Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В основном труде “русского” периода, двухтомной “Системе социологии” (1920), он формулируеттеоретические основы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины им же и быливведены в научный оборот).Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие.Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом.Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяетсяанализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои),выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам.
Сорокин утверждал, чтообщество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть егопостоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе “процветающейдемократии”.Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двух типов –вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую,своеобразный “лифт” для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальнаястратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам,умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., а кроме того, самим фактом их совместной деятельности.Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей иподчиненных.
Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенстводолжно быть разумным.Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, ипомочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе “Социология революции” (1925)Сорокин называет революцию великой трагедией. Революция сопровождается насилием и жестокостью,сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшаетэкономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкциисоциальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждойреформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформадолжна предварительно “тестироваться” в малом социальном масштабе.В своих поздних работах (“Социальная философия в век кризиса”, “Альтруистическая любовь”, “Изыскания вобласти альтруистической любви и поведения”, “Власть и нравственность” и др.) Сорокин проповедует идеиальтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, культурныхценностей, т.е.
те идеи, которые определяли этико-нравственную направленность русской социологической мысли вцелом.(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999. С. 16-28.)Современные социологические теорииТолкотт Парсонс (1902-1979) – один из наиболее значительных социологов второй половины XX в., наиболееполно сформулировал основы функционализма. Как и Э. Дюркгейм, Т.
Парсонс в своих трудах значительноевнимание уделял проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны“взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение” и только приверженностьобщим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды он иллюстрировал примерамикоммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт, в основекоторого лежат нормативные правила. По мнению Парсонса, страх санкций за нарушения правил недостаточен,чтобы заставить людей следовать им безусловно, главное – моральные обязательства.
Поэтому правила,регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей. Следовательно, порядок вэкономической системе основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как илюбая другая составляющая часть деятельности общества, по утверждению Парсонса, с необходимостью является исферой морали.Консенсус в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанныхценностей вытекают общие цели, которые определяют общее направление движений в конкретных ситуациях. Так,в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая следуетиз общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом длясотрудничества.
Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальныйинститут предполагает наличие целой комбинации ролей, содержание которых можно выразить посредством норм,определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли.
Нормы стандартизируют иупорядочивают ролевое поведение, обеспечивают его предсказуемость, что создает основу для социальногопорядка.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 25 of 247Полагая, что консенсус представляет собой важнейшую общественную ценность, Парсонс считает главной задачейсоциологии анализ институциализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценностиинституциализованы и поведение структурировано сообразно им, возникает стабильная система – состояние“социального равновесия”. При этом есть два пути достижения социального равновесия: социализация,посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты,которые выполняют эту функцию,– семья, образовательная система); создание разнообразных механизмовсоциального контроля.Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четыремосновным функциональным требованиям:1.
adaptation (адаптация), касающаяся отношений между системой и ее средой: чтобы существовать,система должна располагать определенной степенью контроля над своей средой, для общества особоезначение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимумматериальных благ;2.
goal attainment (целедостижение) выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которыенаправляется социальная активность;3. integration (интеграция) относится к координации частей социальной системы. Главным институтом,посредством которого реализуется эта функция, является право. При помощи правовых нормупорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта.Если конфликт все же возникает, то его следует улаживать через правовую систему, избегаядезинтеграции социальной системы;4. latency (удержание образца) предполагает сохранение и поддержание основных ценностей.Рассмотренную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям.
Напротив, на практике ни однасоциальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесиянеобходима для ее жизнеспособности. Поэтому процесс социального изменения можно представить как“подвижное равновесие”. Так, если изменится взаимоотношение общества со средой, то это приведет к переменам всоциальной системе в целом. Процесс “подвижного равновесия” может затрагивать не только части, но и всеобщество.Альфред Шюц (1899-1959) – австрийский социолог, первым попытался объяснить, как можно использоватьфеноменологию для проникновения внутрь социального мира. По Шюцу, способ, с помощью которого людиклассифицируют и придают значение окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом.Люди используют то, что социолог назвал “типизация” – понятие, обозначающее класс предметов, которые онивыражают.
Так, “банковский служащий”, “футбольный матч”, “дерево” – все это примеры типизации. Типизации неявляются уникальными для каждого отдельного человека; напротив, они воспринимаются членами общества,передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людьми. Используя типизации,люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверены, что те видят мир таким же образом.Постепенно член общества создает запас “знания здравого смысла”, который разделяют и другие члены общества,что позволяет им жить и общаться. Социолог считал это крайне важным для выполнения практических задачповседневной жизни, подчеркивал, что, хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинствочленов общества, оно не является раз и навсегда данным, неизменным.
Напротив, знание здравого смыслапостоянно изменяется в процессе интеракции, а каждый индивид по-своему интерпретирует мир, но запас знанияздравого смысла позволяет понимать, по крайней мере частично, действия других.Наиболее своеобразно положения феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя различнымишколами. Первую из них – школу феноменологической социологии знания – возглавили Питер Бергер (р. 1929) иТомас Лукман (р. 1927); вторую, получившую название “этнометодология” (термин сконструирован по аналогии сэтнографическим термином “этнонаука” – зачаточные знания в примитивных обществах),– Гарольд Гарфинкель (р.1917).П.
Бергера и Т. Лукмана отличает от Шюца стремление обосновать необходимость “узаконения” символическихуниверсалий общества. Развиваемая этими американскими социологами теория “легитимизации” исходит из того,что внутренняя нестабильность человеческого организма требует “создания самим человеком устойчивойжизненной среды”. Поэтому они говорят об институациализации значений и моделей действия человека в“обыденном мире”.
Символические значения рассматриваются как основа социальной организации и большеевнимание уделяется значениям, вырабатываемым членами общества совместно и стоящим как бы “над” индивидом.Реальная основа этих значений – в религиозных верованиях, разделяющихся каждым. Следовательно, обществооказывается таким социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные“настоящие” ценности и значения, которых впоследствии и придерживается.