Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 73
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 73 страницы из PDF
Levine(ed). — Chicago : University Press of Chicago, 1971.26. Simmel, G. Simmel on Culture / / G. Simmel // Ed. by D. Frisbyand M. Featherstone. — London : Sage, 1997.27. Simmel, G. On Women, Sexuality, and Love / G. Simmel. — NewHaven : Yale University Press, 1984.28. Simmel, G. The Philosophy of Money / G. Simmel. — London :Routledge and Kegan Paul, 1978.29. Simmel, G. The Problem of Sociology/ G.
Simmel // Wolff. (ed),K. Essays in Sociology, Philosophy of Aesthetics / K. Wolff. (ed). — N.Y. :Harper Torchbooks, 1959.30. Smelser, N. J. Problematics of Sociology: The George SimmelLectures, 1995 / N. J. Smelser. — Berkley : University of CaliforniaPress, 1997.331Ãëàâà 10.ÑÎÖÈÀËÜÍÛÉ ÏÑÈÕÎÀÍÀËÈÇ Ç. ÔÐÅÉÄÀЗ. Фрейд — австрийский психолог и социолог, создательсоциального психоанализа — принципиально нового направления науки о поведении человека.Зигмунд Фрейд (Freud) родился 6 мая 1856 года. Окончил медицинскую школу Венского университета, получилстепень в медицине и начал частную практику, специализируясь в области лечения неврозов с помощью гипноза.Свою профессиональную карьеру З. Фрейд начал какпрактикующий врач в психиатрической клинике. Лечение нервных болезней натолкнуло его на более углубленное исследование латентных проявлений душевной жизнилюдей.
На эту тему он пишет ряд книг: «Толкование сновидений» (1900 г.), «Психопатология обыденной жизни» (1904 г.),«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.),«Три очерка по теории сексуальности» (1905 г.) и др. Начиная с 1910 г. З. Фрейд все более переключается на социологическую проблематику: «Леонардо да Винчи» (1910 г.), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921 г.), «Я и Оно»(1923 г.). Основная работа ученого — «Лекции по введениюв психоанализ» (две части написаны в 1915—1917 гг., третья — в 1933 г.), — в которой в концентрированной формеизложена его теория. Обращает на себе внимание её почтивоинствующий атеизм.Инновационность мышления ученого состояла в том, чтоон впервые стал интерпретировать действия людей с учетом как сознательного, так и бессознательного факторов — до него поведение людей в научных исследованияхобъяснялось либо физиологическими основами, либо детерминировалось разумом.Ключевым в социологическом воображении З.
Фрейдаявляется представление о том, что не только внешние социальные факты правят поведением людей, но и внутренниесилы, которые олицетворяют собой сознательное и бессоз332нательное, разум и страсти. На этом основаны два принципиальных постулата психоанализа.«Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, — писал З. Фрейд, — психические процессы самипо себе бессознательны, сознательны лишь отдельные актыи стороны душевной жизни»1. Второй постулат касаетсятого, что страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е.
ученый был первым, кто доказал латентную связьсексуальных влечений с жизненной энергией, направленнойна цели социальные: «Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает,что … сексуальные влечения участвуют в создании высшихкультурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать»2.Им также был предложен метод исследования деятельности людей, получивший название (двойной) глубокой герменевтики.Труды, созданные в последний период жизни ученого, знаменуют собой использование психоанализа применительнок собственно социологической проблематике — посвященырассмотрению культуры, религии, национальных отношений, общества в целом.
Последнее обстоятельство позволяет,на наш взгляд, рассматривать психоанализ, примененныйк социальной сфере, как особую социологическую парадигму, многие элементы которой можно обнаружить в современных социологических теориях Т. Парсонса, Э. Гидденса,П. Бурдье и особенно в постмодернистских парадигмах.З. Фрейд долгое время страдал от рака и умер 23 сентября 1939 года.10.1. Ñòðóêòóðà ëè÷íîñòè, å¸ ñîöèàëüíûå äåéñòâèÿДетерминированность социальных действий сознательными и бессознательными факторамиПо З. Фрейду, социальные действия индивидов могутбыть детерминированны как сознательными, так и бессознательными психическим процессами, отношения между которыми весьма динамичны.12Фрейд, З.
