Глава 9 (Учебник в PDF), страница 7
Описание файла
Файл "Глава 9" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
М., 1999. С. 607-609.10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организацийприсутствовать при своем вступлении в должность Президента РСФСР. На этомторжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от имени крупнейших религиозныхобъединений и благословил Президента. После этого вошло в обычай (не легализованныйв законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальныхцеремоний – освящения зданий Правительства РФ и областных администраций, ракет,кораблей и т.п.
В ряде воинских частей оборудованы “православные” комнаты. Высшиедолжностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, чторелигиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так,если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?” положительно отвечают около 50% (изних около 75% считают себя православными), то из числа “православных” верит вВоскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещаютбогослужения и соблюдают дисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%.
Число“потенциальных” (по этническому признаку) мусульман оценивается в 12-20 млн.,реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показываютсобытия в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым всвязи с простотой учения и отлаженностью регламентации бытовой жизни. В то же времярост протестантских религиозных организаций характеризуется не только количеством,но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарную деятельность и понятнуюсовременному человеку проповедь.
Они имеют наибольший успех среди молодежи, частопереходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптациейсвоей древнеславянско-византийской традиционности к современности, то у протестантовв России возникли трудности, обусловленные отсутствием опоры на прошлое, традиции ифольклор.
В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальные облачениянаподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствоватьдальнейшему распространению протестантизма в нашей стране.Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительнымоценкам, до 500 тыс. чел.). Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатовГосударственной Думы и Президента РФ оценивается невысоко: “Христианскодемократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г.
Получил 0,28% голосов,мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, членыКонгресса русских общин не сумели попасть в Государственную Думу. Наблюдаетсяявное обострение социальной напряженности вокруг деятельности ряда новыхдеструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести:усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическомутешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурноисторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободурелигиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребностьновых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушениесферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальнойподдержке, в утешении.Проблемы взаимоотношений государстваи церкви в РоссииИзбрание в 1990 г.
Патриархом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия(Ридигера) совпало по времени с оживлением интереса политических кругов к церкви.Церковь, по данным социологических опросов, приобрела наивысший в стране рейтингдоверия, выше, чем правительство и парламент. Многие политические силы начинаютискать союза с православной церковью. Именно эта ситуация характеризуетвзаимоотношения РПЦ и политических структур в последние годы. На выборахпарламента Российской Федерации четыре православных священнослужителя былиизбраны народными депутатами России. Это были архиепископ Ярославский иРостовский Платон, протоиерей Алексей Злобин (Тверь), протоиерей Вячеслав Полосин,священник Глеб Якунин.
В. Полосин вскоре стал председателем парламентскогоКомитета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности.Десятки священнослужителей были избраны депутатами местных органовпредставительной власти.Собственной социальной концепции, аналогичной социальной доктрине Ватикана, вРусской Православной Церкви пока не разработано. Однако позиции Церкви посоциальным вопросам достаточно полно и конкретно были изложены в церковныхдокументах 1990-х гг.: в выступлениях Патриарха Алексия II, решениях СвященногоСинода, определениях Архиерейских соборов (1992, 1994, 1997).
Для разработкивсеобъемлющей концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковногосударственных отношений и проблемам современного общества в целом СвященнымСинодом создана специальная группа, возглавляемая митрополитом Смоленским иКалининградским Кириллом. В этом документе должна определяться позиция Церкви повопросам взаимоотношений церкви с государством и обществом, по проблемам морали иправа, собственности, войны и мира, закона и преступности, общественнойнравственности, экологии, отношения к светским наукам, культуре и образованию,вопросам контактов церкви со средствами массовой информации, международныхотношений.В обобщенной форме современную позицию Русской Православной Церкви по вопросамгосударственно-церковных и социально-политических отношений можно свести кследующим положениям:1.
Русская Православная Церковь дистанцируется от любого государственного строя,она не связывает себя с той или иной формой общественного и государственногоустройства, какой-либо из существующих социально-политических доктрин илиполитической силой. Она – над “правым” и “левым” и поэтому может вести диалогс любыми общественными движениями.2.
Церковь должна быть отделена от государства, не может и не должна вмешиватьсяв государственную политику. Она не должна быть государственной церковью.3. Признавая принцип равноправия религиозных объединений перед законом,Церковь считает, что равноправие не означает равнозначимости, равновеликостирелигиозных объединений. Нельзя ставить на одну доску Русскую ПравославнуюЦерковь с каким-либо экзотическим культом.4. Независимое от государства положение дает Церкви возможность оценивать всесобытия, происходящие в России и вне ее, с позиций духовности и нравственности.Она должна иметь свободу говорить государству правду, даже если эта правдагорька. Она должна иметь независимое мнение по всем вопросам.5.
Священнослужители должны воздерживаться от участия в выборах в качествекандидатов в депутаты, а также от членства в политических партиях, движениях,союзах, блоках и иных организациях, ведущих предвыборную борьбу. Это неотносится к мирянам, которые могут принимать участие в политическихорганизациях. Священнослужители, в том числе представляющие каноническиецерковные структуры и церковное священноначалие, могут участвовать только вотдельных мероприятиях политической организации, а также сотрудничать с нимив делах, полезных для церкви и общества.6. Отделение Церкви от государства не означает отделения ее от общества и егопроблем. Церковь считает полезным взаимодействие и свободное сотрудничествоцерковных институтов с центральными и местными органами государственнойвласти при невмешательстве их во внутренние дела друг друга и если такоесотрудничество не носит характера политической поддержки.
Это касается сферпросвещения, миротворчества, науки и культуры, охраны и восстановленияисторических памятников, заботы об общественной нравственности7. В условиях, когда большинство населения России страдает от голода, нищеты,социальной незащищенности, Церковь видит свою социальную миссию в том,чтобы быть на стороне бедных и обездоленных, и считает своим долгом выступатьв своей исконной роли – заступницы за людей перед сильными мира сего.Эти принципы, касающиеся взаимоотношений церкви с государством и обществом,являются основополагающими.
Ими церковь руководствуется в своей повседневнойпрактике. Общественная миротворческая и объединяющая позиция Русской ПравославнойЦеркви особенно проявилась в событиях августа 1991 г., сентября-октября 1993 г., вконфликтах в Молдавии, между Северной Осетией и Ингушетией, Грузией и ЮжнойОсетией, Грузией и Абхазией, в Таджикистане и Чечне.Русская Православная Церковь остается одной из самых влиятельных общественных иполитических сил в современной России.(Религии народов современной России: Словарь.С. 438-440.)§ 9.2. ОБРАЗОВАНИЕОбучение и образованиеМного дискуссий разворачивается также вокруг института образования.
Причину найтинетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяетиндивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опытпредшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненнымиобстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством крешениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянноеизменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта.Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдаетего на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенныевзгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, чтосоциологи называют образованием. Образование – один из аспектов многостороннегопроцесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения,необходимые ему для эффективного участия в жизни общества.
Оно представляет собойпроцесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняясоответствующие этим статусам роли.Функционалистский подход к образованиюПервые школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшогочисла избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональнойдеятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, спомощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму иарифметике. Это давало им навыки, необходимые для работы на предприятиях и вбюрократических организациях.