Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Том 1. Классические теории через призму социологического воображения

Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 6

Описание файла

Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "книги и методические указания". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

И. Полн. собр. соч. Т. 23.24Принято различать объект познания и предмет науки.Объект — это объективная реальность, на которуюнаправлена исследовательская деятельность ученых.Понятно, что представители конкретной социальной наукимогут изучать лишь часть объективной реальности, лишьте её стороны, которые определяются спецификой даннойнауки. Для социологии это, прежде всего, взаимодействияиндивидов и социальных общностей в социально-культурномконтексте общества.Причем, что особенно важно подчеркнуть, не простов обществе, а в обществах.

Речь идет не только о странах,но и об общностях, отличающихся друг от друга социальнокультурным содержанием.Например, для социологов, изучающих деструктивноеповедение важно сравнить его проявления с особенностями,скажем, в Америке, странах Европы или Востока или других регионов мира. У себя же в стране — с тем, насколькооно характерно для мужчин и женщин, людей разных возрастных категорий, принадлежащих к различным социальным и этническим группам, исповедующих разные верования и т.д.

В каждом из этих случаев исследователи будутиметь дело с качественным и количественным своеобразиемдеструктивности в конкретном культурном контексте большого общества или относительно малой общности людей.Вместе с тем, определение науки только по объекту исследования также недостаточно, ибо отмеченные социальныереалии могут изучаться и другими социальными науками,хотя и в иных срезах и аспектах.

Каждая наука отличаетсяот других тем, что у нее есть присущий только ей предмет,т.е. специфическое воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством постановки своеобразных вопросов с целью выявления наиболее существенных с научной точки зрения связей и отношений даннойреальности.Рассмотрим это на конкретном, обыденном примереиз нашей повседневной действительности — юная ледипокупает свадебный наряд.Экономист к этому событию может подойти с позицииассортимента товара, материальных возможностей покупателя, вероятного дохода от занятия бизнесом по торговлесвадебными принадлежностями и т.д. Вообще представителиэкономической науки изучают человеческое поведение через25призму производства, обмена, распределения и потребленияматериальных благ.Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования эмоционального состояния юной особы.Психология — одна из старейших наук и изучает поведениечеловека главным образом на индивидуально-психическомуровне.Социального антрополога это событие может привлечьзадействованными в нем верованиями и правилами поведения, получившими общее распространение в обществе.Предметом социальной антропология является прежде всегоописание культур различных обществ через призму системчеловеческого действия.У социолога же будут другие вопросы и, соответственно,им будут выявляться другие связи и отношения этой реальности, прежде всего в контексте значимости материальныхи социальных факторов, характера взаимодействия индивида, его ценностных ориентаций, специфики ментальности.К примеру, какие материальные, социальные, культурные или иные условия побуждают девушку покупать стольнепрактичный для повседневного пользования наряд? Какиедуховные факторы (традиции, религиозные представления)стимулировали эту деятельность? Какие конкретные социальные институты задали ей своего рода канву, заранееустановленный порядок, с которого начинается организациябрачно-семейных отношений? Рационально ли это действиеили оно вызвано определенными ценностными установками? Что знают об этом наряде разные группы населенияи как они к нему относятся на рациональном и эмоциональном уровнях?Очевидно, девушка, покупающая свадебное платье, следует некому сложившемуся социальному образцу взаимодействия индивидов, определенной традиции, посредствомкоторой осознанно или нет воспроизводится стабильный порядок, предсказуемость общественных отношений.При этом социологов, как правило, интересует не отдельновзятый факт, а типичность подобных фактов для конкретной культуры — прошлых и современных обществ, длялюдей, принадлежащих к разным социальным общностям,соответственно, имеющих различные ценностно-нормативные ориентации и своеобразные видения жизненного мира.Поэтому наверняка у них возникнет и вопрос, а есть лифункциональные альтернативы данному социальному26образцу поведения? Какова степень распространенности«отклонения»?Выясняется, что в обществе есть люди, которые в силуразных причин выбирают несанкционированные обществомсексуальные контакты.

