Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 42
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 42 страницы из PDF
Тем не менее, многие их идеи востребованысегодня во многих социологических парадигмах. Некоторыесоциологи прямо считают себя их последователями, а своютеорию именуют «неомарксистской».Отношение российских обществоведов к творчествуК. Маркса неоднозначно. Некоторые склонны отождествлять распад социалистической системы и крах СоветскогоСоюза с «кризисом марксизма», «крахом» самой теории,не замечая ныне растущий интерес мировой социологической мысли к трудам К. Маркса и Ф. Энгельса.
Другиепытаются, так или иначе, сохранить приверженность марксизму. Иногда верность марксизму парадоксальным образомсочетается с идеями соборности, возрождения христианствав современной России. В лучшем случае предлагается отделить К. Маркса — ученого от К. Маркса — политика.Сказанное делает задачу интерпретации теорииК. Маркса и Ф. Энгельса в целостном виде весьма сложной.Тем не менее, будем к этому стремиться.К. Маркс (Marx) родился 5 мая 1818 г.
в семье адвоката.Учился в Боннском и Берлинском университетах. В 1841 г.192получил докторскую степень на философском факультетеИенского университета, по окончании которого занималсяпублицистической деятельностью, практически существуя на гонорары за публикации.
В 1843 г. Маркс женитсяна Женни фон Вестфален, которая была вынуждена разделить с ним все экономические и эмиграционные тяготы.Из-за его политического радикализма под давлением властейсемья покидает Пруссию, затем Францию и Бельгию, найдя,наконец, в 1849 г. прибежище в Англии. Здесь К. Маркс жили работал до самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г.К. Маркс социальный теоретик и социолог, критически воспринял существовавшие трактовки общества вообщеи капиталистического общества, в особенности.В противоположность им он предложил диалектический,историко-материалистический подход, применимый дляанализа любого общества. Согласно данному подходу структуры общества, сознание и поведение живущих в нём людейанализируются через призму материальных условий ихжизни, через противоречия и конфликты в существующемспособе производства, ибо эти факторы, а не субъективныемотивы, желания, идеи людей, в конечном счете, определяютхарактер социальных реалий.К К.
Марксу, его научной и политической деятельности,как в мире, так и у нас, относятся по-разному.Западные исследователи большое внимание уделяютпроблемам отчуждения, затронутым в таких работах, как«Экономико-философские рукописи 1944 года», «К Критикегегелевской философии права», «Немецкая идеология» —последнюю, как и многие другие, К. Маркс написал в соавторстве со своим идейным единомышленником Ф. Энгельсом.Советские обществоведы прежде всего рассматривалиК. Маркса и Ф.
Энгельса как создателей «науки о всеобщихзаконах развития природы, общества и мышления», имеющей универсальное значение, пригодной для всех времени народов, а между тем канонизировали отдельные положения их работ, особенно относящиеся к анализу революционных процессов в Европе в конце 1840-х годов.Практически не учитывалось то весьма важное обстоятельство, что с переходом европейских стран от революционного к эволюционному периоду развития воззрения193К.
Маркса и Ф. Энгельса становились другими. После поражения европейской революции 1848 г. К. Маркс отставляетполитическую деятельность и в течение пятнадцати лет(до создания «Интернационала» в 1864 г.) всецело занимается наукой. С позиций своего диалектико-материалистического метода он анализирует новые реалии развитиякапиталистического общества. Однако для читателя, воспитанного на трудах советского обществоведения, К. Маркстак и остался прежде всего автором «Манифеста коммунистической партии» (1848 г.). Такие его произведения, как«Гражданская война во Франции» (1871 г.), второй и особенно третий тома «Капитала» (1885 и 1894 гг.), произведения последних лет жизни, в которых сам К.
Маркс дезавуирует многие положения своих ранних работ, отмечая в нихи «наивные иллюзии», и «почти детский энтузиазм»1, оказались не востребованными в полном объеме их новаций.Фридрих Энгельс (Engels) родился 28 ноября 1820 годав семье промышленника и был одним из всесторонне образованных людей своего времени.К. Маркс и Ф. Энгельс одними из первых стали применять эмпирические социологические исследования в своихтеоретических трудах. Примеры использования конкретноэмпирических данных можно найти в работах «Положениерабочего класса в Англии», «К жилищному вопросу» и др.Непреходящая значимость этих работ — обоснование принципов сбора социологической информации при изучениипостоянно эволюционирующей реальности.Другие работы Ф. Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы»,«Крестьянская война в Германии» и др.Вместе К.
Маркс и Ф. Энгельс занимались и политической деятельностью: в 1847 г. создают «Союз коммунистов»,а в 1864 г. — «Интернационал».Умер Ф. Энгельс 5 августа 1895 года.6.1. Êîíöåïöèÿ îò÷óæäåíèÿПроблема дегуманизации человекаВ западной культуре особое внимание уделяется свободаминдивида. Отнюдь не случайно первые работы К. Маркса —1194Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., 2 изд. Т. 30. С. 286.«К еврейскому вопросу», «К Критике гегелевской философииправа», «Экономико-философские рукописи 1944 года» —посвящены проблемам эмансипации, конкретных прав индивида, которые рассматриваются через призму популярнойв то время концепции отчуждения (её, в частности, использовали Г. Гегель и Л. Фейербах).Пожалуй, стержнем социологического воображенияК.
