Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 83
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 83 страницы из PDF
Мид вошелименно как создатель теории самости.Дословно слово «самость» (self) можно перевести как«я сам». В парадигме символического интеракционизма данный термин имеет несколько иной смысл. Как утверждаетДж. Мид, через процесс принятия роли индивиды развиваютсамость — способность людей представлять себя в качествеобъектов своей собственной мысли.По Дж. Миду, именно самость отличает человеческоеобщество от остального живого мира, делая само человеческое общество возможным.Самость формируется только на основе социальногоопыта и поддерживается благодаря социальным контактам, прежде всего, языковой коммуникации. Говоря о сутиформирования самости, социолог отмечает: «Мы постоянно,особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем в других,так что мы перенимаем установки других, включая их в своесобственное поведение. Решающее значение языка для развития человеческого сознания заключается в том, что этотстимул обладает способностью воздействовать на говорящего индивида так, как он воздействует на другого»2.Происхождение и развитие самости своими корнями уходит в принятие роли другого.
При этом социолог различаетдва аспекта формирования самости.Первый — Я (соответствует английскому «I») — спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя. Второй аспект — Я (соответствует английскому«Me») — обобщенные представления других, которые усва-1Whorf, B. L. Language, Thought and Reality: Selected Writings ofBenjamin Lee Whorf / ed. John B. Carroll. New York: Wiley, 1956; Уорф,Б.
Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960; Брутян, Г. А. Гипотеза Сепира — Уорфа. Ереван,1968.3761 Shalin, D. N. George Herbert Mead // The Blackwell Companion to MajorSocial Theorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000. P. 324.2 Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическаямысль : тексты. М. : МГУ, 1994. С.
217.377иваются индивидом. Я в смысле «Me» — это то, как людивидят себя, но глазами других. «Me» — результат влияниясоциальных групп в виде норм и стандартов на личность.Характер самовосприятия индивида, а также то, как онинтерпретирует реакции окружающих на себя оказываетсущественное влияние на сознание и все поведение человека. Так, если он на основе сложившегося самопредставления считает себя лидером социальной группы, то такойчеловек во всех ситуациях будет претендовать на управленческие роли. Даже если человек по тем или иным причинамлишается институциональных постов, его поведение определенное время будет детерминировано прежней самостью —в нем так или иначе сохраниться властная направленность.И напротив, если человек считает себя трусливым (в этомпредставлении неизбежно присутствуют и представлениядругих), то он вряд ли будет вести себя смело в опасныхситуациях.По Дж.
Миду, личность индивида имеет двойственнуюприроду: самость = «I» + «Me».Иными словами, имеется в виду следующее:— внутренний стержень личности, с позиций которогов конечном счете формируются социальные требования;— совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные ценностные ориентации.Механизм развития самостиОбщим механизмом формирования и развития самостиявляется рефлексивность — способность индивида бессознательно ставить себя на место и других и действовать так,как ведут себя окружающие. В результате люди обретаютспособность оценивать себя, как если бы это делали другие.Дж.
Мид выделяет две главные стадии в развитии самости.Первая известна как стадия игры (play stage): ребенокиграет роли, которые не являются собственно его. Социологотмечает: «Ребенок играет в то, что он — мать, учитель, полицейский, т.е., как мы говорим, здесь имеет место принятиеразличных ролей»1. Это процесс игрового взаимодействияребенка с воображаемым партнером, который позволяет емуосознать различие между ним самим и другими людьми.Достигается это благодаря тому, что ребенок играет обероли: свою и роль партнера.
При этом ребенок, принимаякакую-то роль, имеет в себе самом стимулы, вызывающиеадекватные отклики, которые соответствуют, например,«доктору» или «продавцу»: назначает себе лечение и еговыполняет, предлагает себе вещь и покупает её и т.д. Ребенок говорит нечто в каком-то одном лице (как доктор), отвечает в другом, затем этот отклик в другом лице становитсястимулом для него, и таким образом, благодаря рефлексивности продолжается общение, которое и формирует самостьребенка.Вторая стадия в развитии самости — соревновательнаястадия (game stage): принимая участие в соревновании,дети видят себя со стороны других участников (например,играя в футбол, волейбол или бейсбол ребенок становитсяосведомлен о своих отношениях с другими участниками),что требует от них представлять себя в роли других и темсамым оценить свою роль.