Введение в психоанализ. Лекции. М. : Наука, 1995. С. 11.Там же. С. 12.333Говоря о роли сознательного, З. Фрейд отмечал, чтобольшинство сознательных процессов сознательны лишькороткое время. Очень скоро они становятся латентными,но легко могут вновь стать сознательными.Что же касается бессознательного, то оно может быть двухвидов: одно, которое при часто повторяющихся условияхлегко превращается в сознательное, и другое, при которомэто превращение происходит с трудом и может и никогдане произойти. То бессознательное, которое является тольколатентным и легко становится сознательным, З. Фрейд называет предсознательным, другое же называет собственно бессознательным. Предсознательное — своего рода компьютерчеловеческой памяти, хранящий мысли и желания человека,которые периодически вновь приходят в сознание, детерминируя определенные социальные действия.Важно подчеркнуть, что фрейдовская концепция бессознательного не просто констатирует само существование бессознательных процессов, а указывает на реальное влияниебессознательного фактора на социальные действия людей,что выражается в двух принципиальных моментах.Во-первых, люди, принимая весьма важные решения,могут не знать об истинных мотивах.
Аналогично, нашисимпатии или антипатии, «благородные жесты» или деструктивные действия могут определяться силами, которые намине осознаются.Во-вторых, бессознательные мотивы социальных действий остаются бессознательными потому, что людине хотят их осознавать, хотя в принципе их можно исследовать особым новым методом, предложенным ученым, о котором пойдет речь ниже.«Оно», «Я» и «Сверх-Я»Социологическое воображение ученого позволило емуобосновать сложно-иерархическую структуру личностииндивида, состоящую из трех компонентов: «Оно», «Я»,«Сверх-Я».«Оно» — это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя все генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. «Оно» изначально иррационально: для процессов в «Оно» не существует логическихзаконов мышления, «Оно» ничего не знает ни об обществе,ни о морали: «Оно не знакомы никакие оценки, никакоедобро и зло, никакая мораль.
Экономический или, если334хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами»1.Вместе с тем «Оно», которое содержит инстинкты, служит источником энергии для всей личности.По З. Фрейду, все инстинкты сводятся к двум группам.Первая — сексуальные инстинкты, поддерживающиесяспецифической энергией жизни — либидо (ученый создаетконцепцию либидо, называя так «энергию тех первичныхпозывов, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви» в широком смысле слова).Вторая — деструктивные инстинкты смерти, питающиесяагрессивной энергией танатоса, которые проявляют себяв бессознательном стремлении к разрушению, насилию,агрессии, потребности наказания как других, так и себя.Свою концепцию танатоса — влечения к смерти — ученый строит, опираясь на факты распространения очевиднойжестокости в войнах и революциях, проявлениях тоталитаризма.
Кроме того, З. Фрейд указывает на латентное проявление враждебности в процессе эксплуатации, униженияи угнетения слабых сильными.Из постулата о наличии инстинкта смерти следует положение о врожденном влечении к агрессии, жестокости,об относительном постоянстве количества деструктивности в действиях людей. Ученый тем самым выступает какпротив религиозных, так и социальных теорий, согласнокоторым человек должен быть по своей природе добрыми проявляет себя грубым, жестоким насильником лишьвследствие нецелесообразного общественного устройства,доказывая, что «вера в “доброту” человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий»2.В реальной жизни деструктивные инстинкты проявляются, как правило, в латентной форме из-за того, что в большинстве социальных действий индивидов одновременнозадействовано несколько инстинктов.
«К счастью, — замечает З. Фрейд, — агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, но всегда сопряжены с эротическими.1Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. М. : Наука, 1995. С. 345—346.2Там же.335Эти последние в условиях созданной человеком культурымогут многое смягчить и предотвратить»1.Заметим, что неофрейдисты, как правило, не оспариваяутверждение о деструктивности человека, ставят под вопросеё инстинктивную природу, отмечая разную степень распространенности деструктивности в мире.