Маркса является проблема дегуманизации человека, которую ученый связывал с процессом отчуждения — формирования «чуждой воли» (alien will) у социальных субъектовв условиях экономических и социальных структур, характерных для классово-антагонистического общества.
Подчеркнем, не психологические, а именно социальные факты мыслились им причиной отчуждения.По мнению К. Марксу, изложенного им в работе «Экономико-философские рукописи 1944 года», отчуждение конкретно проявляется, прежде всего, в разрыве единства рабочего и предметов его производства.Рабочие отчуждены от продукта своего труда. Результаты труда принадлежат не им, а собственникам: «Конечно,труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит обнищание рабочего.
Он создает дворцы, но такжеи трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также уродует рабочего. Он заменяет ручной труд машиной, но приэтом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду,а другую часть превращает в машину. Он производит ум,но также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих»1.Такое положение дел обусловлено принудительнымхарактером труда. Вынужденная работа приводит к тому, чтопроизводственная деятельность не является для трудящихсясамоценностью, доставляющей внутреннее удовлетворение.Они работают исключительно за деньги, необходимые длясуществования.Принудительный труд выступает как некая внешняя сила,обрекающая рабочего на принесение себя в жертву, самоистязание: «он в своем труде не утверждает себя, а отрицает,чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертываетсвободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет1 Маркс, К.
Экономико-философские рукописи 1944 года //Маркс К. Социология : сб. М. : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.С. 229.195свою физическую природу и разрушает свой дух»1. Из-заотчуждения люди теряют свой собственно человеческийпотенциал. Они превращаются в живые винтики гигантскойпроизводственной машины, приобретают одностороннееразвитие, что в принципе не может приносить удовлетворение им самим.
По существу, за деньги люди продают своипотенциальные возможности стать более образованными,более всесторонне развитыми.Процесс отчуждения затрагивает сами отношения междурабочими. Утрачивается кооперативный характер работы,люди становятся изолированными друг от друга, разрушаются дружеские связи — все подчинено сохранению своего рабочего места в противоборстве со своими коллегамии зарабатыванию материальных средств.Суммируя следствия отчуждения, К. Маркс выделяетчетыре позиции.
«Отчужденный труд человека»:— отчуждает от него природу;— отчуждает от него его самого, его жизнедеятельность;— «родовая сущность человека — как природа, так и егодуховное родовое достояние — превращается в чуждую емусущность, в средство для поддержания его индивидуальногосуществования»;— происходит «отчуждение человека от человека. Когдачеловек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек»2.Главным условием, при котором становится возможнымотчужденный, самоотчужденный труд, является частная собственность. «Итак, — заключает К.
Маркс, — посредствомотчужденного, самоотчужденного труда рабочий порождаетотношение к этому труду некоего человека, чуждого трудуи стоящего вне труда. Отношение рабочего к труду порождает отношение к тому же труду капиталиста, или как бы таминаче ни называли, хозяина труда. Стало быть, частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствиеотчужденного труда, внешнего отношения рабочего к природе и к самому себе»3.1Там же. С. 230.2 Маркс, К.
Экономико-философские рукописи 1944 года //Маркс К. Социология : сб. М. : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.С. 232, 234.3 Там же. С. 237.196Преодоление отчуждения молодой К. Маркс связываетс упразднением частной собственности и институтов, поддерживающих частнособственнические отношения. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусствои т.д. суть лишь особые виды производства и подчиняютсяего всеобщему закону, — пишет он. — Поэтому положительное упразднение частной собственности, как присвоение человеческой жизни, есть положительное упразднениевсякого отчуждения, т.е.
возвращение человека из религии,семьи, государства и т.д. к своему человеческому, т.е. общественному бытию»1.Разделение трудаВ «Немецкой идеологии», более поздней работе, написанной К. Марксом совместно с Ф. Энгельсом в 1847 г., проблема отчуждения уже видится иначе.Во-первых, она напрямую связывается с ликвидацией разделения труда вообще (понятие «отчужденный труд» в нейне употребляется).На основе анализа капиталистического обществаК.
Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что складывающееся при этом разделение труда не способствует тому, чтобыиндивиды смогли развивать и реализовывать свои человеческие потенции. Существующее разделение труда искусственно отделяет трудящихся от сообщества, в котором ониживут. Ради самосохранения себя и семьи люди осознанноили неосознанно зачастую игнорируют интересы сообщества. «Вместе с разделением труда дано и противоречиемежду интересом отдельного индивида или отдельной семьии общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом»2.Более того, частная собственность, разделяя индивидовдруг от друга, утверждает «чуждую для них связь», «расщепляет» капитал и труд, а также различные формы самойсобственности: «Самый труд может существовать лишьпри условии этого расщепления»3.