Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 17
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Есть социологически регистрируемые свидетельства тому, что мы движемся в таком направлении:в стране появились модернисты, в чьих «жизненных мирах»на первом месте стоит отдельный человек и его права.Модернисты отчетливо тяготеют к правовому государству1.В-третьих, судьба страны во многом зависит от того,насколько мы сможет урегулировать проблемы упорядочения конкурирующих систем знания.В-четвертых, движение к плюралистическому обществус неизбежностью предполагают изменение и переосмысление личных идентификаций, т.е. знания о том, кто такиеМы.
Ныне это знание становятся все более незавершеннымии открытыми, а зачастую вовсе заменяются другими.В советском обществе все знали, кто такие «Мы» — большое сообщество, именуемое «советским народом». Современные «жизненные миры» россиян предполагают включенность в самые разные общности, соответственно, возникплюрализм самоидентификаций. Для большинства россиян1 Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществехотели бы жить? (1998—2004 гг.). Аналитический доклад. М. : АИРО-ХХ,2005.
С. 97.71эта задача оказалась очень не простым делом — в их «жизненных мирах» значимость потери сопричастности с державнойобщностью не ослабевает1. Отсюда появление стремленийк «твердой власти», к сохранению идентичностей традиционного типа, а также рост самоиндентификаций с теми общностями, которые для стран Западной Европы были характерны почти сто лет назад2.И все же на этом фоне появились обнадеживающие тенденции, свидетельствующие об увеличении открытости«жизненных миров» россиян.В-пятых, плюралистическое общество демократическоготипа нигде не состоялось без интеллектуализации «жизненных миров», без качественного приращения знания, котороепревращалось в фактор институционального регулирования«жизненных миров» социальных групп и этносов в направлении гуманизации отношений между людьми. Интеллектуализация «жизненных миров» позволяет конструироватьиное, более гуманное социальное знание. Начинает преобладать сознание, ориентированное не только на социокультурную терпимость, но и на возможность использовать альтернативные научные методы познания мира.Представляется, одна из важнейших граней социологиизнания Т.
Лукмана проявляется в том, что ученый не противопоставляет логический и внелогический способы мышления, а, скорее, ставит вопросы о возможности использованияразных научных школ мысли для познания человеческойприроды и общества: «Является общество системой или это“космос, озаренный изнутри”? А может оно быть одновременно и тем и другим? Мнения о правильном подходе весьмапротиворечивы. Стоит ли объяснять или лучше интерпретировать? Или лучше представить комбинацию из обоих подходов к проблеме? И, естественно, не прекращается борьбапо вопросу подхода.
Будет ли он гипотетически дедуктивным или герменевтическим? А может, возможно соединитьих?»3.Синтез разного по характеру знания побуждает человеческий род к единению, а ученых приобщает к использованию различного теоретико-методологического инструментария на уровне «взаимного согласования перспектив».Вообще Т. Лукман считает «основным принципом человеческой социальной жизни — принцип взаимности перспектив»1и это при том, что сохраняются конкурирующие системызнания.Наконец, в-шестых, в условиях конкуренции систем знания стране нужно иное управление и принципиально инойтип лидера, который смог бы действовать с учетом того, чтоныне нет и не будет ни общих ценностей, ни общей идеологии, ни общей для всех морали.
Перед ним встают задачи,связанные прежде всего с нахождением оптимального соотношения между различными системами социального знания:— адаптировать политические и экономические структуры не к массе с едиными коллективными представлениями, а к активно действующим социальным агентам, имеющим свободу выбора конкретной системы знания;— не выдумывать новые утопии и мифы, а обеспечитьдостижение пусть скромных, но вполне реальных целей (приконкуренции знания о самих целей и средств их достижения);— не уничтожать «неправильные, чуждые жизненныемиры», а добиваться их сосуществования;— создать атмосферу толерантности, как внутри страны,так и в её взаимоотношениях с другими народами мира.Социология знания — активно развивающаяся отраслевая социология, дающая импульс появлению новых социологических теорий.
Так, сравнительно недавно появиласьновая социология знания — по А. Свидлеру и Дж. Ардити —направление в социологии, изучающая процессы производства и воспроизводства смыслов в ходе современных коммуникаций2.1 Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществехотели бы жить? (1998—2004 гг.). Аналитический доклад. М. : АИРО-ХХ,2005. С. 83.2 Там же. С. 87.3 Лукман, Т. Герменевтика как социологическая парадигма? // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива.
