Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 19
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 19 страницы из PDF
Дюркгейм, М. Вебер и Т. Парсонс.Соответственно, они рассматривали социальный порядокв контексте социальной солидарности.80Как считает Г. Гарфинкель, социальный порядок можеттакже конструироваться изнутри. Это не означает простогосубъективного толкование людьми тех или иных событий.Скорее это предполагает, что социальный порядок естьпродукт собственной спонтанной активности индивидов,который получается именно таким, каким его создают самиучастники социального взаимодействия в повседневнойжизни, разумеется, с учетом ранее обретенных правил и знаний, полученных от их культурной группы.Иными словами, локальное производство социальногопорядка людьми, обладающими собственной, по мнениюГ.
Гарфинкеля, «практической рациональностью», — ключевой постулат этнометодологии, понимаемый как правилаи знания, обретенные людьми от их первичных групп, позволяющие им осуществлять локальное производство социального порядка.По мнению Г. Гарфинкеля, социальная структура воздействует на сознание индивида через «фоновые ожидания», подкоторыми имеются в виду социально одобряемые установкина те или иные действия, которые могут не осознаватьсяи не подвергаться рефлексии самими деятелями.Фоновые ожидания представляют собой своеобразнуюсоциально-культурную квинтэссенцию социальных взаимодействий. Они «видимы, но не замечаемы», не осознаваемыучастниками взаимодействия, да и другими членами общества.
Однако фоновые ожидания не пассивно воспринимаются: индивиды придают им личностный, практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существеннодеформируют.Иными словами, фоновые ожидания задают индивидамнаправление социального взаимодействия, характер коммуникации, оставляя при этом возможность для собственной творческой активности. Тем самым рядовой индивид,не осознавая того, в своей повседневной деятельности становится субъектом социального взаимодействия и творцомсоциальной реальности. Разумеется, люди в своих социальных действиях всегда культурно ограничены конкретными «фоновыми ожиданиями», что в итоге сказываетсяи на характере их социальных действий, и самой социальнойреальности.Фоновые ожидания, как считает Г. Гарфинкель, являютсяфундаментальными латентными структурами обществен81ной жизни, которые могут изучаться практически толькос помощью предложенных им методов этносоциологии.По мнению социолога, социальная жизнь представляетсяупорядоченной в определенном виде только потому, чточлены общества активно заняты приданием смысла всемутому, что происходит в процессе интеракций.
Задача жеэтнометодологии заключается в том, чтобы показать механизм человеческой активности в контексте конструирования постоянно меняющейся социальной действительности,выходя в итоге на изучение фоновых ожиданий.Документальный методГ. Гарфинкель исходит из того, что члены обществав повседневной жизни пользуются так называемым «документальным методом», которому социолог придает свой,своеобразный смысл.Он состоит из выборки определенных аспектов бесконечного множества характеристик, содержащихся в любойситуации или контексте, определении их особым образом,а затем рассмотрении их как свидетельства наличия тогоили иного общественного образца, его параметров. Инымисловами, документальный метод предполагает часть образцакакого-либо объекта или явления (например, аплодисментыили свист аудитории во время выступления артиста, илиособый язык тела самого артиста) представить, как «документ», позволяющий дать определенную интерпретациюявлению (выступлению).Социолог утверждает, что в повседневной жизни людипостоянно соотносят части образца для описания ситуациив целом, а также для осмысления социальной реальности.Так, обрывистая речь человека, звонящего в «Службуспасения», как правило, бывает правильно понята и интерпретирована профессионалами, работающими в этой службе.Или рассмотрим процесс ухаживания, предполагающийвесьма сложное взаимодействие людей с учетом спецификигендерных ролей.
Естественно, что в каждой культуре онбудет отличаться общими «фоновыми ожиданиями», представляющими собой латантные структуры социальнойжизни конкретного общества. И все же в ухаживании будетсобственная творческая активность — своеобразные вербальные и невербальные проявления, подчас неосознаваемые влюбленными, которые явятся своего рода «докумен82тами», свидетельствующими, насколько «нормальными»видятся гендерные роли партнера с позиции практическойрациональности каждого из участников взаимодействия.Эксперименты по разрушению повседневныхвзаимодействий как метод изучения фоновых ожиданийДля демонстрации сути одного из важнейших методовэтнометодологии по изучению фоновых ожиданий Г.
Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленныхна сознательное разрушение нормального хода социальныхвзаимодействий. Среди социологов эти эксперименты получили название «гарфинкелинги».Их смысл состоял в следующем. Исходным условием эксперимента было то, что субъекты и объекты исследованиябыли взаимосопряжены. По мнению социолога, это принципиально важно, ибо коммуникация между людьми обязательно предполагают передачу латентных смыслов, которые,будучи видимыми, но не замечаемыми и не осознаваемыми,могут быть весьма значимы.
Причем их можно выявитьтолько в ходе нарушений фоновых ожиданий.Итак, один из экспериментов состоял в следующем.Студенты университета психиатрического отделениябыли приглашены принять участие в том, что им былопредставлено, как новая форма психотерапии. Их попросили в концентрированной форме изложить свою личнуюпроблему, для решения которой они нуждались в совете,а затем задать психотерапевту ряд вопросов. Специалистнаходился в соседней комнате, так что участники эксперимента не могли видеть друг друга, а сама коммуникацияосуществлялась через переговорное устройство.
При этомна вопросы студентов психотерапевт мог давать только односложные ответы — или «да», или «нет». Студенты не знали,что человек, отвечающий на их вопросы, не был никакимпсихотерапевтом, а ответы «да» или «нет» были заранее предопределены в соответствии с таблицей случайных чисел,которые зачитывались ассистентом Г. Гарфинкеля.Несмотря на то, что ответы были произвольны и не имелиникакого отношения к содержанию вопросов, студенты, ориентируясь на определенные фоновые ожидания, найдя ихполезными и осмысленными.
Почти каждый студент в итогезаявил, что он разобрался в своей проблеме и знает, какпоступать в будущем.83Данный эксперимент позволяет пролить свет на методы,которыми пользовались студенты при конструированиисоциальной реальности.Г. Гарфинкель пришел к заключению, что студенты наделяли смыслом ответы, которые сами по себе были бессмысленны.
Когда же ответы казались противоречивыми или удивительными, студенты полагали, что психотерапевт не былдетально осведомлен обо всех фактах их конкретного проблемного случая. Фактически, не осознавая того, студентына основе своей практической рациональности конструировали осмысленную социальную реальность.Этот эксперимент свидетельствует, что фоновые ожидания могут быть выявлены с помощью «индексации» — центральной категории, используемой Г. Гарфинкелем и другими этнометодологами. Индексация означает, что смысллюбого явления или социального взаимодействия вытекаетиз его контекста, он является «индексированным» в конкретной ситуации.По существу любые интерпретации или объяснения членов общества в их повседневной жизни всегда осуществляются со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации.
Так, студенты осмысливали ответы «психотерапевта»,исходя из конкретной ситуации: они находились в университете и были уверены, что имеют дело с настоящим психотерапевтом. Если бы те же ответы на те же вопросы былиполучены в иной ситуации, скажем, в кафе и в роли психотерапевта выступал бы их коллега, то фоновые ожиданиябыли бы иные, соответственно, другими были бы их индексации и результаты были бы интерпретированы совсем иначе.В связи с этим Г. Гарфинкель делает вывод, что смысллюбого социального действия можно понять только в определенном локальном контексте.Другой эксперимент.Г. Гарфинкель просил своих студентов, придя домой,в течение небольшого периода времени (от пятнадцатиминут до часа) вести себя так, как если бы они были квартиранты, разрушая тем самым привычные образцы взаимодействия (фоновые ожидания) со своими домочадцами.Согласно полученным инструкциям, студенты должны быливести себя сдержанно вежливо, официально, говорить лишьтогда, когда с ними заговаривали родственники.В большинстве случаев члены семьи были обескуражены подобным поведением, что, по мнению Г.