Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 53
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 53 страницы из PDF
Гилман, показала,что женская сексуальность детерминирована экономическимпорядком. «Экономический прогресс, — пишет она, — практически исключительно имеет мужской характер». Трудженщин — «собственность другого: они работают под вли1 Gilman, Ch. P. The Man-made World or, Our Androcentric Culture. N.Y.
:Johnson Reprint Corporation, 1971.2 Gilman, Ch. P. His Religion and Hers: A Study of the Faith of Our Fathersand the Work of Our Mothers. N.Y. : Century, 1923.244янием другой воли; то, что они получают зависит не от ихтруда, а от власти и воли другого». И далее: «Труд женщинв доме, конечно, позволяет мужчинам производить большеблаг, чем бы они иначе могли, и в этом случае женщиныявляются экономическими факторами в обществе. Но ониподобны лошадям»1.Истинная природа отношений между полами может рассматриваться только через призму экономической структуры, объективно увеличивающей экономическую зависимость женщин, вплоть до ее материальной беспомощности.Так возникает социальная стратификация по половомупризнаку.
Соответственно, утверждается адроцентричнаякультура, в которой маскулинность (совокупность черт,характерных для представителя мужского пола), ассоциируется прежде всего с агрессивностью, конкуренцией, а женственность (ныне социологи обычно используют терминфеминность) — со слабостью, мягкостью, зависимостью.От рождения ребенка и до конца его жизни благодарясложившимся системам социализации и образования этотсексо-экономический порядок воспроизводится: «Дом, —пишет она, — учит мальчика, что женщины созданы дляуслужения, домашней работы… и что его собственные конкретные вкусы и предпочтения беспредельно важны»2.Естественно, формы маскулинности и феминности культурно различны в разных странах. Но сама андроцентричнаякультура в принципе предполагает, что женщины занимаютмаргинальные позиции в социальной жизни.
В сфере трудаженщина также зависима от экономического благополучиямужчины. Домашнее хозяйство не требует профессиональный, высоко квалифицированный труд. В собственно производственном труде женщины заняты выполнением вспомогательных, менее оплачиваемых работ.Из этих социально-экономических условий, по мнениюШ. П. Гилман, и вытекает эгоизм, жадность и зависть, эксплуатация и депривация: «Домашняя жизнь с зависимойматерью и женой-служанкой не может производить гумани1 Lemert, C. Charlotte Perkins Gilman // The Blackwell Companion toMajor Social Theorists. Edited by G. Ritzer.
Blackwell Publishers Ltd, 2000.P. 291.2 Lemert, C. Charlotte Perkins Gilman // The Blackwell Companion toMajor Social Theorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.Р. 296.245зирующее влияние»1. Социолог вообще ставит под вопросвысшую американскую ценность о приватности дома. По еемнению, никто не имеет приватности, особенно мать.Как полагает Ш. П. Гилман, преодолеть этот сексо-экономический порядок можно лишь через уничтожение социальной стратификации по половому признаку.Для этого, во-первых, необходимо добиться экономической эмансипации женщин, что предполагает иную системусоциализации и образования, переосмысление основ существующих социальных отношений между мужчинами и женщинами, упразднив те культурные нормы, которые ограничивают образовательные и трудовые возможности женщин.Во-вторых, считает Ш.
П. Гилман, следует реконструировать сам институт домашнего хозяйства, так чтобы женщинымогли иметь реальную свободу для самореализации, осуществлять самостоятельный выбор трудовой деятельности.В-третьих, следует осуществить трансформацию интимности, характерной для буржуазной семьи, — положитьконец сексуальному насилию во всех формах: изнасилованиях, сексуального и домашнего диктата, контроля надрождаемостью (ни муж, ни законодатели, ни Его религияне могут диктовать женщине определенное репродуктивноеповедение).Ш.
П. Гилман считает, что освобождение женщиныповлечет за собой и свободу мужчинам, гуманизацию человеческих отношений вообще. «Самый большой и наиболеезначимый эффект от установления женской экономическойнезависимости, — пишет она, — будет выражаться в конечном счете в очищении и гармонизации человеческой души»2.Наиболее сложной для социолога явилась проблема конкретной стратегии социального изменения.В работе «Ее земля» социолог, прибегая к особому социальному воображению, излагает идеи «истинной экономической демократии» в виде феминистской утопии социалистического толка, которые предстают в виде фарса желаемогосоциума.1 Lemert, C.
Charlotte Perkins Gilman // The Blackwell Companion toMajor Social Theorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.Р. 293.2 Lemert, C. Charlotte Perkins Gilman // The Blackwell Companion toMajor Social Theorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.Р. 295.246Речь идет о затерявшемся поселении, в котором живутисключительно женщины, воспроизводящие себя без мужчин вообще. В Ее земле царит социальная гармония: там нетни насилия, ни конкуренции, ни доминирования. Социальный контроль поддерживается изнутри силой воли. Любовьбез секса основывается на уважении и привязанности.
