Глава 9 (Учебник в PDF), страница 6

Описание файла

Файл "Глава 9" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "книги и методические указания". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

По мнениюВебера, развитие капитализма зависело от того, будет или нет создано сообществоиндивидов, обладающих мировоззрением и ценностями, оптимальными дляпредпринимательства. Войдя в силу, капитализм постоянно обновляется исамовоспроизводится. Основная проблема, считал Вебер, состоит в том, чтобы установитьистоки побудительных мотивов, присущих капитализму, в докапиталистическомобществе. Он считал, что протестантизм, особенно кальвинизм, был решающим, но неединственным условием возникновения этих мотивов. Основой кальвинизма являетсяучение швейцарского теолога и реформатора Жана Кальвина (1509-1564), нашедшееотражение в различных религиозных движениях, в том числе пуританстве, пиетизме ианабаптизме.Вебер отмечал, что, во-первых, протестантизм и современный капитализм появились наисторической сцене примерно в одно и то же время. Капитализм достиг своегонаивысшего расцвета в протестантских странах, особенно в США и Англии, тогда каккатолические страны, например Испания и Италия, в этом смысле отставали.

Во-вторых, встранах, где существовали регионы, населенные и католиками и протестантами, как этобыло в Германии, протестанты начали первыми идти по капиталистическому пути.Именно протестанты, а не католики стали первыми капиталистическимипредпринимателями. Исходя из этих наблюдений, Вебер пришел к выводу, чтопротестантская этика, особенно в кальвинистской интерпретации, прививает “стремлениек рациональному и систематическому поиску выгоды”.Кальвинистский этос имел в себе другие элементы, питавшие мотивацию ккапиталистическому предпринимательству, в частности доктрину судьбы, илипредопределения. Кальвин отвергал господствующую идею средневекового католицизма,согласно которой статус человека в загробной жизни определяется его поведением наземле.

Кальвин учил, что еще при рождении каждой душе предопределен рай или ад. Этаидея приносила беспокойство, поскольку никто не знал, принадлежит ли он к спасеннымили проклятым. По мнению Вебера, последователи Кальвина, ища утешение, считалиаскетизм доказательством спасения и истинной веры; в число характеристик аскетизмавходили упорный труд, трезвость, бережливость, воздержание, отказ от плотскихрадостей. Озабоченные своей судьбой, кальвинисты начали умело культивировать этисамые типы поведения. Но самодисциплина и готовность отложить удовольствие – этокачества, способствующие накоплению капитала и достижению экономическогоблагосостояния.

Капиталистические предприниматели могли идти на все ради прибыли ичувствовать при этом, что выполняют христианский долг. Таким образом, кальвинистскийэтос трансформировал дух предпринимательства в этические обязательства.Многие исследователи после Вебера рассматривали проблемы, связанные с его гипотезой(Тауней, 1926; Робертсон, 1933; Самуэльсон, 1961; Коэн, 1980).

Объясняя истокикапитализма, они обращали внимание на другие факторы, в том числе на резкий подъемторговли в XV и XVI вв., технические новшества, приток капиталов из колоний НовогоСвета, неограниченные рынки сбыта и наличие бесплатной рабочей силы.

СоциологРэндалл Стоукс показал, что верования, являющиеся основой протестантской этики,необязательно стимулируют предпринимательскую деятельность. Кальвинизм, будучивнедрен в Южную Африку нидерландскими и французскими гугенотами (африканерами),не дал там ростков капитализма. Хотя кальвинизм африканеров был в теологическомплане идентичен европейскому, он был консервативен и не внес экономической новизны.И все же труд Вебера, пусть не всегда точный в деталях, остается важной вехой всоциологических исследованиях.

Он показывает, какое влияние может оказать религия начеловеческие дела, зачастую приводя к неожиданным и непредсказуемым результатам.Возрождение религии в РоссииРелигия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающейтрадиционную власть, как в современном Иране. Но она также может стать мощнымфактором социальных изменений, создавая образ мира, который дает толчок кинновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец,религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их ксовременной жизни.

Нынешнее возрождение религии в России представляет собойпопытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.Возрождение религии в России(Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.С. 64-66.) – политико-правовой и социально-культурный процесс 1990-х гг., связанный свосстановлением в своих правах религиозной культуры, свободы совести, легализацией иростом социальной активности религиозных организаций и верующих. Точкой отсчетаэтого процесса принято считать встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева с членами Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) 30 апреля 1988 г.,когда глава государства не только признал полноправность верующих, но и пригласилцерковь к сотрудничеству с государством в нравственной сфере. После этого началисьпередача и открытие отобранных ранее государством у церкви храмов, духовенство сталопозитивным объектом внимания средств массовой информации. В 1989 г.

