятия «функции», «дисфункции» и «нефункциональность».«Функции — это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению даннойсистемы.Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которыеуменьшают приспособление или адаптацию системы»3. Дисфункция указывает на наличие напряжения на структурномуровне.Нефункциональность — это наблюдаемые эмпирическите последствия, которые безразличны для рассматриваемойсистемы4.Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность»5, обозначающее, что некая форма, способная1 Sztompka, P.
Robert K. Merton // The Blackwell Companion to MajorSocial Theorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.2 Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 396.3 Там же. С. 414.4 Там же.
С. 414.5 Merton, R. K. Sociological Ambivalence and Other Essays. N.Y. : FreePress, 1976.18выполнять позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе. Например, синдромуспеха может благотворно влиять на экономическое положение семьи. Однако в то же время, будучи абсолютизированным, может своими последствиями привести к разрушениюсемейной структуры как таковой. Иными словами, предложен метод социологического анализа сосуществующих контрастных функций одной и той же социальной формы.При исследовании тех или иных реалий социолог сталкивается со случаями, когда субъективные цели совпадаютс объективными последствиями и когда они расходятся.
Дляучета данного разграничения Р. Мертон предложил ввестипонятия «явные функции» и «латентные функции».«Явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособлениесистемы и которые входили и осознавались участникамисистемы.Латентные функции, соответственно, те объективныепоследствия, которые не входили в намерения и не былиосознаны»1.Что дает социологу подобное разграничение функций?Оно позволяет понять стандарты социального поведения,которые на первый взгляд кажутся иррациональными.Р. Мертон, в частности, приводит в качестве примерацеремониал по вызыванию дождя, распространенный срединекоторых народов.
Для большинства современных наблюдателей — это просто предрассудок. Однако социолог на этомне может остановиться. Для него важно понять истиннуюроль этого церемониала в жизни людей. Вот здесь-то понятие латентной функции употребляется для объяснения того,что церемониал по вызыванию дождя может выполнять дляучаствующих в этом процессе людей функцию, совершенноотличную от её явной цели.Данное понятие может направить социологическое воображения исследователя на иной срез анализа — в частности,выполняет ли этот церемониал функцию укрепления групповой солидарности.
Социолог пишет: «Путем систематического применения понятия латентной функции иногдаможно обнаружить, что явно иррациональное поведениеявляется положительно функциональным для группы»2.1 Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 414.2 Там же. С.
429.19Р. Мертон прямо указывает на то, что специфическийинтеллектуальный вклад социолога в исследование социальных реалий состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий, к которым относятся латентные функции.Это принципиально отличает познавательные возможностисоциологии от того, что может здравый смысл.Обнаружение латентных функций способствует увеличению социологического знания. Каковы, например, былилатентные функции показательных публичных процессовнад «врагами народа» в советское время?Явные функции очевидны: покарать «отступников, чужаков», вызвать всеобщий страх перед возможностью любогонесанкционированного поведения. Что же касается латентных функций, то можно предположить следующее: эти акцииспособствовали групповому сплочению индивидов, участвовавших в них.
Утверждению лояльностей по отношениюк партийно-государственным структурам, общих, разделяемых большинством населения, моральных ценностей коллективистского толка. Отчуждению индивидуальных правв пользу коллективов; развитию индивидуальной социальнойпассивности вообще и т.д.Одиннадцать заповедей функционализмаМертоновская парадигма функционального анализа,была в концентрированной форме изложена самим авторомв виде одиннадцати положений, получивших название одиннадцати заповедей функционализма.Итак, первая заповедь. Объектом анализа является «стандартизированное (т.е. типизированное, повторяющееся)явление, такое, как социальные роли, институциональныетипы, социальные процессы, культурные стандарты…»1 и т.д.Вторая заповедь.
Функциональный анализ может бытьнаправлен на мотивы деятельности индивидов.Третья заповедь. Объективные последствия составляютглавное содержание функции или дисфункции. При этомисследователям необходимо учитывать, как множественность последствий, так и чистый балансовый итог совокупности последствий. Соответственно, осуществлять разграничение объективных функций и субъективных мотивов,выявляя явные и латентные функции.1 Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологи-ческая мысль. Тексты.
М. : МГУ, 1994. С. 413.20Четвертая заповедь. Необходимо четко представлятьсоциальную единицу, обслуживаемую функцией. То, что является функциональным для одних индивидов и подгрупп,может быть дисфункциональным для других. Иными словами, нужно видеть специфику функций у конкретных социальных единиц — индивидов с разным статусом, разных подгрупп, больших социальных и культурных систем.Пятая заповедь.
Анализ предполагает выявление функциональных требований рассматриваемой системы, а такжетипов функциональных требований (всеобщих versus специфических).Шестая заповедь. Функциональный анализ предполагаетвыявление механизмов, через которые выполняются функции. Речь идет о социальных (не психологических) механизмах, к которым относятся: разделение по социальным ролям,иерархическое расположение ценностей, разделение труда,ритуалы и церемонии и т.д.Седьмая заповедь. Следует иметь в виду возможностьфункциональных альтернатив или эквивалентов. Это ставит перед исследователем проблему «определения диапазона изменчивости явлений, оставаясь в котором, они могутвыполнять определенную функцию»1.Восьмая заповедь. Функциональный анализ предусматривает учет фактора структурного контекста (или ограничивающего влияния структуры).
Взаимозависимость элементов социальной структуры неизбежно минимизируетчисло функциональных альтернатив. Игнорирование этогопринципа ведет к утопическому мышлению, к представлению о том, что «определенные элементы социальной структуры могут быть устранены, не повлияв при этом на всюсистему»2.Р. Мертон замечает, что взаимозависимость структурпризнается и К. Марксом (выходит, советские реформаторы,произвольно манипулируя структурами и функциями, проводили политику отнюдь не по-марксистски).Девятая заповедь.
Функциональный анализ, не отрицаяв принципе значимости исследования статических аспектовсоциальной системы, особый акцент делает на изучение еёдинамики. Этому, прежде всего, способствует изучению дис1 Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 416.2 Там же. С. 416.21функции, как фактора накопления напряженности и деформаций, что непосредственно ведет к социальным изменениям.Десятая заповедь. Особое внимание следует уделять проблеме достоверности исследования, что требует разработкистрогих методик анализа, приближающихся к логике экспериментального исследования.
Соответственно, учитыватьвозможности и слабые стороны кросскультурного и кроссгруппового анализа.Одиннадцатая заповедь. Функциональный анализ в принципе не связан с определенной идеологией. Тем не менее,отдельные работы, выполненные социологами-функционалистами могут иметь идеологическую окраску, что обусловлено мировоззренческой ориентацией исследователя илифактором клиента, финансирующего данное исследование.Поэтому нужно иметь в виду влияние идеологического фактора на окончательные результаты выполненной работы1.Социология великих открытийНа протяжении всей жизни социологическое воображение Р.