Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 102
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 102 страницы из PDF
Оперант, таким образом, это класс реакций, а реакция — единичный пример этогокласса»1.Таким образом, оперантное обусловливание предполагаетвзаимозависимость окружающей среды, внешних стимулов —в первую очередь поведения обобщенного другого — и поведения конкретных индивидов, на чем собственно основансоциальный обмен, являющийся, по мнению Б. Скиннера,«универсальным принципом общественной жизни». Эту взаимозависимость социолог представлял в виде закона выгоды:«награды» (стимулы) обусловливают «выплаты» (реакции),соответственно «выгодный» обмен подкрепляется и в дальнейшем воспроизводится, а «затратный» обмен с очевидными издержками отвергается как неудачный опыт.Как видно, скиннеровская методология не предусматривает анализа знаний, убеждений, мнений, установок иличувств людей.Подчеркнем, социолог не отрицает их значимость вообще,но полагает, что этими факторами, как «побочными продук1 Evans, R., Scinner, B. F.
The Man and his Ideas / Dialogues with NotableContributors to Personality Series. Vol. IV. N.Y., 1968; История теоретической социологии. М. : КАНОН, 1998. Т. 3. С. 46.467тами», можно пренебречь при изучении общих поведенческих реакций индивида на окружающую среду, котораявыступает как причина конкретного поведения.«Разумный человек не чувствует своей разумности,интроверт своей интровертности… — пишет Б. Скиннерв работе «За пределами свободы и достоинства». — Говорящий не чувствует грамматических правил, которые он,как утверждается, применяет при составлении предложений, и люди говорили грамматически за тысячи лет до того,как что-либо узнали о существовании каких-то правил.Респондент вопросника не чувствует установок или мнений,которые приводят его к особому выбору пунктов.
Мы действительно чувствуем определенные состояния своих тел,связанные с поведением, но, как отметил Фрейд, мы ведемсебя точно также и тогда, когда мы не чувствуем их: они —побочные продукты и их не следует путать с причинами»1.Современные социологи полагают, что бихевиористскаяметодология может эффективно применяться для изучениятаких сфер, как рекламный бизнес или корпоративная деятельность. Однако, разумеется, она неприемлема для анализаповедения индивидов в условиях аномии, когда, по существу, размываются различия между позитивными и негативными подкреплениями.Программированное обучениеОпираясь на теоретико-методологические принципы необихевиоризма, прежде всего на положение о том, что живойорганизм способен к научению, обретению новых формповедения через подкрепления, Б.
Скиннер обосновываетидею, согласно которой в принципе можно решать многиесоциальные проблемы с помощью технологий поведенческойинженерии.Зная, например, что вызвало определенное поведениев прошлом, можно прогнозировать, будет ли индивид следовать этому образцу поведения в настоящем и будущем.Так, принцип оперантного обусловливания и законвыгоды положены в основу программированного обучения,позволяющего переходить ко все более сложным задачам,опираясь на ранее подкрепленный «выгодный» обмен. Ныне1 Скиннер, Б.
Ф. Технология поведения. За пределами свободы и достоинства // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994.С. 39.468эти методические принципы применяются в обучающихкомпьютерных программах, при всевозможных тестированиях, включая тесты, используемые для подбора кадровогоперсонала.Б. Скиннер считал возможным использовать технологииповеденческой инженерии для проведения рациональнойсоциальной политики, суть которой — максимизация полезности и выгоды.В своем романе «Уолден-Два» он описывает коммуну,члены которой благодаря определенным стимулам-наградам вырабатывают желательные поведенческие реакции,которые подкрепляются. Причем подкрепление может бытькак позитивным (материальные и моральные выгоды), таки негативным (наказание, осуждение со стороны других).Результирующая составляющая поведения коммунаров проявляется во взаимной социальной поддержке, рациональномразделении труда, разумном потреблении природных ресурсов, уменьшении доли тяжелого труда и т.д.Социальный контрольБ.
Скиннер рассматривал социальный контроль черезпризму позитивных и негативных подкреплений, исходящихот культурной среды и осуществляемых социальными средствами — через правовые и религиозные институты, школу,а также через ценности, нормы, обычаи.Социолог видел, что акцент на негативные подкрепления,характерный для авторитарных и тоталитарных режимов,приводит к тому, что люди предпринимают попытки избавиться от социального контроля вообще, отвергая общественные ценности и нормы. Бюрократический контрольв развитых современных обществах также не приемлемдля Б. Скиннера, ибо он исключает возможность активногообратного воздействия индивида на контролирующую среду.Критически относился Б.