В отличие от игры, в соревновании ребенок должен быть готов реагировать как на жесты,так и на значимые символы любого другого участника, принимать роли всех, чтобы адекватно исполнять свою собственную роль.И ещё весьма важный момент: если в игре ребенок можетпереходить от одной роли к другой так, как ему заблагорассудится, подчас неосознанно, то в соревновании его действиянеизбежно основываются на выборе конкретных символовиз множества, что предполагает мысль, а главное развиваетсоциальную способность оценивать себя глазами других.«В соревнование, в которое вовлечено определенное числоиндивидов, ребенок, принимающий какую-нибудь роль, должен быть готов принять роль любого другого игрока.
В бейсболе он встречает 9 (ролей), и в его собственной позициидолжны заключаться все остальные. Он должен знать, чтособирается делать каждый другой игрок, чтобы исполнитьсвою собственную роль. Он должен принять все эти роли…Соревнование представляет собой переход в жизни ребенкаот стадии принятия роли других в игре к стадии организованной роли, которая существенна для самосознания в полном смысле слова»1.1 Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическаямысль : тексты. М.
: МГУ, 1994. С. 225.1 Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическаямысль : тексты. М. : МГУ, 1994. С. 226, 227.378379Таким образом, через соревнование формируется полноценная самость ребенка, позволяющая ему эффективно участвовать в процессе коммуникации с другими людьми.Обобщенный другой и значимый другойЛюбое организованное сообщество (спортивная команда,семья, иная социальная группа), которое через выражениеотношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Дж. Мидназывает обобщенным другим.
«Установка обобщенного другого есть установка всего сообщества»1.Люди видят себя с точки зрения обобщенного другого.Это создает основу для мышления, которое становитсяпостоянно идущим внутренним диалогом между обобщенным другим и индивидом. Человек постоянно спрашивает,что подумают люди, и постоянно ожидает отношения к себесо стороны социальных групп, к которым принадлежит.Дж. Мид считает, что в форме обобщенного другого социальный процесс оказывает влияние на поведение индивидов,а сообщество осуществляет контроль над их действиями.Точнее, через адаптацию обобщенного другого осуществляется непосредственное воздействие на компонент «Me»самости.
Все это создает основу для коммуникаций и социального контроля: по существу, «Me» осуществляет контрольнад самовыражением «I».Однако в обществе существует несколько обобщенныхдругих.Естественно, не все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие на индивида. Среди множества людей,с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являются для него гораздо более важными. Эти люди становятся для индивида значимым другим.Часто можно столкнуться с тем фактом, что целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый рядомобобщенных других, не совпадает с характером воздействиязначимого другого.
В таком случае ребенку приходитсявыбирать ценностные ориентиры и в конечном счете самомуотвечать за свой выбор, за свои действия.Благодаря двойственной природе самости индивидыобладают способностью не только усваивать, но и отвергать1 Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическаямысль : тексты.
М. : МГУ, 1994. С. 228.380определенные ценностные установки. В принципе «I» у здорового человека способно подвергать сомнению и выдерживать социальное давление со стороны «Ме», разумеется,в пределах того, что у общества всегда сохраняется возможность устанавливать ценности и нормы, регламентирующиеприемлемое поведение.Так в итоге возникает множество различных самостей.Благодаря внутреннему взаимодействию «I» и «Ме»,люди становятся личностями, которые осведомлены, чтоожидается от них в конкретных социальных и культурныхусловиях и действуют соответственно — ставят цели длясебя, планируют будущее и просчитывают последствияот возможных альтернативных вариантов своего поведения.Благодаря «Ме» люди чувствуют себя «комфортно»в любом обществе. Однако самовыражение со стороны «I»ведет к постоянным изменениям структур и функций самогообщества.По мнению Дж.