Патриарх и двамитрополита РПЦ из регионов России были избраны народными депутатами в ВерховныйСовет СССР. В 1990 г. народными депутатами Верховного Совета РСФСР былидемократически избраны пять священнослужителей (четыре православных: архиепископПлатон (Удовенко), священники В. Полосин, Г. Якунин, А. Злобин и буддийский лама Э.Цыбикжапов) и ряд верующих. Все они вошли в руководство Комитета ВерховногоСовета РСФСР по свободе совести (председатель В. Полосин). 25 октября 1990 г. былпринят разработанный ими Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий”, который отменилвсе ограничения на религиозную деятельность, сделал регистрацию религиозныхобъединений необязательной и заявительной, что открыло простор для образованиямногочисленных новых религиозных объединений.

27 декабря 1990 г. ВС РСФСР объявилправославный праздник Рождества Христова (7 января) нерабочим днем. С введениемвесной 1991 г. нового порядка регистрации религиозных организаций органами юстицииРСФСР их количество стало стремительно расти: православных с 3450 в 1990 г. до 7195 в1996 г., мусульманских – соответственно с 870 до 2494, буддийских – с 12 до 124,католических – с 23 до 183, кришнаитских – с 9 до 112, иудейских – с 31 до 80. Общееколичество зарегистрированных протестантских религиозных объединений разныхденоминаций достигло почти 2000. Вновь появились приходы Российской православнойсвободной церкви (в 1996 г. – 98).

Возродились различные “языческие” религиозныеобъединения (древнерусские – 7, шаманские – 2). Появились ранее неизвестные в Россиирелигиозные объединения индуизма – 3, тантризма – 3, даосизма – 9, бахаизма – 20. На 1января 1996 г. всего было зарегистрировано 13 073 религиозных объединения примерно54 религиозных направлений (с учетом нерегистрирующихся эта цифра превышает 15тыс.). Качественно и количественно эти религиозные объединения существенноразличаются.

Так, в РПЦ учет постоянных прихожан в церквях не ведется, и реальноечисло прихожан колеблется от 10-20 до 2000 и более. У протестантов, как правило,фиксированное членство, которым охвачено до 1 млн. россиян; кроме того, у нихдействуют около 300 миссий, специализирующихся на пропаганде своего учения (см.табл. 9.2-9.4).Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % ксовокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамкахроссийских (р) или международных (м) исследовательских проектов)1985 (м)1989 (р)1991 (р)1991 (м)1993 (р)1995 (р)Неверующие757156535950 (50)Православные92034303337 (42)1691018813 (8)Отношение к религииПоследователирелигийдругих(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем жеисследователем, чьи данные приведены для 1993 г.)Таблица 9.3.

Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР исовременной России (в % к совокупному населению)Российскаяимперия (1897)СССР (1991)Россия (сер. 1990х)125 000270 000149 00071,322,833-40 (50-60 млн.)Католики9,25,50,2 (околотыс.)Протестанты3,03,00,7 (более 1 млн.)Мусульмане11,218,510-13 (15-20 млн.)Буддисты0,40,40,7 (около 1 млн.)Иудеи4,20,20,7 (ок. 1 млн.)Отношение к религииЧисленностьнаселения (1000)Православныестарообрядцев)совокупного(без300Последователирелигиозных движенийновыхНеверующие0,2-0,3тыс.)–около 50,0–(300-400около 50,0(В том числе греко-католики (униаты).)Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества,административные центры религиозных организаций, монастыри, религиозные братства,духовные образовательные учреждения.) в России: 1990-1995-1998Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельныхрелигий и церквей в совокупном количестве религиозных общинПоказательРоссия 1990Россия1995Россия1998Изменения(1990=100%)12345665013 58016 017(100.0)(100.0)(100.0)377273689124Общее количествообъединенийрелигиозных240,9Православные церкви (ПЦ)241,9(56,7)(54,3)(57,0)Русская ПЦ344269428653(Московский Патриархат)(51,8)(51,1)(54,0)265240203в том числе:251,4Старообрядческиеразличных направленийобщины76,6(4,0)(1,8)(1,3)34170223(0,5)(1,3)(1,4)185327283262(27,9)(20,1)(20,4)99111151186Римско-католическая церковь655,9Протестантские церкви (вместе)176,0в том числе:ОбъединенияБаптистовЕвангельских Христиани119,7(14,9)(8,2)(7,4)300422615(4,5)(3.1)(3,8)Пятидесятнические церкви205,092190206(1,4)(1,4)(1,3)185266323Свидетели Иеговы223,9Адвентисты седьмого дня174,0(2,8)(2,0)(2,0)177178177Лютеранские церкви100,0(2,7)(1,3)(1,1)73242(1,1)(0,2)(0,0)23864(0,0)(0,3)(0,4)195166(0,0)(0,7)(1,0)91427082891Меннониты2,7Методистская церковь320,0Пресвитерианская церковь16 600,0Ислам316,3(13,7)(19,9)(18,0)1695160Буддизм1100,0(0,2)(0,7)(1,0)9121120“Новые” религиозные движенияв том числе:Вайшнавы (Сознание Кришны)1333,3(0,1)(0,9)(0,7)13721Вера Бахай2100,0(0,0)(0,3)(0,1)68146(0,5)(0,9)Харизматические церквиИсточник: Религии народов современной России: Словарь.

Свежие статьи
Популярно сейчас