Идиллия разрушается, как только там появляются трое мужчин,принесших с собой сексуальное желание, конкуренцию,тщеславие.Ее земля отнюдь не желание автора победить мужчин,изменить ситуацию на обратную, поставив их в положениезависимых. Скорее, утопия была призвана показать трагизмсексо-экономического порядка в буржуазном обществе,когда женщина, любящая мужчину, испытывает потребностьубежать куда-нибудь от несправедливостей мира, созданногомужчиной.Важно то, что Ш. П. Гилман сумела высветить многиелатентные женские проблемы в капиталистическом обществе, некоторые из них актуальны и сегодня.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿАндроцентричная культура — androcentric culture — культура,основанная на мужском господстве.Гражданское общество — civil society –– по А.
Грамши — сферакультурной борьбы против буржуазного доминирования.Духовно-политическая гегемония — cultural and political hegemony —по А. Грамши — сложный общественный феномен, предполагающийвзаимодействие как политической борьбы и насилия, так и согласия,основанного на следовании общим культурным, духовным, идейными этическим установкам, что в итоге не препятствует саморазвитиюлюдей, их активному участию в гражданском обществе.Империализм — imperialism — по В.
И. Ленину — высшая и последняя стадия капитализма, характеризуемая следующим: возникновение монополий; слияние банковского капитала с промышленным; образование международных союзов, стремящихся к переделумира; закончен территориальный раздел мира между крупнейшимидержавами.Ложное сознание — false consciousness — 1) по К. Марксу — форма классового сознания, которое не адекватно «объективному»положению социальной группы, что проявляется в неспособностисоциальной группы или индивида представлять свои объективныеинтересы в системе общественных отношений; 2) по Д.
Лукачу —извращенное восприятие действительности проявляется в том, что247отношения между людьми приобретают фантастическую форму отношения между вещами. Разрыв между объективными классовымиинтересами рабочих и их осведомленностью об этом.Овеществление — objectification — 1) по К. Марксу — объективация; производство людьми в процессе труда материальных благ,необходимых для их существования, что выражает человеческуюиндивидуальность: человек овеществляет себя в процессе производства, контролируя произведенные товары; 2) по Д. Лукачу — процесс,в ходе которого люди утрачивают контроль над произведеннымипредметами, отчуждение приобретает тотальный характер, сами человеческие отношения утрачивают свою уникальную гуманистическуюценность и превращаются в товары; люди отрицают себя в товарах,которые начинают их контролировать.Экономический детерминизм — economic determinism — методологический подход, согласно которому экономический фактор являетсярешающим (по существу, единственным) в объяснении измененийсоциальных реалий.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1.
Какова роль объективных условий и субъективного факторав преобразовании общественных отношений? Сравните взглядыГ. В. Плеханова, В. И. Ленина и А. Грамши.2. М. М. Ковалевский обосновал идею о «социальной замиренности», П. А. Кропоткина — «Закон взаимной помощи». К. Маркси В. И.
Ленин, напротив, рассматривали классовую борьбу как фактор общественного прогресса. Как эти тенденции проявляют себяв реальной жизни? Какая из них является доминирующей? Что выдумаете по поводу возможной перспективы утверждения толерантности в российском обществе?3. Что Д. Лукач понимал под процессом овеществления человеческих отношений? Как данный процесс повлиял на возникновениеновых проявлений отчуждения? Какие факторы препятствуют становлению классового сознания?4. Как известно, А.
Грамши считал, что отсутствие в гегемониидуховного начала, свободы деятельности и общественных инициативнеизбежно ведет к тому или иному типу диктатуры. Не явилось лиданное обстоятельство одной из существенных причин образованияфашистской и сталинистской диктатур? Каковы оказались ненамеренные последствия практики «пролетарской гегемонии»?5.
Как вы полагаете, продвинулось ли человечество в преодоленииандроцентричной культуры, уничтожении социальной стратификации по половому признаку, за что ратует Ш. П. Гилман? Каковыненамеренные последствия женской эмансипации? Насколько современное общество готово к демократизации интимности? Можно248(нужно) ли в принципе преодолеть патриархальность в контекстесвоеобразия культуры российского общества?6. Сегодня многие россиянки обрели экономическую независимость от мужчин. Можно сказать, что, по крайней мере, отчасти идеиШ. П. Гилман воплотились в жизнь. Привело ли это к гуманизацииотношений между мужчинами и женщинами? Плюрализация сексуальности — это добро или зло для мужчин и женщин?Ñåìèíàð «Ïîñòìàðêñèñòñêàÿ ñîöèîëîãèÿ(êîíåö XIX — íà÷àëî ÕÕ âåêà)»1. Теория империализма.2.