Скиннер и к контролю в формеманипулирования сознанием людей, рассматривая его какрепрессивную психотехнику, насилие над личностью.Этим формам контроля, в которых доминируют негативные подкрепления, социолог противопоставляет непосредственный контроль над поведением людей, осуществляемый«самими людьми, через людей и для людей»1.1 Skinner, B. F. Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs,1978; История теоретической социологии. М.
: КАНОН, 1998. Т. 3. С. 47.469Заметим, что скиннерские технологии поведенческойинженерии и оптимизации человеческих отношений отнюдьне связаны с утопическими проектами переделки природычеловека или борьбой против контроля как такового: ониакцент делают лишь на том, что желательное поведениелюдей в процессе социального обмена — это рациональновыгодное поведение, получающее весомое социальное подкрепление благодаря прежде всего позитивным наградамстимулам.Социальный контроль в скиннеровской интерпретации,есть, по существу, направленный контроль на разработкутехнологий поведения, на формирование общественно одобряемого поведения с помощью определенных подкреплений главным образом позитивного толка.
По его мнению,социальный контроль должен быть направлен не на усиление и не на минимизацию наказания, а на то, чтобы индивидсам стремился к тому, чтобы избежать ситуации, в которойк нему могут быть применены негативные санкции.Б. Скиннер полагал, что в сравнении с разработкой физических и биологических технологий, человечество весьмаотстало в создании технологий, контролирующих поведениелюдей. «Мы нуждаемся в крупномасштабных измененияхчеловеческого поведения и осуществить их при помощиодних только физики или биологии мы не в состоянии,как бы усердно мы ни работали»1, — заявляет он.В связи с этим, социолог полагает, что перспективы рационализации социального контроля связаны с рядом актуальных направлений социологического исследования. Вот лишьнекоторые из них:— «посредством моделирования окружений» нужновыявлять «объяснительные функции» того или иного поведения;— необходимо развивать «технологии оперирующегоповедения»;— следует пересмотреть традиционную точку зренияо свободе и автономности человека «в том смысле, что егоповедение не вызывается никакой причиной», ибо «научныйанализ вскрывает такие контролирующие отношения между1 Скиннер, Б.
Ф. Технология поведения За пределами свободы и достоинства // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994.С. 31.470поведением и окружением, о которых прежде никто не подозревал»;— необходимо двигать научный анализ «в направлениивсех видов контролирующих отношений»;— следует иметь в виду такую опасность, как «кто будетконструировать контролирующее поведение и с какойцелью», «что сочтет добрым предположительный контролери будет ли это добрым для тех, кого он контролирует?»1.Уже одно перечисление этих требований говорит о сложностях рационализации социального контроля с гуманистическим основанием.Из работы: Б. Ф. Скиннер.
За пределами свободы и достоинства2Технология поведенияПытаясь разрешить те устрашающие проблемы, с которыми мысталкиваемся в сегодняшнем мире, мы, естественно, обращаемсяк приемам, которые нами лучше всего освоены. Мы отправляемсяот силы, а наша сила — наука и технология. Чтобы сдержать демографический взрыв, мы ищем лучшие способы контроля над рождаемостью. Перед лицом угрозы ядерного уничтожения мы создаем все более крупные сдерживающие силы и противоракетныесистемы. Мы пытаемся предотвратить голод в мировых масштабахновыми видами пищи и лучшими способами ее выращивания.
Усовершенствование санитарии и медицины, как мы надеемся, обеспечит контроль над заболеваемостью, улучшение жилищных условийи совершенствование транспортной системы решит проблемы трущоб, а новые способы сокращения и размещения отходов остановят загрязнение окружающей среды. Мы можем указать на значительные достижения во всех этих областях, и неудивительно,что нам хотелось бы умножить их число. Но наши дела идут всехуже, а то обстоятельство, что и сама технология все чаще оказывается беспомощной, отнюдь не придает уверенности. Санитарияи медицина заострили демографические проблемы, война приобрела чудовищный облик с изобретением ядерного оружия, а массовая погоня за благополучием в значительной степени ответственназа загрязнение среды…Мог человек предвидеть этот ущерб или нет, исправить его ондолжен, иначе все будет кончено.
И он может сделать это, если1 Скиннер, Б. Ф. Технология поведения. За пределами свободы и достоинства // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ,1994.С. 41—43.2 Скиннер, Б. Ф. За пределами свободы и достоинства // Американскаясоциологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994.471осознает природу вставшего перед ним затруднения. Практическое приложение одних только физических и биологических наукне решит этих проблем, потому что решения лежат в совсем инойсфере. Лучшие контрацептивы лишь в том случае будут контролировать рождаемость, если люди будут их использовать.