Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 14
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал, 2001, № 1. С. 148—1492 Fuller, S. The New Sociological Imagination. L. : Sage, 2008. P. 19.3 Fuller, S. The New Sociological Imagination. L. : Sage, 2008. P. 29.4 Fuller, S. The New Sociological Imagination. L. : Sage, 2008. P. 54.66ницы телесности, тело и природа, танцующие тела в киберпространстве, транссексуальные и трансгендерные тела,телесный фактор в социальных сетях и др1.
Воистину, чтобызаниматься этой проблематикой необходимо новое социологическое воображение, позволяющее видеть латентные стороны и функции человеческой телесности, многогранностькоторой стала раскрываться и осознаваться лишь сегодня.На наш взгляд, у предлагаемой концепции есть ряд сильных сторон: предложение парадоксальных синтезов новейших подходов исследования поведения человека, акцентна амбивалентность последствий научных инноваций.Но есть и слабые стороны. Для нас, например, неприемлем ее радикализм — умаление предшествующих типовсоциологического воображения, а также недооценка духовной составляющей в жизнедеятельности человека.Еще одна постмодернисткая концепция социологического воображения связана со становлением «постчеловека» — современного человека, чье социальное взаимодействие практически немыслимо без использования новейшихтехнологий и «интеллектуальных машин»2.Сегодня эти машины, естественно, влияют на характерфункционирования социального актора, придают ему новыевластные возможности.На наш взгляд, потребность в новой концепции социологического воображения бесспорна, что обусловленоусложняющейся, нелинейной социокультурной динамикой.Но в подходах, предлагаемых зарубежными социологами,на наш взгляд, недостает гуманистической направленности,что особенно было характерно для социологического воображения российских социологов, представителей всех поколений.Именная такая концепция социологического воображения была предложена нами3, с позиций которой и будут рас1 1st Forum of Sociology.
Barcelona, 2008, September 5—8. Barcelona,Spain.2 Gane, N. New Theoretical Movements: The Challenge of the ‘Posthuman’ //XVI World Congress of Sociology. Abstracts. ISA 2006 Congress. The Qualityof Social Existence in a Globalizing World. Durban, South Africa, 2006. P. 86.3 Кравченко, С. А. Динамика социологического мышления и воображения // Социс.
2009. № 8; Он же. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления. М. : Анкил, 2010.67сматриваться социологические теории в последующих главах.Из книги: Ч. Р. Миллс. Социологическое воображение11. Что нам обещает социологияСкорость, с которой ныне история обретает новые формы, опережает способность человека ориентироваться в мире в соответствии с подлинными ценностями.
Да и о каких ценностях можноговорить? Даже не впадая в панику, люди часто понимают, чтостарое мышление и мироощущение терпят крах, а новые веяниясомнительны в моральном отношении. Надо ли удивляться тому,что простые люди чувствуют себя беспомощными, столь неожиданно оказавшись перед необходимостью непосредственно иметьдело с более широкими социальными контекстами? Они не могутпонять ни смысла современной исторической эпохи, ни того, какоевлияние она оказывает на их собственную жизнь.
Стремясь сохранить свою индивидуальность, они становятся морально бесчувственными и каждый пытается замкнуться в своей частной жизни.Надо ли удивляться тому, что ими овладевает чувство безысходности? Люди нуждаются не только в информации — ибо в «эпохуфакта» информация настолько поглощает их внимание, что онине успевают ее усваивать. Люди нуждаются не только в навыкахздравого мышления, несмотря на то, что усилия, затрачиваемыена их приобретение, нередко истощают и без того скудные духовные силы.Они нуждаются и чувствуют это — в особом качестве ума, которое поможет пользоваться информацией и развивать мышление,чтобы достичь ясного понимания того, что происходит как в мире,так и с ними самими.