М. :МГИМО, 2000. С. 17.1 Лукман, Т. Планирование общения и интерсубъективное приспособление перспектив коммуникативных жанров // Социальные процессына рубеже веков: феноменологическая перспектива. М. : МГИМО, 2000.С. 31.2 Swidler, A., Arditi, J. The New Sociology of Knowledge // Annual Reviewof Sociology, 1994. № 20; McCarthy, E. D.
Knowledge as Culture: The NewSociology of Knowledge. N.Y. : Routledge, 1996.7273Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿ«Виртуоз плюрализма» — «virtuoso of pluralism» — по П. Бергеру —индивид, испытывающий удовлетворение от перехода из однойсистемы знания в другую, легко адаптирующийся к иному знанию.«Хор» — «chorus» — по П.
Бергеру и Т. Лукману — агенты поддержания субъективной реальности, которые в производстве смысла,по существу, подчиняются значимым другим.Вторичная социализация — secondary socialization — по П. Бергеруи Т. Лукману — каждый последующий процесс, позволяющий ужесоциализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.Десоциализация — desocialization — утрата индивидом ранее приобретенных норм и ценностей.Значимые другие — significant others — люди, играющие решающуюроль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных мнений, суждений,линии поведения.Интернализация (интериоризация) — internalization / interiorization — по П. Бергеру и Т. Лукману — составляющая процесса социализации, обозначает глубокое усвоение индивидом ценностей и нормконкретного социокультурного контекста.Легитимизация (легитимация) — legitimization — по Т.
Лукману —институциональная система и социальное взаимодействие в целомвсе больше регулируются абстрактными нормами, закрепленнымиписьменно и являющимися обязательными для всех членов общества. Она также неизбежно означает игнорирование специфическихценностей.Морализация — moralization — по Т. Лукману — представляетсобой попытку решения этических проблем, которые возникаютв конкретных сферах профессиональной — утверждение ценностейи норм корпоративной культуры.Первичная социализация — primary socialization — по П. Бергеруи Т.
Лукману -та первая социализации, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества.Ресоциализация — resocialization — реинтерпретация индивидуальной биографии, т.е. прошлое перетолковывается для того, чтобы оностало соответствовать новым реалиям и происходит отказ от ранееусвоенных ценностей и замена их радикально другими.Социализация — socialization — процесс освоения индивидом норми ценностей общества, что позволяет ему адекватно функционировать в обществе.Социология знания — sociology of knowledge — 1) отраслеваясоциология, основателем которой считается М. Шелер, опубликовавший в 1924 г. книгу «Социология знания». В ней под термином«знание» понималось знание конкретного времени и обстоятельств;2) по К. Маннгейму — систематическое изучение знаний, идей,74интеллектуальных явлений в контексте широкого разнообразиясоциальных позиций в обществе, влияющих на характер мышленияи поведения людей; 3) П.
Бергер и Т. Лукман изучают социальныеаспекты производства и распространения знания в различных обществах и культурах, в контексте образа жизни разных социальныхгрупп. Соответственно, по их мнению, знание — социальный конструкт реальности, полученный в процесс ее интерпретации.Сциентизм — scientism — 1) методологический принцип О. Контаи других представителей позитивизма, исходящий из того, что ростзнания способствует процветанию человечества; 2) философскоенаправление, трактующее научное знание, как высшую культурнуюценность; 3) воззрение, согласно которому необходимо внедрятьметоды естественных наук в науки социальные, соответственно,пересмотрев функции последних в обществе.Толерантность — tolerance — терпимость; принцип политическоголиберализма, выражающийся в терпимом отношении к взаимодействию разных индивидов, социальных групп, этносов, государств.Экстериоризация (экстернализация) — exteriorization — по П.
Бергеру и Т. Лукману — деятельность индивида, в ходе которой онконструирует социальную реальность и делает ее значимой для себя.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Как вы объясните тот факт, что люди склонны к неоднократному переписыванию исторических событий и даже к подделке религиозных документов? Можно ли вообще создать учебник историитакого качества, что он будет востребован во все времена?2.
В чем вы видите причины кризиса социальной реальности,который возник сегодня у многих россиян?3. В начале нашего столетия резко обострились конфликты междуразвитыми и развивающимися странами. В чем причины тому?Выскажите ваши соображения с учетом постулатов как конфликтной,так и феноменологической парадигм.4. Почему П. Бергер и Т.