В этом случае социологи такжезадают вопросы, почему определенного типа люди игнорируют брачный наряд как определенный символ «нормального» поведения и традиционно сложившиеся социальныеобразцы поведения.Однако и в случае с «нормальным», и в случае с «отклоняющемся» поведением социологи ставят вопросы о ролисамих индивидов, о характере их действий, которые могутиметь, как явный, осознанный компонент, так и скрытый,едва ли осознанный смысл.Кроме того, социологов интересуют и возможные переходы «отклонений» в «норму» и наоборот.Данный конкретный пример и возможные социологические вопросы позволяют в самых общих чертах определитьпредметную область социологии:— с одной стороны, это изучение влияния обществана сознание, мотивацию поведения людей, определяято какие эти люди и что они склонны делать в соответствиисо знанием об обществе;— с другой стороны, — понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора, исходяиз того, как они оценивают значения объектов социальногомира в конкретных социальных и культурных условияхи как они, в конечном счете, сами творят социальные и культурные реалии (покупая свадебное платье, девушка, как правило, неосознанно и ненамеренно создает предпосылки тому,что подобная социальная практика в принципе будет повторяться).Разумеется, этот пример не может дать исчерпывающегопредставления о предмете социологии.

Но он, на наш взгляд,подтверждает метафорическое суждение известного социолога П. Бергера о том, что предметом социологии являетсякак «общество в человеке», так и «человек в обществе»1.Практически с момента зарождения социологии возниклиоживленные дебаты ученых о взаимосвязях и взаимодействиях «общества» и «человека», что затрудняло уяснениесути предмета социология как самостоятельной науки. Как1Бергер, П. Л. Приглашение в социологию. М. : Аспект Пресс, 1996.27это не парадоксально, но до сих пор среди ученых ведутсяспоры и сохраняется неопределенность относительно предмета социологического знания.На наш взгляд, главная причина тому — противоречивоеразвитие социокультурных реалий — к примеру, в последнеевремя значительно возросла роль собственно человеческогофактора в воздействии на характер общества, — а такжепостоянный поиск все новых и новых, как правило, болеесовершенных методов анализа как социально-культурныхобщностей, так и поведения людей.Методы науки — это совокупность основных познавательных приемов, процедур, инструментария, с помощьюкоторых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания.Каждая наука использует как свои методы, так и общенаучные приемы, характерные для ряда наук.

Естественно, чтос развитием науки создаются принципиально новые методы.Методы социологии также постоянно уточняются, появляются и принципиально новые методы, что позволяетглубже проникать в исследуемые социальные явления и процессы. Но при этом они сохраняют свой эмпирический характер и эвристическую направленность. По этому качеству онив принципе отличались от умозрительных методов, оценочных суждений, характерных для философии, метафизики.Изначально социология полагалась на методы естественных наук, прежде всего физики и биологии.

Пройдетнемного времени и социологами будут выработаны свои собственные методы, но их эмпирическое содержание неизменносохраняется. Практически каждая новая теория, вошедшаяв копилку мировой социологической мысли знаменовалапоявление новаторских принципов и приемов исследованиясоциальных реалий.Об их конкретном содержании мы поговорим позже,когда будут рассматриваться соответствующие теории.

Сейчас же заметим, что с момента становления социологии каксамостоятельной науки и ее предметная область, и её методический инструментарий весьма существенно изменилисьблагодаря ряду обстоятельств.Отметим главные:— произошло осознание качественного усложнения процесса развития современных обществ, что повлекло, соответственно, возникновение ряда уровней социологическогоанализа общества;28— изменяется характер общественного сознания, которое становится все более дифференцированным, состоящем,по существу, из разных систем знания, что, естественно, сказывается на деятельности людей — она становится все болеефункционально разнообразной;— увеличилось число школ, направлений, теоретикометодологических подходов;— существенно обновилось само социологическое знание, радикально изменились взгляды на законы развитиячеловека и общества, факторы, определяющие характер ихвзаимосвязей и взаимодействия;— наконец, отметим общественную востребованностьполезного знания, практически работающего на решение конкретных социальных проблем.Быстрые изменения в современных обществах предполагают появление все новых теорий и методов, которые необходимы для адекватного отображения перемен.

Свежие статьи
Популярно сейчас