Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Так спомощью договора закрепляется неравенство. Оно может быть устранено только путем передачи прав всехотдельных людей обществу в ходе процесса голосования, когда интересы отдельных лиц нейтрализуются иобосновывается общая воля. В этом общественном договоре положение людей двояко: с одной стороны, онинезависимы как части суверена, а с другой – как подданные вынуждены подчиниться общей воле. Руссообосновывает законность революционного переворота: народ имеет право “сбросить с себя ярмо” и “вернуть себесвободу”, поскольку рабство противно самому естеству человека.
Основой политической теории Руссо являетсяучение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Она в свою очередь выступает источникомзаконов, мерилом справедливости и главным принципом управления.Становление социологии как наукиПолитические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г.
и продолжавшиеся в течениевсего XIX в., послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом ибеспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однакобыло ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка вобществе.Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людейиз аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры.
Возникли новые социальные иэкономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннегоэтапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс,подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложилиальтернативные варианты социального устройства.Представим “социологические портреты” ученых, заложивших основы социологии и внесших наибольший вклад вее развитие.Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин “социология”. Всвоем главном произведении “Курс позитивной философии” (1842) он устанавливает единый закон движенияистории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии историичеловечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, илификтивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямыми постоянным действием сверхъестественных сил.
(Этот период разделяется на три этапа: фетишизм с высшейформой – поклонением небесным светилам; политеизм (наибольший расцвет воображения – античная Греция);монотеизм, когда признание единого духовного принципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни,но приглушает воображение.) На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяютсяотвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касаетсятретьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: “человеческий Ум, признав невозможность достигнутьабсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как отпознания внутренних причин явлений”, чтобы заниматься лишь “открытием путем соединения рассуждений инаблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходствамежду ними”.Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служатпрогрессу человечества.
Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, котороеоблегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”.Таким образом, “позитивность” у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальномуустройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития,достижения согласия общественных отношений с помощью “естественных законов”.В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов.
Каждая более сложная наукастроится на более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наукадобавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод,заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законовразвития.Таблица 1.1. Система наук и их методов по Контуfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 16 of 247НаукаМетодАбстрактные (математика)ЛогикаКонкретные (геометрия, механика)НаблюдениеАстрономияНаблюдениеФизикаНаблюдение + экспериментХимияНаблюдение + эксперимент + классификацияБиологияНаблюдение + эксперимент + классификация +сравнениеСоциологияНаблюдение + эксперимент + классификация +сравнение + исторический методСоциология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контомэнциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства иразвития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должнаопираться на все позитивные науки.
Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой,получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология.Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Контотвергает).С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить обаполюса – порядок и прогресс. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию.В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа.
Контвоспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируютдве части социологии – социальную статику и социальную динамику.Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов,основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на “структуре коллективногосущества” (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии.
Эти условия касаютсяиндивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда – это основные отношения общественногопорядка. Семья – живое воплощение социальной статики, которая в сущности сводится к изучению общественногоконсенсуса. Она предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный моментвремени, а с другой – анализ элемента (или элементов), определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупностьиндивидов или семей в коллектив. Консенсус – основная идея социальной статики Конта.Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законамразвития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации:теологическая стадия – военное господство;метафизическая стадия – феодальное господство;позитивная стадия – промышленная цивилизация.Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано сопределенным уровнем развития.
Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, адуховно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики (“закон прогресса”)заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик вовсех без исключения общественных областях – искусстве, политике, промышленности.
Дух везде играетруководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции.Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым началзаниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют Давнюю историю), но и потому,что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы Для придания ейакадемического статуса как отдельной науки.Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера иЭмиля Дюркгейма.Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике иfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 17 of 247социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическиморганизмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимыхчастей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, например почек, легких и сердца, общество состоитиз различных социальных институтов – семьи, религии, системы образования, государства и экономики.
Подобнобиологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма,Спенсер так же описывал общество. Такое представление об обществе соотносится с тем, что современныесоциологи называют структурно-функциональной теорией (см. гл. 2).Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию историческогоразвития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественногоотбора Ч.
Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход былопределен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться вестественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди “приспособленные” будутвыживать, а “неприспособленные” – вымирать.
По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободнофункционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смоглибы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней историческогоразвития.Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселеннойформируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.
Большинство главнейших трудовСпенсера было создано в эпоху расцвета капиталистической свободной конкуренции, поэтому совсемнеудивительно, что Спенсер придерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм,неограниченная конкуренция и невмешательство государства способны привести к достижению самыхположительных результатов.Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США кактеоретическая база, оправдывающая существование “дикого” капитализма.