Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 30
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
В повседневной жизни мыощущаем присутствие самости в таких фразах, как: “горжусь собой”, “разговариваю сам с собой”, “потерялконтроль над собой”, “стыдно за себя”, “испытываю себя”, “ненавижу себя” и “люблю себя”. Эти понятияпредставляют собой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас есть уникальноетворение, отличающееся от других и в то же время похожее на них.
Образ каждого человека как уникального,автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической целостности. У индивидов, страдающихкакой-либо формой сильного душевного заболевания, особенно шизофрении, отсутствует четкое представление осамих себе и о границах собственной личности, т.е. о том, где начинается и где заканчивается их личность. Поэтомумногие из них теряются в потоке обрушивающихся на них стимулов.Самость участвует в развитии эгоцентрического сдвига, при котором человеку свойственно ставить самого себя вцентр всех событий. По причине такого эгоцентрического сдвига мы создаем гипертрофированные представленияо самих себе как о жертвах или целях действия или события, которое в действительности направлено совсем не нанас.Например, когда профессор, перед тем как возвратить студентам проверенные экзаменационные работы, выбирает вкачестве примера несколько особенно хороших или плохих работ, мы обычно склонны переоценивать вероятность(того, что одна из таких работ принадлежит нам.
Подобным образом мы склонны переоценивать вероятность того,что именно нас, а не других членов нашей группы, выберут для участия в демонстрации опытов. А когда мыучаствуем в лотерее, мы ощущаем, что наш билет имеет больше шансов на выигрыш, чем на самом деле.Эгоцентрический сдвиг свойствен каждому человеку, просеивающему жизненный опыт через фильтр собственнойличности. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятие событий, а позже воздействует нанаши воспоминания об этих событиях. Человеку типично думать о собственном Я в терминах статичности как о“цельной системе” или “вещи”. Но согласно концепциям сторонников теории символического интеракционизма,собственное Я обладает также динамическими характеристиками.
Представители этой теории указывают, что мыможем быть объектами собственных поступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательногопункта начинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самость представляет собой процесс, спомощью которого мы разрабатываем свои действия в соответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х.Кули, Дж.Г. Мид и Э. Гоффман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.Теория “зеркального Я”На рубеже XX в.
в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природаопределяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864-1929) выступил с резкой критикой этогоутверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальныхинтеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте.
Это утверждение лучше всегоиллюстрирует теория “зеркального Я” – процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения другихлюдей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любоготипа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.Самосознание. Кули предполагал, что “зеркальное Я” представляет собой постоянный ментальный процесс, длякоторого характерны три фазы.
Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей.Например, мы можем решить, что поправляемся и становимся “жирными”. Во-вторых, мы воображаем, как другиелюди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучныхлюдей как непривлекательных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например,чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди.В нашем случае мы скорее всего будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своейвоображаемой тучностью.Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствуетобъективной реальности. К примеру, жертвы невроза, вызывающего потерю аппетита, намеренно морят себяголодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненнымисостояниями, в убеждении, что они чересчур полные.
Понятие “зеркального Я” не подразумевает, что нашепредставление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новымчеловеком или новой ситуацией. В связи с этим полезно провести грань между собственными воображаемымиобразами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. “Само-имидж” – это наш внутреннийfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 65 of 247собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим изодной ситуации в другую. Представление о себе – это более стабильный взгляд на самого себя, вневременноеощущение самого себя – “истинное Я”, или “Я такой, какой есть на самом деле”.
“Само-имиджи” слой за слоемобычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление осамом себе. В целом можно сказать, что последовательность “само-имиджей” скорее корректирует, чем вытесняетнаше более ясно выкристаллизовавшееся представление о самом себе, или самоидентичность.Застенчивость. Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости.Застенчивость – это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественныхситуациях.
Данные опросов свидетельствуют о том, что 40% взрослых американцев считают себя застенчивыми. ВЯпонии очень высокий процент застенчивых людей – около 60%. Видимо, одна из причин этого заключается в том,что японцы находятся под сильным воздействием исторически сложившейся в их стране “культуры стыдливости”,согласно которой человек обязан сохранять сдержанность, дабы не подводить своих родных и близких.Застенчивость ложится на человека тяжким грузом, ставит препоны на пути достижения человеком счастья ираскрытия своего потенциала.
Застенчивые люди часто оказываются неудачниками – в школе, в бизнесе, в любви, влюбой жизненной сфере, где люди удовлетворяют свои потребности в ходе взаимодействия с другими. Застенчивыелюди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственнойадекватности и адекватности своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает – они немогут “расслабиться” и не дают сами себе окунуться в водоворот социальных взаимодействий.Подавленность – это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков испособностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когдапроцесс индивидуации идет наперекос.
К примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидаютуспешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний,чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений – координацию и точность мышечных движений тела –путем контроля за выполнением программы. Однако подобный самоконтроль нарушает автоматизм илиотточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.Например, известно, что в финальной и решающей игре чемпионата, в чемпионате на кубок мира игроки – хозяеваполя имеют тенденцию стушевываться и, следовательно, оказываются в невыгодном положении.
Местныеболельщики обычно реагируют на промахи и успехи своей команды аплодисментами, криками и свистом, в товремя как голы, забитые командой гостей, сопровождаются угрюмым молчанием или криками разочарования. Вобычных играх сезона такое поведение болельщиков может служить источником вдохновения для местнойкоманды, но на чемпионате страх местных игроков проиграть его перед лицом поддерживающей их аудиторииоказывает на игроков дополнительный “нажим” и усиливает самоконтроль. В результате они становятся“зажатыми” и склонными к совершению не типичных для них ошибок.Понятие “обобщенного другого”Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий.Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой,как и к другим людям.
При этом мы “принимаем на себя роль других в отношении самих себя”. Внутренне мыпринимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым.В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом “я” (I), аобъективный – словом “меня” (me).Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас накурсе лекции.
Вы думаете: “Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать”, т.е. вывоображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите насамого себя как на объект, или “меня”. Именно вы, действуя в качестве субъекта, или “я”, решаете, что задаватьвопрос не стоит.Использование личных местоимений в утверждении иллюстрирует взаимоотношение аспектов объект-субъект. ПоМиду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освоении ими языка.