Я намерен утверждать — надежды на развитие такого качества ума журналисты и гуманитарии, артистыи публика, ученые и издатели начинают возлагать на то, что можноназвать социологическим воображением…Первым результатом социологического воображения и первымуроком основанной на нем социальной науки является пониманиетого, что человек может постичь приобретенный жизненный опыти выверить собственную судьбу только тогда, когда определит своеместо в контексте данного времени, что он может узнать о своихжизненных шансах только тогда, когда поймет, каковы они у тех,кто находится в одинаковых с ним условиях.
С одной стороны, этожуткий урок, с другой — замечательный. Нам неведомы пределычеловеческих возможностей в стремлении к покорению высоти к добровольному падению, к страданию и ликованию, к упоениюжестокостью и к наслаждению игрой разума. Но в настоящее время1 Сокращено по источнику: Миллс, Ч. Р.. Социологическое воображение // пер. с англ. О. А. Обраменко; под общ. ред. и с пред. Г. С. Батыгина.М. : Издательский Дом NOTA BENE, 2001.68мы узнали, что границы «человеческой натуры» пугающе широки,что каждый индивид от поколения к поколению проживает своюбиографию в определенном обществе, в соответствующем историческом контексте. Самим фактом своего существования он вносит собственный, хотя и ничтожно малый, вклад в формированиеобщества, выбор направления его исторического развития, несмотря на то, что он сам является продуктом общества и конкретноисторических общественных сил.Социологическое воображение дает возможность постичь историю и обстоятельства отдельной жизни, а также понять их взаимосвязь внутри общества…Ни одно социальное исследование, если оно не обращаетсяк проблемам человеческой жизни, истории и их взаимодействиюв обществе, не может выполнить стоящие перед авторами задачи.Какие бы специальные вопросы ни затрагивали классики общественной мысли, сколь бы узкой или, напротив, широкой ни былакартина изучаемой ими социальной реальности, всякий, кто ясноосознал перспективы своей работы, вновь и вновь ставит передсобой три группы вопросов.1.
Что представляет собой структура изучаемого обществав целом? Каковы ее основные элементы и взаимоотношения междуними? Чем структура изучаемого общества отличается от другихтипов социального порядка? Какую роль играют те или иные особенности данной структуры в процессе ее воспроизводства и изменения?2. Какое место занимает данное общество в человеческой истории? Каковы механизмы его изменения? Каковы его место и рольв развитии всего человечества? Какое влияние оказывает тот илииной элемент структуры изучаемого общества на соответствующую историческую эпоху и что в этом элементе, в свою очередь,обусловлено исторически? В чем заключается сущность конкретной исторической эпохи? В чем ее отличие от других эпох? Каковыхарактерные для нее способы «делания» истории?3.
Какие социальные типы преобладают в данном обществеи какие будут преобладать? Какой отбор они проходят и как формируются, как обретают свободу или подвергаются угнетению,становятся восприимчивыми или безразличными? Какие типы«человеческой натуры» раскрываются в социальном поведениии характере индивидов, живущих в определенном обществе в данную эпоху? И какое влияние оказывает на «человеческую натуру»каждая конкретная особенность исследуемого общества?… Посредством социологического воображения человек сегоднянадеется понять, что происходит в мире и что происходит с нимсамим — в точке пересечения биографии и истории общества. Самосознание современного человека, которому свойственно видетьсебя по меньшей мере пришельцем, если не вечным странником,69во многом обусловлено отчетливым представлением о социальнойотносительности и трансформирующей силе истории.Пожалуй, наиболее важно, что социологическое воображениедает возможность различить понятия «личные трудности, связанные с внешней средой» и «общественные проблемы, обусловленные социальной структурой».
Такой подход служит важнейшимфактором социологического воображения и отличительной чертойвсех классических работ в области социальных наук.Личные трудности определяются характером индивида и егонепосредственными отношениями с другими; они касаются его«я» и тех ограниченных областей жизни общества, с которыми онлично знаком. Соответственно, осознание и преодоление этих трудностей, строго говоря, не выходят за рамки компетенции индивидакак носителя конкретной биографии, а также за рамки непосредственной сферы его жизнедеятельности, то есть того социальногоокружения, которое определяется его личным опытом и до некоторой степени доступного его сознательному воздействию.